В духовной жизни важное место занимает чтение Священного Писания. «Кто любит читать или слушать Слово Божие, вообще - занимается им, тот, верно, от Бога, любит Его и имеет живот вечный; а кто не любит ни читать, ни слушать, тот не от Бога» (1: 484).
Священное Писание есть Слово Божие и потому оно величественно, верх совершенства, образец совершенства (2: 579). «Господи! - восклицает святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Слово Твоё, изречённое Пророками, равно сильно, равно величественно, как и Ты: оно - равно Тебе. И это для меня есть лучшее доказательство, что пророки изрекали не своё, а Твоё слово» (1: 573). «Священное Писание - светило, сияющее в тёмном месте этого мира. Как многих оно просветило! Сколько людей заимствовало от него силу своего слова! Все великие проповедники церковные, все творцы духовных творений, в коих мы находим столько услаждения, столько возвышенности и красоты слова, образовались Священным Писанием» (2: 216).
Святое Евангелие и Апостольские Послания содержат совершенное учение - оно глубоко и безыскусственно, мудро и просто - образец и для человеческого слова (2: 392). «Какая простота, чуждая всякой искусственности, в рассказе Евангелистов! Какая искренность! Неподдельность! Вот что, между прочим, разительнейшим образом доказывает истину повествования святых Евангелистов» (2: 400). «Так и видишь, что это говорит Сам Творец Слова, у Коего слово есть дело» (1: 579). Истина сего утверждается уже тем, что её возвещает не один человек. «Истина учения, жизни и деяний Христа Спасителя засвидетельствована четырьмя свидетелями - Евангелистами. Если двух свидетелей достаточно для утверждения истины, то тем более - четырёх» (2: 413-414). Поэтому святой Иоанн считает слово Божие пищей, «которой живут духи бессмертные - Ангелы», той пищей, «которой держатся в целом составе своём и во всех частях своих все миры Вселенной» (1: 85).
Священное Писание чудесно не только своим содержанием, но и «в рассуждении лиц, чудесно его написавших. Не чудо ли человеку неграмотному, некнижному, простому, знавшему прежде только рыбный промысел, написать такие прекрасные сладкие Писания, которыми никогда не насытишься; записать такие истины, которые простому человеку не могут сами по себе и в голову прийти, написать так просто и так умно!» (2: 319).
Премудро также слово Божие распространилось и дошло до нас - теперь оно питает нас, учит нас. Первоначально оно было возвещено в Ветхом Завете Господом чрез пророков, в Новом Завете Спасителем непосредственно или чрез святых Апостолов, «но потом, быв записано, оно разнеслось по всей Вселенной миллионами верующих, питало и питает миллионы верующих, как истинное, действенное слово Божие» (2: 252-253); научает и вразумляет, что Царство Божие и владычество Его «во всяком роде и роде» (2: 123). «Древние патриархи, судии, цари, пророки, новозаветные Апостолы и все Святые удалены от нас на большое расстояние времени, но в Священном Писании мы читаем их слова и об их действиях - так точно, как будто бы мы их слушали и видели: этот письменный способ сообщения нашего с ними есть символ нашей близости к ним по духу... И это есть премудрое устроение Сущего, Который не имеет времени. Ты, живя во времени, теряешься в минувших веках, так что самые дальние века для тебя составляют как бы пустоту; Господу всё присуще, как нынешнее, как сегодняшнее, и вот Он даёт даже отчасти и тебе уподобиться Ему в этом - сообщаться чрез Писание с далеко минувшими лицами, как бы с настоящими» (2: 125). «Верь и ты, человек, - взывает святой Иоанн, - в Боговдохновенность учения Апостольского так же твёрдо, как и в своё существование. Читай Апостольские Послания и умудряйся ими во спасение» (1: 402).
Святой Пастырь даёт и правила для чтения Священного Писания: «Читай сердцем, (...) добрым и благим» (2: 197), со смиренной верой и любовью (2: 385), медленно, неторопливо. Такое чтение «успокоительно для самого читающего, а чтение поспешное - трудно и беспокойно» (2: 131, 351). Более того, Бог Слово строго наказывает, когда кто оскорбляет Священное слово «своими пропусками или торопливыми, нелепыми выговорами» (2: 131).
При чтении Священного Писания должно «принимать живое, искреннее участие в том лице, о котором идёт речь или которое представляется говорящим; нужно быть на время как бы одно с ним, как бы одна душа, тогда чтение достигнет своей цели. Но оно не достигнет своей цели, когда читаемое место будет как бы чуждым для души читающего, когда он верой не примет участия в лице, о коем идёт речь, когда он не станет в его положение, или лучше - во все его положения» (2: 221).
Читая Священное Писание, следует отказаться «от собственного знания, от своей мудрости» и принимать «как невежа, как неучёный, как дитя, начинающее учиться» (2: 232-233).
Если начнёт овладевать чувство смущения, требуется усилить внимание и прочитать «утешительную главу из Евангелия или Апостольского Послания, например, апостола Павла к Коринфянам (предпоследнюю, или последнюю, или другую какую)»; воодушевиться ей - и смущение отбежит, а радость веры проникнет в сердце (2: 303).
Заниматься постоянно - без перерыва - чтением или «одним и тем же делом» - нельзя. Природа требует отдыха. «Святые Отцы разнообразили свои подвижнические труды. Святой Григорий Богослов говорит о себе, что он свободное время от трудов своих посвящал прогулке и спокойному созерцанию. Так и ты веди себя: разнообразь свои занятия, а над одним чтением не сиди; такой распорядок занятий даст тебе и энергию в деле и разнообразием сообщит душе удовлетворение, весёлость. А без него ты будешь тратить по пустякам свои труды, потому что к одному и тому же делу, естественно, ослабляется внимание, если оно постоянно пред глазами» (2: 236).
«Блаженны читающие со вниманием и понятием слово Божие: из мира земного они восторгаются как бы в мир Небесный» (1: 523).
К.Е. Скурат Русские Святые – их наставления. Том 3. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Троицкий Собор. Яхрома, 2009