О том, как бессмысленно и бездумно тратятся силы, время и возможности.
Самолюбие.
Это ложная, неразумная любовь к себе. Чтобы более отчетливо увидеть в себе страсть самолюбия, ее ложную сущность и вредоносные последствия, следует показать ее связь с другими страстями.
Прежде всего нужно отличать страсть от природного, естественного душевного движения, отличать патос, неестественно-болезненное душевное движение, от не страсти. Господь человека не творил страстным и не создавал страсть. Страсть – это уклонение от воли Божьей. То, что стало страстью, до грехопадения было нормальным душевным движением.
Возьмем, к примеру, страсть чревоугодия. Желание вкусно покушать – это не грех, это не страсть. Но когда к желанию покушать примешивается самолюбие, самоугождение, появляется страсть со всеми ее патологическими признаками, греховное, неестественное душевное движение. Признаки чревоугодия: человек жадно стремится поглощать еду, ему хочется неумеренно угодить себе, больше и больше (чревобесие), вкуснее и вкуснее (гортанобесие).
У алкоголика возникает желание все больше и больше выпить, он не может остановиться, бездонная жадность в результате уже не приносит удовольствия, а только страдания. Как говорят – не человек пьет водку, а водка его пьет – т. е. страсть (которая от беса) выпивает из человека жизнь. Еда поедает человека, точнее – страсть съедает человека. Отсюда тревожное состояние, жадность, желание все больше и больше угодить себе, в этом – суета, беспокойство, мучительность. Это признаки чревоугодия, как и самолюбия-самоугодия.
Те же признаки мы наблюдаем в блудной страсти, в сребролюбии, в гневе, в печали, в унынии-лени, в тщеславии и гордыне.
Самолюбие-самоугодие, примешиваясь к естественному душевному движению, делает его страстью – неестественным душевным движением, болезненным (патос), мучительным, мертвящим – саморазрушительным для человека. Страсть является страстью потому, что своим источником имеет самолюбие. Почему важно это подчеркнуть? Потому, что, борясь с какой-либо страстью, но не искореняя самолюбие, мы не исцеляемся, так как скрытый источник болезни не врачуется – он и далее будет подпитывать страсти, оказывая на нас разрушительное воздействие. Поэтому важно увидеть страсть самолюбия, ее скрытое действие в себе и ее роль в порождении других страстей. Не зря Феофан Затворник называет самолюбие семенем всех страстей (1, с. 13).
Блудная страсть.
Это похоть, желание самоудовлетворения, отсутствие любви к другому человеку. Его словно нет, он только средство для самоудовлетворения. Самолюбивый человек находится в «закрытой сфере» и считает, что только он и есть на свете и все должно быть для него, а другим нужно удовлетворять его самоугодливые желания. Самолюбие извращает любовь, этот дар Божий, и превращает его в болезненное, разрушительное самоудовлетворение, в похоть. Любовь не направлена на Другого, а направлена на «Я», на себя – само-любие, эгоизм. Тут присутствует жадность, беспокойство, потому что от дьявола. От Бога – покой, от дьявола – суетное неестественно тревожное, мучительное беспокойство. Ибо дьявол не имеет покоя, так как он не пребывает в Господе, отринут от Него. Похоть выпивает жизнь из людей, разрушает любовь, паразитируя на ней, так же, как самолюбие паразитирует на всем человеке, внушая ему любить только себя, и при этом губит его. Самолюбие извращает любовь в блуд, в ненасытное само-удовлетворение, являющееся, по сути, ненавистью к себе и к другому.
Сребролюбие.
Желание иметь деньги не греховно. Греховно делать деньги самоцелью, служить богатству как Богу, делать из денег идол – золотой телец, похотливо желать богатства. Деньги, материальные блага даются человеку Богом, чтобы он мог жить и делать то, что ему нужно, что необходимо. Но когда человек хочет денег не для нужного, а для самоугодия, когда он зацикливается на желании иметь все больше и больше финансов, то делает себе вред. Самость (самолюбие) выступает в роли самоослепленности, когда человек, кроме себя, никого не видит, и использует других для извлечения прибыли. Схожесть с блудной страстью – похоть, неуемная жадность, суетное неприродное, тревожное беспокойство, использование другого человека как средства для достижения эгоистических целей. Не деньги служат человеку, а человек служит деньгам, точнее, бесу сребролюбия, как в блудной страсти – блудному бесу. Сребролюбивый самолюбив, эгоистичен, хочет захватывать все только себе, жить только для себя, а там хоть трава не расти – «после нас хоть потоп».
Гнев.
Естественный гнев человека на несправедливость, на врагов спасения. Неестественный же, самолюбивый – на тех, кто противится нашей самолюбивой, самоугодливой воле: «Я хочу всего для себя, желаю, чтобы все было по-моему, и гневаюсь на все, что этому мешает, на тех, кто не соглашается с моим самолюбием, не удовлетворяет его». Самолюбивый гнев характеризуется безудержностью, беспокойным состоянием, когда человек выходит из себя потому, что затронули его самолюбие, его псевдосамость. Гнев – это самоопьяненность злобой, адское, одержимое состояние.
Печаль.
Естественная печаль – когда грустно, нет настроения; спасительная печаль – это печаль по Богу, тоска по Нему, а также печаль из-за своей греховности, которая не дает жить по заповедям, быть с Творцом. Неестественная печаль – когда примешивается самолюбие и не получается по-моему, не происходит так, как я хочу, как желает мое самолюбие. В итоге удручающее состояние, глухой ропот, прибитый гнев, злое недовольство, подавленность, мрачность.
Тщеславие.
Тщеславие – это желание тщетной славы. Похвала за заслуги и успехи – естественна, но неестественно потакание чрезмерной любви к себе для ублажения самолюбия и ложного самомнения. Это не открытость славе Божьей, а закрытость в ложном самохвалении. Внешние похвалы подпитывают ложное самолюбивое самовосхваление, и в результате усиливаются самолюбие, самозакрытость в удовлетворении своего ложного Я, самолюбование.
Гордыня.
Гордыня – ложное возвышение над всеми. Я, самость становятся идолом. Самолюбие, неестественная любовь к себе выделяют человека как особенного и сверхценного, не такого, «как прочие человеки», окрыляют ложными достоинствами. Отсюда – отделение от людей на ложную высоту – самовозвышение, гордыня. В гордыне «Я», самолюбие есть бог: «Я есть все, все должны любить меня, хотя я даже и не нуждаюсь в их жалкой любви, так как они все ничтожества по сравнению со мной». Это предельная закрытость, запредельное самолюбие. Люди не видят ничего, кроме себя любимых. Других нет.
Немного об унынии-акедии. Буквальный перевод греческого слова «акедия» – лень, нежелание трудиться. Обычно уныние ассоциируется с тяжелой печалью, с подавленным депрессивным состоянием. Акедия же – это тяжелая лень, которая расслабляет, обессиливает и не дает трудиться по заповедям Божьим. Следует различать печаль и акедию-лень. При акедии нам очень тяжело что-то делать, руководствуясь Промыслом Божьим, призванием. А убивать время не лень, наоборот, даже хочется, есть на это силы и энергия. Г. Бунге в своей работе «Акедия у Евагрия Понтийского» (2) показывает, что источником акедии является филаутия – самолюбие. Действительно, это так. Ведь что такое лень? Когда не хочется что-то делать. Можно уловить связь помыслов самолюбия и помыслов лени – они друг друга подпитывают и усиливают. Вот, к примеру, нужно сделать что-то важное, нужное. Но злые силы внушают мне: «А может, и не надо это делать, может, отложить, сделать попозже. Это ведь тяжело, морока, я не смогу».
Святые отцы называют самолюбие саможалением. Человек начинает себя жалеть, поддается помыслам самолюбия-саможаления: «Побереги себя, ты себя перетруждаешь, ты устал, у тебя нет для этого сил, ты не сможешь, можно и вред себе, своему телу нанести, делая трудное дело». И тогда появляются помыслы лени: «Лучше не берись за это дело, отдохни, сделай паузу, не утруждай себя, пожалей себя, не создавай себе лишних проблем, хлопот, живи легко, может, кто-то сделает это, может, и не надо ничего делать». И возникают бессилие, нежелание, отвращение делать нужное дело – страсть акедия-лень. Существует взаимосвязь акедии-лени и филаутии-самолюбия – страсть самолюбия питает, усиливает страсть акедию-лень. И тут я вижу, осознаю, что когда я потакаю себе, своему самолюбию, то от этого начинаю давать себе разленение, не даю себе работать над собой, над своим делом. Этой «заботой» о себе, вернее – озабоченностью собой, мы причиняем вред. Прп. Иоанн Лествичник называет акедию «всепожирающей смертью» (3, с. 120). Акедия – это мертвящее состояние, состояние мертвой бессмысленности, когда вы ничего нужного не можете делать. Это тяжелое бессилие, в котором присутствует тревога и мучительное беспокойство, и двойственное состояние – одновременно ненормальная мертвая неподвижность и ненормальная суетливая подвижность. Самолюбие, саможаление, самопотакание порождают акедию-лень: «Ты себя не жалеешь, не любишь, дай себе слабину, поблажку». При этом внушается ложная забота. Вы начинаете себя жалеть и поддаетесь лени, проваливаетесь в засасывающее, тягуче неподвижное болото, в котором нет сил сделать что-то нормальное, нужное, настоящее. И чем больше вы склонны к самолюбию, тем больше впадаете в безжизнененное, бессмысленное, тягуче-суетливое состояние, состояние мучительной безжизненной бессмысленности, страсти-болезни акедии-лени. Самолюбивое желание себя не мучить трудом приводит к расслабленной бессмысленной мучительности акедии-лени.
Самолюбие обманывает тем, что внушает ложную любовь к себе, но это приводит к мучению, саморазрушению, не-любви, ненависти к себе. Самолюбие мучительно и погибельно, хотя на вид приятно и заботливо. Самолюбие – озабоченность собой, пользой для себя, самопренебрежение, самомучение, саморазрушение человеком самого себя. Самолюбивый мучает себя и других, думая, что любит себя и окружающих. Это мучительная страсть, которую тяжело увидеть, так как она внушает человеку вроде бы полезную заботу о самом себе, но на самом деле причиняет этой «заботой», озабоченностью погибельный вред, ложную очевидность, что человеку хорошо, когда он любит самого себя («я ведь сам себе плохого не пожелаю»). Любовь к себе оборачивается ненавистью к себе, человек себе делает не доброе, а злое, поддаваясь злому духу самолюбия.
Самолюбие – это самопотакание, потакание своим слабостям, злым страстям, своему ветхому, страстному человеку. Эгоистичные родители потакают слабостям, страстям ребенка, его самоугодию. Они думают, что любят чадо, жалеют его, беспокоятся о нем, когда говорят: «Не перетруждай себя, пожалей себя, побереги, мы сделаем твою работу за тебя». Родители обволакивают его псевдозаботой, и в итоге ребенок лишается духа дерзновения делать то, что предназначено ему Богом, лишается сам себя. Нужно же не потакать, а делать во Божью славу, преодолевать самолюбие, пресекать саможаление, самоугодие, но пребывать в вере, в духе Божьем, непрерывно преодолевать своего ветхого, ложного человека.
Важно осознать свою немощь, но в немощи и силу Божью, которая выводит из падения в самозацикленное самоугодие. Ужас самолюбия отбирает силу, жизнь. В бессмысленном самоугодии бездумно тратятся силы, время и возможности. Человек не реализует себя, данные Богом таланты, лишает себя возможности дарить любовь другим, зацикливаясь на своем «Я». В самоослепленности самолюбия нельзя увидеть любовь Христа к нам, недостойным, осознать, что Отец Небесный любит и заботится о каждом, дает нужные блага. Потакая своему самолюбию, мы уподобляемся безумцу, который от страха и лени закопал свой дар, свой талант и ответил за это на Суде Божьем.
Господи, помоги нам увидеть и побороть самолюбие! Помоги, Господи!
Александр Блуд
Литература:
1) Св. Феофан Затворник. Страсти и борьба с ними: выдержки из творений и писем. – М.: Даниловский благовестник, 2003.
2) Иеромонах Габриэль Бунге. Акедия. Духовное учение Евагрия Понтийского об унынии.
3) Преподобного отца нашего Иоанна, игумена горы Синайской, Лествица. – К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2007 (3-е изд.).
pravlife.org
|