12:10 Почему важно посещать всенощные бдения? | |||
Фактически, всенощное бдение, состоящее из вечерни, утрени, 9 и 1 часа, составляет с Божественной литургией единое целое. Во времена первых христиан так и было. Об этом в своей книге «Толковый Типикон» очень хорошо писал профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. Важно посещать не только саму Литургию, но и предваряющее ее всенощное бдение, так как оно практически является началом Литургии, началом суточного православного богослужения. Ведь церковный день по ветхозаветной традиции начинается с вечера – с вечерни. Можно привести такой пример: мы не ходим в кинотеатр фильм к середине фильма, а не к началу, нам хочется посмотреть киноленту с первого кадра целиком, чтобы иметь целостное представление о фильме. Примерно то же происходит и с всенощным бдением и Литургией. Приходя только лишь на Божественную литургию, мы пропускаем половину события. Ведь Литургия на девяносто процентов своего молитвенного объема – служба неизменяемая, а основная духовная и смысловая нагрузка памяти дня (смысл празднуемого события – к примеру, двунадесятого праздника или чтимого святого) припадает на всенощное бдение: стихиры, паремии, полиелей с чтением Евангелия, каноны и т.д. Не ходя на всенощное бдение, мы оставляем большой пробел в своем духовном развитии, лишая себя Божественных святоотеческих глаголов из истории Церкви или житий святых. Существует в наших храмах также порочная практика присутствовать на всенощном бдении, но после помазывания святым елеем на полиелее сразу уходить. Во-первых, сразу за полиелеем начинается чтение канонов – особых больших по объему молитв, где развернуто и глубоко раскрывается духовный смысл празднуемого события или жития святого (святых), несколько позже поется Песнь Богородицы, в которой мы возвеличиваем Божью Матерь (считается, что в это время Она присутствует в храме и благословляет молящихся), а после поется очень трепетное, нежное великое славословие. В нем человечество благодарит своего Создателя за все те блага, которые Он дает нам – грешным людям. И как не остаться на нем и не поблагодарить своего небесного Отца, как не выказать Ему свою сыновнюю любовь? Во-вторых, это неправильно, потому что тем самым мы нарушаем церковный устав. Ведь отпуст, который перед окончанием службы произносит священник на солее, он потому и отпуст, что мы получаем благословение на отпущение (уход) из храма. До этого нам следует оставаться в церкви, внимания молитве, если, конечно же, нет совсем уж неотложных дел. Понятно, что случаи бывают разные, но все-таки нужно себя понуждать к церковной службе, чтобы приобрести, с Божьей помощью, благодатный навык. Православное церковное богослужение – это отблеск-образ райского ангельского славословия Богу, и если мы здесь, на земле не привыкли молиться, то что мы будем делать там – в Царствии Небесном? Тем более, служба церковная и молитва уже сейчас даст душе ту пищу, которую не сможет дать ничто земное: мир и упокоение в Боге. Иерей Андрей Чиженко | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |