10:00 «Полемика» о богатстве и бедности между профессорами КДА | |||
Щеголять богатством и приумножать имущество,или быть довольным своей бедностью? О взглядах профессоров М.Олесницкого и В.Екземплярского - кандидат богословия Ярослав Хижняк. Одним из важных вопросов современной богословской науки является осознание и осмысление вопроса о богатстве и бедности, в частности теоретического и практического вклада представителей духовно-академического образования 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. в решение этой проблемы. В частности, в Киевской духовной академии этот период совпал с наиболее острой формулировкой богословами-моралистами многих существенных для нравственного богословия вопросов, которые и до сих пор остаются актуальными в современном богословии. Одними из известных и уважаемых профессоров в истории Киевской духовной академии в сфере нравственного богословия были Маркелин Алексеевич Олесницкий и Василий Ильич Экземплярский, исследования научного наследия которых вызывает интерес богословов, историков Церкви, философов, религиоведов и педагогов. Анализ их работ, к которому прибегали ученые, ярко демонстрируют важное апологетическое, нравственное, церковно-практическое значение для современного богословия. В 1873 г. свою преподавательскую деятельность в Киевской духовной академии начал Маркелин Алексеевич Олесницкий. Он родился в 1848 г.. На Волыни в семье священника. В 1873 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия, где и остался работать преподавателем на кафедре нравственного богословия и педагогики [8. С. 203]. С 1902 г. в Киевской духовной академии нравственное богословие преподавал Василий Ильич Экземплярский. Он родился в 1875 г. в Киеве. Окончил Литовскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, в которой впоследствии преподавал нравственное богословие [4. C. 24-25]. Стоит заметить, что вышеупомянутые профессора преподавали в разный период и не вели официальной полемики между собой на страницах периодических изданий. Поэтому речь будет идти о «межвременной полемике». Философский компромисс между Евангелием и жизнью По наблюдению В. Л. Грищенко, в религиозно-философском возрождении Российской империи на рубеже XIX-XX вв. проблема жизненности моральных принципов христианства приобрела особую заостренность. Проблема отношения христианства к миру, культуре, обществу и личности стала ведущей в российской христианской мысли от архим. Федора (Бухарева) до В. Соловьева, Н. Бердяева и Н. Федорова. В произведениях религиозных философов яркое воплощение получила такая черта русского духа, как «богоискательство», причем не столько в смысле теоретического богословия, сколько в смысле искания Божьей правды и Царствия Божия. Поводов задуматься над вопросами христианского нравственного идеала было более чем достаточно, ведь никогда еще застарелые «болячки» имперской России не открывались с такой силой, как в предреволюционное десятилетия. Главной проблемой стало разительное несоответствие между Христовым учением, признанным как святое и настоящее, и жизнью человека и общества. Значительная часть русских богословов выбрала компромиссный путь примирения Евангелия с жизнью. Они признавали безграничное совершенство и святость христианского идеала, однако преодолевали пропасть между этим идеалом и жизнью путем сведения небесного к земному, оправдывая действительность таким образом, чтобы последняя не только не противоречила бы духу евангельского учения, но и вытекала из него. О нравственных заповедях в несовершенном мире Объявляя христианские нравственные заповеди в условиях несовершенной действительности недостижимым идеалом, некоторые богословы, такие как М. Олесницкий становятся, по мнению В. Екземплярского, на путь приспособления и компромиссов, условно разделяя евангельские установки на «обязательные» и «желательные», и именно к последним причисляя заповеди о «блаженстве голодных». Принципиально другая позиция В. Экземплярского, для которого никакое искажение Священного Писания для доказательства мысли, что обладание богатством совершенный Божий дар человеку, абсолютно недопустимо [2. С. 69-76]. Имущественное и социальное неравенство между людьми объяснялось греховными влечениями человека к богатству и власти, которые, однако, не осуждались, а оправдывались всевозможными средствами, в том числе и ссылками на евангельские тексты. Строки из Писания: «Разве то, что ты владел, не твое ли было, а то, что продано, не в твоей ли власти находилось?» (Деян 5,4) и «Всякое доброе даяние и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1,17) стали основой для своеобразного толкования. О богатстве, бедности и милостыне - М.Олесницький Так, Н. А. Олесницкий, ссылаясь на упомянутые евангельские тексты, настаивал на необходимости быть разборчивым в подаче милостыни согласно размерам имущества того, кто осуществляет милостыню, а самим владельцам имений не только не запрещал жить в роскоши, но и позволял приумножать имущество, отдавать деньги под проценты [2. C. 63-68; 5. C. 412]. «Что богатство и вообще имущество не предосудительно для христианина, - говорит Н. А. Олесницкий, по наблюдению Н. В. Сомина - это видно уже из того, что Сам Бог предоставил человеку право владеть землей и обладать ею (Быт.1, 26; 9,1). А всякое имущество плод земли. Владением имуществом обусловлена возможность духовного образования человека и приобретение определенной степени самостоятельности и независимости, необходимых для деятельности в мире. Имущество же доставляет возможность благотворительности. Но, обладая имуществом, необходимо быть внутренне независимым от него, не очаровываться им. «Как богатство умножается, не прилагайте сердца к нему» (Пс. 61, 11). Не богатство должно обладать человеком, а мы должны обладать богатством, свободно распоряжаясь им и употребляя его на благие дела». Далее продолжает М. Олесницкий: «Морально оправдан источник обогащения и вообще приобретения имущества указан в лице Адама, которому завещано растить хлеб в поте лица (Быт. 3,19)». «Отдавать деньги на законные проценты и вообще употреблять свое имущество для приобретения нового имущества, то есть, для приумножения имущества, конечно, разрешено. Притчей о талантах предполагается естественность и нормальность последнего. Но всякое ростовщичество, безусловно, безнравственно ». «Бедные должны соблюдать внутреннюю независимость от бедности. «Имея одежду и пропитание, будем довольны тем» (1 Тим. 6, 8). В то же время бедные должны осознавать, что и при материальной бедности они могут быть духовно богатыми и высокими». Все это, конечно, - та же «общепринятая» доктрина. Но аргументация ее стала более утонченной, сочетая в себе протестантские и католические идеи. Что же касается «влияний», то они, как и раньше, процветают. Вот характерное место из «Дневника» митрополита Арсения (Стадницкого), тогда - студента 4-го курса Киевской духовной академии: «Когда я пришел к своему профессору нравственного богословия Маркелину Олесницкому, то застал его именно в таком исходном положении среди множества развернутых немецких книг, которые валяются и на полу, и на диване, и на столе, и на стульях. Я и говорю ему: «Вы, Маркелин Алексеевич, должно быть, играете на этих книгах, как на картах. Надо иметь хорошую память, чтобы помнить, что и откуда взять, чтобы сшить нечто целое ». Он засмеялся: «Да, эти книги нужны мне для цитат», - сказал он. В виде того, кто сумеет раньше заняться этим делом «подтягивания» и чье произведение раньше выйдет, тот и выиграет ». О собственности и милостыне - В. Екземплярский Профессор нравственного богословия Киевской духовной академии Василий Ильич Экземплярский в своей книге «Учение Древней Церкви о собственности и милостыне» по поводу учебника Н. А. Олесницкого писал: «Советы наших богословов богатым приобретать, охранять и приумножать свое имущество, как настоящий дар Божий, дар совершенный; а бедным советы «сохранять внутреннюю независимость духа» и внутренне «хотеть быть бедными» способны заставить покраснеть каждого, знакомого с учением Церкви »[6]. Подобные попытки богословских перетолкований евангельских текстов с целью оправдания социальных проблем современности В. Екземплярський считал пустыми как в богословском, так и в морально-этическом отношении. Мысли оппонентов «по духу» В. Экземплярский называет принципиально неправильными и нехристианскими, такими, что не только «игнорируют учение церковных авторитетов и искажают истинный смысл учения Слова Божьего», но и заслуживают морального осуждения, потому что «образ Христа Спасителя делают соучастником и защитником человеческого несовершенства и жизненной лжи ». Настоящий богослов, по мнению мыслителя, должен уважать святость евангельского учения, а не искажать его в угоду веяниям и сильным мира сего. Всем «защитникам лжи жизни» В. Екземплярский не уставал напоминать: «Пути ваши не являются путями истинных служителей Церкви», пусть «таким образом можно успокаивать свою совесть и совесть других, точнее усыплять ее, но вряд ли эта задача достойн богословия »[3. C. 63 - 68; 9. C. 15; 10. C. 6]. За год до увольнения из Киевской духовной академии, в 1910 году, вышла основная работа В. Екземплярского «Учение древней Церкви о собственности и милостыне». Как считал А. Введенский, именно эта книга стала главной причиной увольнения В. Екземплярского. Это вполне вероятно, поскольку сам В. Екземплярский о ней пишет: «В «Учении древней Церкви о собственности и милостыне» я с особым рвением боролся с господствующим направлением наших систем нравственного богословия». Но цель этой выдающейся работы вовсе не в разоблачениях. Сам В. Екземплярский писал: «Наша цель иная: изложить положительный христианский взгляд на предмет». В. Екземплярский утверждает, что господствующее направление современного ему богословия, которое он иногда называет «казенным», «официальным» богословием стремится притупить остроту разлада между евангельскими заповедями и жизнью христианского общества, скрывает правду Христову, не признает ее жизненности, освящает явно несправедливые основы современного общества и, особенно, жизни общественной, путем искусственного отбора мест с новозаветного и преимущественно ветхозаветного Откровения [7]. Кто прав? Но не стоит обвинять Н. А. Олесницкого в том, что он стремился освятить авторитетом Христа те устойчивые учреждения государственной жизни, которые не согласны с духом Христова учения. Дело в том, что Святейший Синод, занимаясь проблемой преподавания и воспитания в духовных учебных заведениях, издавал указы, так называемые уставы, которыми должны были руководствоваться все духовные учебные заведения. При введении такого устава в 1884 в основу программы по нравственному богословию была положена книга протоиерея Павла Солярского под названием «Нравственное Православное Богословие», поэтому все другие авторы, которые приспосабливались к программе, поневоле должны были следовать книге протоиерея Павла Солярского , в которой, кроме всего прочего, был и пункт о богатстве и бедности [1. №7. C. 88]. По свидетельству А. А. Бронзовая Н. А. Олесницкий тщательно следовал предложенной программе, и его труд привел к прекрасным результатам [1. №10. C. 584]. Источники:
| |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |