Главная » Общецерковные новости » Статус УПЦ: факты и вымыслы

13:00
Статус УПЦ: факты и вымыслы
Из всех информационных поводов, которые сегодня встречаются в публикациях с содержанием против Украинской Православной Церкви, достаточно часто поднимается вопрос статуса УПЦ. Враги Украинской Православной Церкви называют Ее «московской», «структурным подразделением РПЦ», «МПвУ». Однако, что именно регулирует статус Церкви, как независимой? Какая разница между автономией и автокефалией? И может ли Церковь считаться независимой, если она не автокефальная? 

Определяющим документом, регулирующим статус Украинской Православной Церкви, является Ее Устав. Устав является универсальным документом и имеющимся в каждой юридически зарегистрированной организации. В нем прописаны официальное название учреждения, положение о руководящих органах, разъяснения о деятельности организации, и тому подобное. Фактически, устав - это паспорт организации.

Итак, открывая Устав Украинской Православной Церкви мы читаем следующее: «Украинская Православная Церковь является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве» (Р.1; п.1). Что это значит? Перед тем, как разобрать этот пункт Устава, необходимо напомнить, что такой статус УПЦ получила в 1990 году, по решению Архиерейского Собора РПЦ, который состоялся 25-27 октября того же года.

Хорошее разъяснения этому пункту Устава УПЦ дало в свое время лицо, которое когда то возглавляло эту Церковь, а теперь - гонит Ее. Речь идет об экс-митрополите Киевском и всея Украины Филарете (Денисенко), который говорил следующее: «Самостоятельность в управлении означает, что все вопросы, касающиеся церковной жизни в Украине, будут решаться Священным Синодом УПЦ, собором ее епископов и собором Украинской Церкви ... Наша Церковь является законной, канонической, единой, святой, соборной и апостольской. И мы идем благодатным, каноническим путем, которым должна идти каждая Православная Церковь ... Кроме того, есть и другая - хозяйственная и финансовая деятельность, дела милосердия, и духовного образования. И в этом мы теперь также независимы от Московского Патриархата ». («Православный вестник» №1, 1991. С.6-10)

Удивительно сегодня слышать от выше упомянутого лица слова о том, что УПЦ является зависимой от Московского патриархата, ведь в 1991-м году, когда он разъяснял статус УПЦ журналистам, независимость возглавляемой им Церкви не казалась ему несуществующей.

Одной из характерных черт независимости той или иной Церкви является наличие Священного Синода, который бы регулировал Ее деятельность. Пункт 2-й Устава УПЦ свидетельствует следующее: «Высшими органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви являются Собор Украинской Православной Церкви, Собор епископов Украинской Православной Церкви и Священный Синод Украинской Православной Церкви во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины» (Р.1; п.2). Читая этот пункт Устава УПЦ, довольно непонятными становятся претензии отдельных лиц, утверждающих, что Украинская Православная Церковь «управляется из Москвы». Логично предположить, что если бы подобная ситуация имела место, тогда это было бы прописано в Уставе УПЦ, а в выше приведенном пункте можно было бы найти слова о том, что Собор епископов и Священный Синод УПЦ, например, подотчетны Патриарху Московскому или что-то, вроде - «все решения Собора епископов и Священного Синода УПЦ должны утверждаться Собором епископов РПЦ ...». Однако, как можно видеть, ничего подобного в этом пункте Устава УПЦ нет.

Опять же, именно об этом заявил экс-митрополит Филарет (Денисенко), когда говорил о том, что: «все вопросы, касающиеся церковной жизни в Украине, будут решаться Священным Синодом УПЦ, собором ее епископов и Собором Украинской Церкви».

Между прочим, именно этот пункт является отрицанием для тех из УПЦ КП, кто сегодня утверждает, что Харьковский собор в 1992 году был созван незаконно, так как на нем не было Предстоятеля. Предстоятель УПЦ не является полнотой власти в Церкви, поэтому претензии на «незаконность» Харьковского собора являются абсолютно безосновательными.

Есть в Уставе УПЦ два пункта, к которым представители «Киевского патриархата» имеют больше вопросов. Это пункты - 3-й и 5-й. Стоило бы отдельно обсудить эти части Устава УПЦ, для того, чтобы найти ответы на имеющиеся вопросы.

Итак, пункт 3-й Устава УПЦ говорит, что: «Украинская Православная Церковь соединена с Поместными Православными Церквями через Русскую Православную Церковь» (Р.1; п.3). О чем говорится в этом пункте? Обратимся за разъяснением к экс-предстоятелю УПЦ Филарету (Денисенко): «... мы имеем канонические и молитвенные связи с Московским Патриархатом, а через него - со всей Вселенской Православной Церковью, то есть мы составляем ту единственную Православную Церковь, которая существовала от апостольских времен. Наша Церковь является законной, канонической, единой, святой, соборной и апостольской. И мы идем благодатным, каноническим путем, которым должна идти каждая Православная Церковь» («Православный вестник» №1, 1991. С.6-10).

Так, Украинская Православная Церковь не является автокефальной. Именно об этом свидетельствует данный пункт Устава УПЦ. УПЦ является Церковью с правами широкой автономии. Однако, в чем разница между церковной автокефалией и автономией?

Сайт wikipedia.org прекрасно и исчерпывающе отвечает на этот вопрос. «Автокефалия (от греч. Αυτός - сам и κεφαλή - голова) - это статус поместной церкви, как части Вселенской Православной Церкви.

Автокефальная Православная Церковь - это поместная Православная Церковь (к юрисдикции которой принадлежит определенная территория, на которой не должны действовать другие поместные Церкви). Как и автономная Церковь, она является независимой и самостоятельной в управлении частью Вселенской Православной Церкви. Автокефальная Церковь не является ни иерархически, ни административно частью другой Православной Церкви.

Статус автономии отличается от автокефалии тем, что Предстоятель автономной Церкви, после избрания, должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных Церквей».

Итак, вся разница между автокефалией и автономией заключается лишь в том, что Предстоятель, избранный Архиерейским Собором автономной Церкви, должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных Церквей. Подобная ситуация имеет место и в УПЦ. Действительно, Предстоятель, который избирается Архиерейским Собором УПЦ, утверждается Предстоятелем РПЦ. Однако, как показывает практика, это утверждение имеет скорее символический характер, поскольку ни разу в истории УПЦ не произошло обратного. То есть, Московский Патриарх, - а за период истории независимой УПЦ такой уже второй - всегда поддерживал решение Собора УПЦ.

Почему Украинская Православная Церковь не является автокефальной? Этому есть несколько причин. В первую очередь - традиционно автокефалия должна предоставляться Церковью-матерью с согласия всей полноты Православия, то есть - других Поместных Церквей мира. Во-вторых, желание автокефалии должно быть выявлено всей Церковью, чего сегодня в УПЦ нет. В Церкви все вопросы решаются соборно, а значит - если не вся Церковь стремится к автокефалии, следовательно, как говорил покойный, блаженной памяти митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), «еще не время». Также стоит заметить, что церковный раскол, который до сих пор имеется в украинском Православии тоже является существенной преградой для получения статуса автокефалии УПЦ.

Но мешает ли отсутствие автокефалии независимости и самостоятельности УПЦ, которая была дарована Ей в 1990-м? «Эти решения (о предоставлении нового статуса УПЦ, - авт.) Архиерейского Собора (РПЦ, - авт.) Свидетельствуют о том, как сердечно заботится о нас Святая Матерь Церковь. Предоставив независимость и самостоятельность в управлении, Мать Церковь не оставляет нас без своей молитвенной опеки, и мы - ее дети - неразрывно соединяемся с Ней и всей Вселенской Церковью ... Украинская Православная Церковь будет руководствоваться Божественными и священными канонами и тем богатым наследием и обычаями, принятыми Ею от Святых отцов Святой Вселенской Православной Церкви. Осуществляя свое служение, наша Церковь всегда шла и будет в дальнейшем идти дорогой праведного Авеля, а не дорогой Каина, на которую хотят толкнуть Ее антицерковные силы», - говорил когда-то экс-митрополит Филарет (Денисенко). Ничто и никто сегодня не мешает самостоятельной жизни Украинской Православной Церкви!

Так, Украинская Православная Церковь является самоуправляемой частью РПЦ, о чем говорит пункт 5 Устава УПЦ:

«Украинская Православная Церковь объединяет епархии, синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества и миссии и является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви »(Р.1; п.5). Однако, исходя из вышеуказанных пунктов Устава, говорить о том, что УПЦ в чем то зависит от РПЦ было бы несправедливым.

Если провести аналогию со светскими организациями, в которых существуют отношения управления-подчинения, то можно убедиться в том, что ничего подобного в отношениях между РПЦ и УПЦ не существует. В любой светской организации подчинение означает, что руководитель этой организации может устанавливать правила поведения работника, привлекать его к дисциплинарной ответственности, ограничивать его финансирование, а в случае несоответствия работника занимаемой должности - освобождать его. Московская патриархия не может делать ничего из перечисленного - ни влиять на назначение или перевод на покой епископов, ни совершать церковный суд над духовенством УПЦ, ни вмешиваться в финансовые дела Украинской Православной Церкви. Оппонентам УПЦ не остается ничего другого чем апеллировать к "теории заговора" и придумывать какие-то эфемерные и бездоказательные формы зависимости УПЦ от РПЦ - то ли психологические, то ли коррупционные. Правда, они никак не могут определиться, УПЦ поставляет деньги РПЦ, или, наоборот, РПЦ дает деньги УПЦ. Очевидно, эти два несовместимые положения каким то образом одновременно существуют в воображении противников УПЦ. Впрочем, все обвинения со стороны УПЦ КП являются крайне иррациональными и противоречивыми, а иногда просто ложными.

Вообще, можно много говорить о зависимости / независимости УПЦ, однако именно Устав дает нам четкое определение и отвечает на все противоречивые вопросы относительно статуса УПЦ. Если же кто-то может возразить Уставу УПЦ, тогда, по логике этих людей, можно возразить уставу любой организации, удостоверению любого лица или даже Конституции любого из существующих государств.




Предлагаем вспомнить историю того самого "филаретовского раскола", лишившего Украину единства и поставившего под угрозу спасение многих человеческих душ...


 

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Общецерковные новости | Просмотров: 494 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar