18:30 После Троицы. Святость и грех | |||
Сегодня завершается
Триодный (Пасхально-Пятидесятничный) цикл православного
богослужебного календаря. Подведём некоторые итоги. Празднование Троицы
(Пятидесятницы), в нарушение формальной хронологии, предваряется
напоминанием о самом, быть может, драматичном периоде земного бытия
нашей Церкви (Неделя святых отцов Первого Вселенского собора, 325
г.). В этом заключен глубокий смысл. Все последующие недели (воскресенья)
просто нумеруются в богослужебном календаре как «Недели по
Пятидесятнице». Каждая их них имеет своё определённое апостольское
и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные
названия. Этот «послепятидесятничный» цикл охватывает
почти две трети года и заканчивается перед «Неделей о мытаре и фарисее»
– первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь
является началом нового Пасхального цикла. Так замыкается «священный
круг» христианского подвижного календарного года, основанного
на принципах лунно-солнечного ветхозаветного календаря. Его точка
отсчёта – День Светлого Христова Воскресения (Пасха). День Святой Троицы –
это День Рождения Церкви, и логично, что следующая за ним Неделя посвящена
памяти тех, кто с наибольшей полнотой выразил качества нового человека (нового
Адама). Первым из них стал Богочеловек Иисус
Христос. Это – сегодняшняя «Неделя всех святых», богослужения которой
завершают Триодь Цветную. Понятие святость –
многозначно и трудноопределимо. Святыми в широком
смысле именуют людей, осуществивших своё предназначение в
том Царстве Божием, в котором все мы ужереально живём после
совершённого Иисусом Христом спасения (букв. исцеления!)
– то есть восстановления Космоса и Человечества
в первоначальном («райском») достоинстве. (Беда в том, что мы в это не
слишком-то верим, продолжая мазохистские стенания по поводу «ухудшающегося»
мира и скорого «конца света». Но такое настроение может быть присуще
лишь тому, кто не веритсловам Христа о совершённом Им
спасении мира. Главное в великих святых
– энергия поиска и широта взгляда на мир, преобразование его своей
деятельностью и личным примером. У каждого из них был свой неповторимый
путь, но все вместе они готовили торжество свободного, личностного
мировосприятия. Ведь именно на основе христианской веры созидался
мир, в котором каждый отдельный человек (не «избранная
раса», партия или класс!) имеет решающую ценность в очах Божиих. Вспомним
притчи Спасителя о «заблудившемся» сыне, о потерявшихся овце и
драхме (речь ведь идёт о людях!). Этот положительный аспект идеи индивидуального
спасения лежит в основе динамичной христианской цивилизации,
стремящейся создать предельно возможные условия для свободного развития
конкретной личности и совершенствующихся социальных институтов.
В конечном итоге, этим определяется религиозно-нравственный «прогресс»(буквально «движение
вперед»!), понимаемый как непрекращающийся диалог между
Богом и спасённым Им человечеством. Этим же
определяется и стремление каждого разумного христианина понять
своё предназначение в этом мире. Ю.И. Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия
Примечания Святость – не просто нейтральная альтернатива, но активное преодоление греха,
ничего общего не имеющее с пассивным толстовским
«непротивленчеством». Русскому слову грех соответствует
употребляемое в Новом Завете греческое хамартема, хамартиа,
в буквальном переводе – «ошибка», «заблуждение», «проступок».
Это важно. «Грешить» – значит «не попадать в цель», «промахиваться»,
«ошибаться», «отклоняться от истины», что указывает на изначально интеллектуальное,
а не моральное содержание этого понятия. Воин послал стрелу мимо цели
– согрешил. Политик сделал неправильный выбор – согрешил. Инженер
неверно рассчитал несущую конструкцию, и она рухнула – согрешил. Это
значение сохраняется и в русском языке: сравните «огрех», «погрешность»
(в вычислениях и др.). Подробнее см.: [Рубан Ю.] Грех
// Российский гуманитарный энциклопедический словарь. В 3-х т. М.;
СПб., 2002. – Т. 1. С. 513.
| |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |