Главная » Душеполезные чтения на каждый день » Препод. Исаакий Далматский. Душеполезные чтения. 12 июня

08:01
Препод. Исаакий Далматский. Душеполезные чтения. 12 июня

Препод. Исаакий Далматский.
Вне союза с церковью спастись невозможно

 
   I. Преподобный Исаакий далматский, ныне прославляемый, названный так по имени основаннаго им монастыря близ Константинополя, жил в IV веке, когда церковь была взволнована арианским лжеучением, при царствовании императора Валента, ревностнаго поборника арианства. В это время на защиту православия явились знаменитые мужи: Афанасий великий, Василий великий, Григорий Богослов. Но и среди простых иноков было также не мало защитников истинной веры; Исаакий принадлежал к числу их. Как только весть о гонении направославие достигла обители его, он оставил ее и поспешил в Константинополь, глубоко скорбя об участи православных и моля Бога, чтобы Он обратил сердце императора к истине и внушил ему милосердие и справедливость.
Валент в то время шел войной против готфов, народа, жившаго по Дунаю и двинувшагося на Константинополь. Исаакий встретил императора при выезде из столицы император был окружен блестящею свитою и многочисленным войском. Исаакий стал на пути и сказал: «Государь, прикажи отворить церкви православныя, и Бог благословит путь твой». Император не обратил внимания на слова преподобнаго и продолжал путь. На другой день Исаакий настиг Валента и, снова остановив его, сказал: «открой церкви, государь, и война будет для тебя благополучна, ты победишь врагов и возвратишься с миром в свою столицу». На этот раз слова преподобнаго по-видимому подействовали на Валента, он задумался, потом обратился к приближенным за советом. Но окружавшие Валента, по большей части ариане, не могли допустить, чтобы император сделал какия бы ни было уступки православным, и уговорили его не слушать Исаакия и отогнать его. Так и было сделано. Но и на третий день Исаакий приступил к императору, схватил за узду его коня, умолял и увещевал, наконец, стал грозил ему гневом Божиим; — но все напрасно. Слова Исаакия раздражили императора, и он приказал сбросить преподобнаго в тинистый ров, находившийся на краю дороги. Освободясь от него таким образом, Валент продолжал свой путь. Исаакия же ангел чудесно спас от неминуемой гибели. И снова Исаакий предстал пред императором и начал говорить ему: «И. Христос даровал мне спасение и сохранил жизнь мою, которую ты хотел отнять у меня. Еще раз умоляю тебя: отвори церкви православным, и если ты это сделаешь, то, будь уверен, возвратишься победителем». Неожиданное появление человека, котораго считали уже погибшим, изумило императора. «Что же будет, если я не отворю ваших церквей?» — спросил он. — «Тогда, — отвечал Исаакий, — знай, что ты побежишь с поля битвы, гонимый врагами, будешь искать убежйща, скроешься в хижине и будешь сожжен в ней». Император, озлобленный этим пророчеством, подозвал двоих приближенных и приказал им схватить преподобнаго, сказав: «возьмите этого лживаго старика, свяжите его и держите в темнице, пока я, возвратившись из похода, не воздам ему должнаго наказания за его дерзость». Исаакия связали и повели в Константинополь, а император продолжал путь свой, и вскоре увидел воочию исполнение предсказаннаго преподобным. Хотя греки долго и мужественно бились с готфами, но не устояли против числа их и обратились в бегство. Император едва ускакал от преследователей и с немногими воинами скрылся в одной хижине; готфы настигли его, зажгли хижину, и Валент погиб в огне. Некоторые из греческих воинов, вернувшись в Константинополь, не знали еще о гибели Валента: желая испытать Исаакия, они сказали ему: «Император возвращается с победою, готовься к ответу». — «Неправда, — отвечал преподобный, — семь дней назад он был сожжен, как я и предсказал ему». Через несколько дней истина слов Исаакия вполне подтвердилась, и он был освобожден из темницы, и все стали ему оказывать великое уважение, как пророку.

   II. Братия христиане! Это грозное проявление суда Божия над еретиком да устрашит нас и да утвердит в той благой мысли, что без православия, без союза с православною церковью спастись невозможно. 

   О том, какая судьба постигает за гробом людей, не имеющих единомыслия с вселенскою церковью, приведем разсказ из святоотеческой жизни. Однажды к пустынножителю преподобн. Кириаку (память 29 сентября) пришел издалека некоторый старец по имени Феофан, чтобы научиться строжайшим подвигам иночества. Восхищенный боговдохновением старца, Феофан сказал: «отче! не разстался бы с тобою до смерти; но как сочлен и единомышленник несторианцев я должен возвратиться к моей братии». А «Несторий, по имени котораго назывались его последователи, был еретик, осужденный на третьем вселенском соборе за неправильное учение о Сыне Божием и Богоматери. Услышав имя Нестория, Кириак затрепетал и, сокрушаясь о погибели гостя, начал умолять его, чтобы он присоединился к православной апостольской церкви. «Един пут к вашему спасению, говорил Кириак, есть тот, чтобы мыслить и веровать, как мыслили и веровали святые отцы». Но Феофан отвечал: «и все еретики также утверждают, что человек может спастись только в их вероисповедании... Что же после сего делать мне окаянному? все называют свое учение боговдохновенным, а мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить ее от заблуждения». Кириак с согласия Феофана в уединении начал молиться за своего погибающаго собрата, чтобы Господь вразумил его. И вот на следующий день Феофан увидел пред собого боголепнаго, но грознаго юношу, который привел его в смрадное место, в котором по указанию таинственнаго спутника Феофан увидел разных еретиков, испускающих стенание и скрежет нестерпимой муки. «Се обиталище тех, сказал таинственный юноша, которые нечестиво умствуют, и вкупе тех, кои следуют их учению». (Учил. благоч. ч. 4, стр. 70—71).

   Из сего примера видите, братия, что без единения с святою православною церковию в учении веры и любви для человека нет спасения, хотя бы он был добр и благочестив, хотя бы старался быть добродетельным, хотя-бы налагал на себя подвиги иночества. Упоминаемый в разсказе старец Феофан был благочестив и хотел угождать Богу подвигами иночества; иначе он не пришел бы издалека к пустынножителю учиться подвижничеству. И что же? Достаточно ли было сего для спасения? Нет! Видение показало, что человеку первее всего необходимо для спасения право веровать и пребывать в единомыслии с православною церковию и покоряться ей; иначе ничто не спасет человека от вечной погибели. Пусть еретики и наши раскольники хвалятся своими добродетелями, пусть надеются в получении спасения на свои дела; пусть сколько угодно уверяют они и себя и других, что они служат Богу, что имолитва их приятна Богу и дела их приемлются Богом: без единения с церковию ни своею верою, ни жизнию, ни делами они не достигнут вечнаго спасения, ибо их благочестие, дела и даже подвиги, как не имеющие основания в православии, исповедуемом единою, святою, соборною, апостольскою и вселенскою церковию, суть не что иное, как искуственные цветы, привешенные к сухому дереву. Сухое дерево не может иметь цветов, потому что в нем нет соков, оно лишено жизни, оно мертвое, хотя до времени и стоит на своем корне; так точно и человек, чрез неправомыслие в вере отделившийся от православной церкви, не может стяжать истинных, угодных Богу добродетелей, не может украситься цветами богоугодной жизни, потому-что он лишен внутренней благодатной силы Духа Святаго, производящей в нас добрыя хотения и действия и совершающей в нась богоугодные плоды христианской жизни. Если в нем, повидимому, и бывает нечто доброе, если и являются какия либо видимыя добродетели в его жизни, то это все есть не что иное, как искуственные цветы, привешенные к сухому дереву — порождение человеческаго самолюбия, гордости и фарисейскаго тщеславия; и этими искуственными цветами, в силу своего самолюбия, люди часто хвалятся не только пред людьми, но и пред Богом. Хвалился пред Богом фарисей своими добродетелями; но что-же? Бог осудил его (Лук. 18:14), потому что дела его сделаны были по самолюбию; а что сделано по самолюбию, то не угодно Богу; ибо что между людьми считается великим и высоким, то для Бога — мерзость.

   III. Не увлекайтесь посему, братия, суемудрием разных сектантов и раскольников, а равно сладкогласными словесами и внешне-обрядовыми делами разных бродяг — странников, которые, по слову Спасителя, приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Матф. 7:16). Они нередко сеют плевелы среди пшеницы, и увлекают неопытных и не утвержденных в вере людей в свои сети на погибель себе и внимающих им. Безпрекословно и истинное спасительное учение, приводящее к Богу, и благодатная сила, необходимая нам для богоугодной жизни, находятся исключительно в православной церкви, утвержденной на основании апостолов и пророков и имеющей главою и краеугольным камнем Самого И. Христа, поставившаго в церкви Своей, «одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова; доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершеннаго», «в меру полнаго возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения». (Еффс 4, 11—14).

   Поставленных в церкви пастырей слушайте, от них и поучайтесь, с ними живите в мире, любви и единомыслии.

    Скрепляйте союз свой и единение с церковию чрез постоянное посещение храма Божия, в котором совершаются молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, и приносится безкровная жертва за живых и умерших, во спасение всех человеков.

   Возможно чаще исполняйте христианский долг исповеди и святаго причастия, чтобы не коснеть во грехах и чрез то не удаляться от общения с церковию; чтобы чрез единение со Христом в таинстве причащения обновлять свои духовно-нравственныя силыи получать силы благодатныя для богоугодной жизни благочестия. Аминь.
(Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.» 1891 г. июнь).
 

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Душеполезные чтения на каждый день | Просмотров: 657 | Добавил: Православие | Теги: Исаакий Далматский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar