00:00 Ребенка тянет к плохим, что делать? | |||
Здравствуйте, батюшка. У меня дочке 8,6 лет, Маргарита, перестала меня слушаться, тянется только к плохим девочкам, например, связалась с девочкой Катей, цыганкой. Она, в свою очередь, требует полного подчинения, учит матюкаться, не слушаться никого, кроме неё. Может, цыганская кровь сильная, моя идёт за ней, как под гипнозом. Что делать, я не представляю, воспитываю её одна. Мне страшно, что будет дальше. И с хорошими ей уже скучно, неинтересно, потеряла интерес к учёбе и дальнейшему развитию.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Добрый день! Найдите и почитайте учебник по возрастной психологии, чтобы понять, что происходит с ребенком в этом возрасте, какие у него потребности, возрастные кризисы. Так как сейчас все немного сдвинуто, имеет смысл прочитать и для 8 лет, и на 2-3 года вперед, так Вы будете вооружены знаниями. Ничего, что раньше у Вас не было опыта в воспитании и Вы не видели примеров, как воспитывают детей, – учебник Вам поможет и вполне восполнит пробелы. Непременно выясните, что именно ей нравится в новой подруге? Это может потребовать множества разговоров, но говорите тихо, спокойно, терпеливо и заинтересованно: “Я вижу, тебе нравится играть с Катей. Расскажи мне, какая она?” Слушайте свою дочку, не оценивайте ничего из ее рассказа, пока она не попросит дать оценку, просто слушайте, поддерживайте и поощряйте рассказ, Ваша задача – получить как можно больше информации. И информация тут главная – вовсе не о тех шалостях, которые вытворяли девочки, и не о тех глупостях и нехорошестях, которые они говорили, нет! Вам нужно вместе с дочерью понять, что именно ей нравится в новой подруге, чего она не видела в других людях, в том числе взрослых. Постарайтесь сделать так, чтобы дочка смогла назвать, какие качества в подружке ее привлекают. Не “Катя лазает по гаражам”, а, например, смелость и ловкость, не “Катя ругается матом”, а… что? За действиями стоит какое-то качество или проявление, вот его Вам и нужно помочь дочери вычленить и назвать. Смелость, гибкость, красота, ум, изобретательность, подвижность, свобода, независимость, что? Конкретизируйте это, можно даже записать на листке или в тетради, что дочке нравится в людях и концентрацию чего она нашла в подружке. Далее, обсудите с самой дочкой, много-много раз не только что ей нравится в подруге, но и что не нравится. Например: “Она рассказывает смешные истории, но произносит матные слова. Она здорово бегает, но может повредить чьи-то вещи, кого-то задеть и не обращает на это внимания. Она очень самостоятельная, но мне с ней страшно, потому что я не уверена, что она надежный друг и понимает, что можно и нельзя, что хорошо, а что приведет к плохим последствиям”. Опять же, дайте дочке высказаться максимально, потратьте на эти разговоры время, соберите информацию. Проговорите, что Вашей дочке мешает противостоять тому, что ей не нравится в подружке, и сказать, что вот так я буду делать, а вот так нет? Когда они что-то делали, что чувствовала Ваша девочка? Пусть расскажет максимально открыто, не перебивайте. И дальше вместе подумайте, может быть, если перевешивает плохое, стоит поискать то, что нравится, в других людях и другом общении, в другом месте? А если с Катей не так страшно, то научите дочку говорить четко: вот здесь я соглашаюсь, а вот здесь нет. Научите ее, что сказать “нет” – это очень взрослое решение, и хвалите за каждое нет, сказанное уместно, причем пусть дочка расскажет, почему именно она на это согласилась, а на это сказала “нет”, это очень важно. Далее, что значит “связалась”? Давайте поговорим о Вашем отношении к происходящему. Ребенок сам по себе не становится каким-то, за него отвечают родители. Где она у Вас ходит одна в 8 лет? Какое дальнейшее развитие? Человеку 8 лет, почти все, что с ним происходит, внешне организуют родители, у ребенка нет просто опыта самоорганизоваться, его ответственность – уроки учить и так далее – также ему обозначается родителями, это чудо просто какое-то, если ребенок сам все понимает, на самом деле, такое понимание – это итог действий родителей. Организуйте ее график так, чтобы не оставалось места на непонятные знакомства. Найдите хоть более-менее хорошего тренера, у которого она могла бы заниматься каким-то спортом, узнайте, что ей интересно, что привлекает, опять же, из тех же разговоров о подруге. Если нравится ловкость – какая секция ей бы могла подойти? а если ум? а если красота? И не ждите, что ребенок самоорганизуется, просто выясните и далее направьте ее в конструктивное русло. Если сами не можете быть с ребенком – поговорите, может быть, кто-то сможет ее после школы забирать, чтобы она была в семье, а не сама дома или на улице, причем, чтобы она могла быть там, где будет то, что ей нравится, но только в положительном ключе. Помните, что ребенок должен быть максимально организован и занят! Не ждите, что она сама сообразит, что хорошо и плохо, не ждите, это на Вас – организовать своего ребенка. Подключите все свои возможные знакомства, чтобы было кому быть с дочерью, и не оставляйте ситуацию на самотек. И непременно разговаривайте с дочерью и проводите с ней время и сами тоже. Пусть совсем немного – но чтобы это время было полностью посвящено дочке, и не школе-поведению-оценкам-урокам, а ее увлечениям, встречам, совместной готовке и так далее, просто человеческому общению. Рассказывайте ей о себе – просто, чтобы она знала о своей маме, о родных, о том, что ей интересно. Поддерживайте контакт. И молитесь за дочку. Храни Вас Бог! | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |