00:02 Рождество Божией Матери. Душеполезные чтения. 21 сентября | |||
Рождество Пресвятыя Богородицы.О том, как мы должны поступать во время посылаемых нам от Бога испытаний.I. Родители Пресвятыя Богородицы Иоаким и Анна были благочестивы, добродетельны и праведны пред Богом. Имея достаточное богатство, они часть его уделяли на потребность богослужения во храм, а часть раздавали нищим.Жизнь их, по-видимому, со внешней стороны, была счастлива, если все счастие полагать в вещественном довольстве и в семейном мире, любви и согласии. А между тем они были очень несчастливы. Они несли на себе иго безчадия. Находясь в супружестве пятьдесят лет, они не имели детей. Это несчастие людям настоящаго века мало понятно; ныне тяготятся более многочадием, чем безчадием, и счастливыми нередко почитают тех, у кого нет детей. Но тогда было не то. Тогда безчадие супругов считалось знамением наказания Божия за какие либо тяжкие грехи. Почему так? Потому что в то время на земле ожидали явления Искупителя; и понятно, каждому, помимо естественнаго желания присущаго не испорченным родителям, хотелось иметь детей и в тех видах, чтобы, если Богу угодно, сделаться прародителем Искупителя. У кого же не было детей, у того, следовательно, и не оставалось уже никакой надежды на то. Потому безчадие супругов и в глазах посторонних людей признавалось наказанием Божиим. Понятно отсюда, каким горем сопровождалось для праведных Иоакима и Анны их безчадие. Но горе это усугублялось еще посторонними укоризнами. Раз первосвященник во храме не принял от Иоакима жертвы, сказав ему с укором: «ты не стоишь того, чтобы принять от тебя дар Богу; будучи безчаден, конечно, не имеешь ты благословения Божия за какие нибудь тайные грехи». А еврей, вместе с Иоакимом приносивший жертву, с укором заметил ему: «почто предваряешь меня, приступая к Богу? разве не знаешь о своем безплодстве?» Итак, и внутреннее, сердечное горе, и посторонния укоризны в каких-то тайных преступлениях, которых между тем за праведными супругами не было, причиняли такое нравственное страдание праведным супругам, какое может быть понятным только людям, подобно им страждущим. Они скорбели в глубине своей праведной души; но вместе с тем не отчаявались в милости Божией. Они всю свою печаль возверзали на Бога, и с постоянством и усердием, мало понятным для людей, не уповающих на Бога, молились Богу, да дарует им Господь, хотя на старости лет, дитя, обещаясь посвятить его на служение Богу. Господь слышал их молитвы, но медлил исполнением их, дабы удивить на праведных старцах милость Свою дабы воспитать их в вере в живой Промысл Божий, надежде на Себя и любви к Себе. Тяжелое испытание Божие несли на себе праведные супруги! Но за то какое и утешение послал им Господь по испытании!... Господь Бог посылает ангела Своего, чтобы обрадовать праведных старцев вестию, что у них родится дщерь преблагословенная, чрез которую дано будет спасение всему миру. И точно, у них родилась дщерь, которую они назвали Мариею, а Мария удостоилась стать Материю Господа; родители же Ея удостоились названия святых и праведных богоотец. Дивны дела Господни, обнаруживающияся в жизни человеческой! II. Братия! и в настоящее время Господь посылает людям испытания, какия и кому Ему угодно. Будем же терпеливы в перенесении испытаний. Сохрани Бог всякаго человека малодушествовать в испытаниях на Промысл Божий. Будем нести испытания с постоянством и надеждою на милость Божию,ни в каком случае до конца не оставляющею человека, и с верою в лучшее будущее, которое Господь несомненно устроит, если только мы окажемся достойными того. Одушевимся в несении испытаний тою мыслию, что кого любит Господь, того наказывает, ради духовно-нравственной полъзы самого же испытываемаго и наказываемаго. Видя испытуемых и наказуемых от Господа, не будем суетно мудрствовать, что Господь наказывает их непременно за какие либо тяжкие грехи и тем паче укорять их. Пути Господни в отношении жизни людей неисповедимы; и мы не можем знать, почему Господь Бог с одним поступает так, с другим иначе. Не судите, да не судими будете. Братие! предадим сами себя и всю жизнь нашу премудрой и всеблагой воле Господа, Который несравненно больше нам дарует, чем мы просим или о чем даже едва смеем помыслить. Будем безропотно, по примеру св. праведных богоотец Иоакима и Анны, переносить посылаемыя на нас несчастия: чрез них, как золото чрез огонь, Господь очищает нас от всякой скверны греховной и соделывает нас несравненно более блаженными и в этой и в будущей жизни, нежели мы были бы блаженны без этих очистительных скорбей. (См. проп. прилож. к Рук. для с. паст. 1891 г. сент.). А когда бедствия и разныя скорби готовы повидимому нас подавить, будем взывать о помощи к Тому, без воли Котораго и волос не упадает с нашей головы, Который никогда не пошлет искушения превышающаго силы наши. (Сост. Г. Д- ко с дополн. по указ. источн.). Поуч. 2-ое.
Рождество Пресвятыя Богородицы.О том, что Бог может действовать независимо от законов природы и творить чудеса.I. Благочестивые родители Божией Матери, Иоаким и Анна, в продолжение пятидесятилетняго супружества их были безплодны, а достигши глубокой старости не надеялись уже иметь детей по закону природы. Но неплодство сильно огорчало их, потому более, что многие укоряли их за него и говорили, будто Господь не благоволит к ним за какие нибудь тайные их грехи. Поэтому они усердно молили Господа, да избавит Он их от поношения и дарует им плод по благости Своей, как некогда даровал его Аврааму и Сарре. Молитва праведных услышана, и терпение их вознаграждено особенною милостию Божией: ибо когда настало предуставленное Промыслом время родиться Той, Которая Сама долженствовала родить Спасителя миру, тогда Бог послал ангела Своего возвестить Иоакиму и Анне, что от них родится сия богоизбранная отроковица. И подлинно, праведная Анна, которой тогда было уже около семидесяти лет, преестественно зачала и в уроченное время родила Пресвятую Деву Марию. Таким образом рождение Матери Божией, совершившееся не по обыкновенному закону природы, а по особенному действию Божию, ясно показывает, что Бог иде же хощет, побеждается естества чин. II. Так и должно быть: ибо Господь есть Творец и верховный Правитель вселенныя; от Его власти все в ней зависит, и самые законы природы или естества чин. Поэтому, когда Господу угодно, Он, очевидно, может действовать независимо от Своих законов, и даже вопреки им, как Он поступил, остановив солнце при Иисусе Навине; может совершить то, что превышает силы природы и выходит из круга ея действий, как это показал Он, воскрешая мертвых единым Своим словом; короче, Он может творить чудеса и делать все, елика хощет. В этом не будет сомневаться тот, кто имеет надлежащее понятие о безпредельном могуществе Божием, неограниченной свободе Его в мироправлении и совершенной зависимости от Него всех творений Его. Когда своевольный человек нарушает закон Божий и удаляется от предназначенной ему цели, а чрез это вредит себе и другим, то с премудростию и благостию Божиею всего согласнее, чтобы Господь, как любвеобильный Отец наш и Владыка вселенной, Сам исправил или предотвратил то зло, какое может произойти в сем случае. Так Ему, Премудрому и Преблагому, свойственно действовать и во всяком случае, когда благо мира, народов и частных людей имеет нужду в особенной Его помощи. а) Он и подлинно так действовал издревле; вот несколько примеров этого: когда род человеческий согрешил в Адаме и подвергался вечной погибели, Бог Сам устроил ему спасение чрез Единороднаго Сына Своего (Иоан. 3:16); когда грешные люди растлили землю неправдами, Бог Сам омыл ее чудным потопом (Быт. гл. 6 и 7); когда еврейский народ страдал в Египте от рабства, а еще более от соблазнов нечестия, и мог потерять истинную веру, Господь дивно избавил его чрез Моисея (Исх. 3:1-20); когда Савл хотел истребить юную церковь Христову и шел уже в Дамаск, чтобы гнать там христиан, Господь Сам явился ему и чудесно соделал его из гонителя — апостолом (Деян. 9:1-30). Короче, во всех случаях, когда для блага мира и людей нужна была непосредственная помощь Божия, Господь явил ее различным образом и нередко чудотворил. б) Так Он иныне действуеть: ибо в Нем нет перемены (Иак. 1:17), хотя мы часто по невнимательности своей не замечаем, а по духовной слепоте не видим Его силы и дейстствия. Все, даже и необыкновенныя события в мире, народах и в собственной нашей жизни, мы обыкновенно приписываем каким нибудь естественным причинам или нашим силам и стечению обстоятельств, а забываем первую причину всего — Бога, источника нашей жизни и сил, верховнаго распорядителя вселенной. В этом случае мы уподобляемся неразумным детям, которыя, смотря на часы и видя двигающуюся на них стрелку, думают, что она движется сама собою, а не знают того, что ея движение происходит от скрытой в часах пружины, устроенной искусным художником, который по своей воле может ускорить, замедлить и вовсе остановить ход часов, а вместе и движение стрелки. Нет, братия, Бог есть действуяй вся во всех, говорит апостол (1 Кор 12:6), — Он всем распоряжается и все направляет к благим и премудрым Его целям; а природа, наши силы и все в мире только орудия в деснице Его для достижения сих целей (Прит. 21:1. Исх. 35:1-6). III. Если Бог творит елика хощет, и, когда Ему угодно, побеждается естества чин, котораго никто иной не можется изменить, если Он распоряжается всем по Своей воле, действует иногда вопреки законам природы и производит такия чудныя дела, которыя превышают естественныя силы, и однако чрез это не нарушается стройный порядок в мире, но еще достигается высшее благо тварей: то из сего видно, что могущество Его неограничено, премудрость Его безпредельна. Смиримся же пред Его величием, будем благоговеть пред непостижимыми Его судьбамии благопокорно станем исполнять во всем святую волю Его. Не станем унывать, братия, а тем паче отчаяваться, в каких бы трудных и опасных обстоятельствах ни находились мы; но будем утешать себя мыслию, что милосердый Бог печется о нас и может избавить нас от всяких бед, а с тем вместе будем усердно молить Его о помощи в наших нуждах. (Сост. по «Избран. слов. и бесед.», Платона, митр. киевск., Киев, 1892 г.). Поуч. 3-ье.
Рождество Божией Матери.Причина радости христиан по поводу рождения Божией Матери.I. Родителями Пресвятой Богородицы были свв. и праведные Иоаким и Анна. Св. Иоаким происходил от царя Давида, а Анна из первосвященническаго рода Аарона, и оба вели жизнь благочестивую: на всякий праздник творили милостыню и давали обильныя жертвы на храм. Они жили в супружестве уже 50 лет, но, не имея детей, сильно скорбели об этом и молились Богу о разрешении своего неплодства. Раз, в один великий праздник, Иоаким хотел принести в храме жертву Богу. Но первосвященник, при множестве народа, стал упрекать его за грехи, говоря, что Бог не благословил его детьми и что он недостоин приносить дар Богу. Возвратившись с печалью домой, Иоаким ушел в поле, где паслись его стада, и здесь, излив в молитве пред Богом свою скорбь, дал обет поститься 40 дней и жить в пустыне. Анна, узнав, что случилось в храме, и видя, что муж не возвращается, начала также скорбеть и плакать. Однажды, сидя в саду под ветвистым деревом, она увидела на дереве гнездо с птенцами. Это еще более усилило скорбь ея. Она подумала, что она грешнее всех в мире, если Господь не дает ей даже тех радостей, которыя имеют птицы и звери. Она со слезами стала молиться, и вдруг явившийся к ней ангел сказал ей: «Анна, молитва твоя услышана. Ты родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее благословятся все племена земныя и дастся спасение всему миру. Ты назовешь Ее Марией». Ангел скрылся, а Анна, в сильной радости, дала обет посвятить Богу дочь свою и поспешила в Иерусалим, чтобы в храме благодарить Господа. В тот же час ангел явился Иоакиму в пустыне и, сказав о милости, которая дарована Анне, велел ему итти в Иерусалим, где он увидит жену свою у Золотых ворот храма. Увидевшись и помолившись вместе во храме, Иоаким и Анна с радостию возвратились домой. И действительно, чрез год, 8 сентября, родилась у них дочь, Пресвятая Дева Мария. Иоаким принес великия жертвы Богу, и все прославляли ниспосланную им великую милость Божию. После того как Иоаким и Анна ввели свою Дщерь во храм, для воспитания Ея в святости и чистоте, Иоаким скончался 80-ти лет от роду. Анна переселилась из Назарета в Иерусалим и жила при храме, около дочери, непрестанно молясь Богу. Она скончалась 79-ти лет от роду, чрез 2 года после смерти Иоакима. II. В песнопениях и молитвах церкви выражаются чувства благоговейной радости о рождении преблагословенной Девы. Сей день Господень, радуйтеся людие! а) Прежде всего церковь радостно приветствует рождение Той, Которая должна послужить великому делу нашего спасения. Господь предопределил спасти нас прежде, чем согрешили прародители, прежде даже создания мира. Тотчас после грехопадения объявлена была радостная весть о нашем спасении. Но Господь не приходил на землю более пяти тысяч лет. Много было причин для этого: одна из числа главных была та, что во все это время не обреталось столь чистой и достойной девы, которая могла бы восприять и носить в себе Невместимаго небесами. Нужно было, чтобы род человеческий прошел долгий ряд испытаний в праотцах, патриархах, пророках, царях, чтобы могла явиться эта ветвь от корени Иессеева — это чудо нравственной чистоты в развращенном роде человеческом. В рождении Марии разрешилось не только неплодство Иоакима и Анны, но и неплодство всего человеческаго рода. б) Это первая причина радости: вторая — в самой мысли о Пресвятой Деве. Народы, общества, государства празднуют дни рождения людей великих и сплетают венки им. Но из всех великих людей, каких носила на себе земля, нет выше Той, Которая ныне была дарована миру. Все высокия свойства, отличающия истинно-великаго человека: чистота сердца, дивное терпение, совершенная покорность, полная сосредоточенность в себе и верность призванию и, наконец, на такой высоте искреннейшее и совершеннейшее смирение — украшали душу и являются в жизни преблагословенной Марии. Она выше не только всех людей., но и самых высших ангелов, херувимов и серафимов. в) Третья причина настоящей радости — в нас самих. Слабый по душе и телу человек, а таковы все мы, имеет нужду в покровительстве и помощи. Земные покровители так непостоянны и так требовательны, и притом так немощны и не надежны. Лучше было бы найти покровителя на небе, который бы мог предстать с мольбою о нас к Самому Богу, который был бы готов всегда ходатайствовать за нас, и ходатайство котораго было бы приятно Богу. Такую заботливую покровительницу, мать, обнимающую в своей любви всех и каждаго, заступницу усердную, неотступную и сильную ходатаицу ныне даровал Господь земле в лице назаретской Девы, теперь окруженной славою Царицы небесной. III. Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь. (Сост. по «Слов. И реч.», прот. П. Смирнова, ч. II). | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |