Главная » Душеполезные чтения на каждый день » Св. препод. муч. Андрей критский. Душеполезные чтения на каждый день. 30 октября.

00:05
Св. препод. муч. Андрей критский. Душеполезные чтения на каждый день. 30 октября.

Св. препод. муч. Андрей критский.

О заповедях блаженства.

 
   I. Ныне прославляемый св. препод. муч. Андрей критский жил в 8 веке во время иконоборческаго императора Константина Копронима, преследовавшаго св. иконы; он жил на острове Крите как пустынник, котораго очень уважали за святую жизнь. До него дошел слух о поругании святых икон и о страданиях верных служителей Иисуса Христа, и он решился отправиться в Царьград, чтобы, если возможно, отклонить царя от его нечестивых действий. Все, что он видел по пути, еще более воспламеняло ревность его: самые уважаемые епископы терпели заточение, темницы были полны узников, везде истязания, ежедневныя казни. Сердце Андрея возгорелось негодованием; прибыв в Константинополь, он тотчас же пошел в церковь святаго Маманта, где тогда был царь. Протеснившись сквозь толпу, он предстал пред самого царя и начал смело укорять его за его преступныя действия. «За что называешься христианином, говорил он, и служителем Христовым, если ругаешься над изображениями I. Христа и угнетаешь Его рабов?» Воины схватили пустынника и стали его бить, но царь остановил их и велел привести Андрея к себе во дворец. 


   — «Как ты решился так дерзко злословить меня? спросил царь, — от безумия ли, или от желания сделаться известным мне?»

   — «Ни от того, ни от другого, отвечал Андрей, но от ревности к Богу. Я слышал о злой ереси, попирающей святыя иконы, слышал, что ты преследуешь верных служителей Христовых, и пришел издалека, чтобы убедить тебя или умереть за Христа».

   Царь стал называть идолопоклонством честь воздаваемую иконам. Андрей безбоязненно возражал ему, доказывая, что честь, воздаваемая иконе, относится к тому, кто на ней изображен. «Почему же казните смертию того, кто не оказывает должнаго уважения статуям и изображениям царским? — говорил он. Вы хотите быть почтены в изображениях ваших, а запрещаете почитать I. Христа в изображениях Его!»

   Царь разгневался и велел жестоко бить Андрея. Он грозил ему самыми жестокими истязаниями и самою смертию, если не согласится отстать от почитания святых икон; но Андрей воскликнул: «не дай того Бог, чтобы я отвергся Христа в изображениях Его. Перестань лучше ты, царь, вооружаться против церкви и преследовать верных служителей Христовых».

   Жестоко замучили пустынника. Вывели его на площадь и метали в него каменьями, потом, едва живого, заключили его в темницу. Там вокруг него собрались православные, уважавшие мужественнаго страдальца за истину. Он наставлял и утверждал их в благочестии. Это дошло до царя, который повелел снова мучить его; повели св. Андрея чрез город к месту казни, метали в него каменьями, и наконец один из еретиков бросился на него с топором и умертвил его. Подвижник с молитвою предал душу Богу.

   Иконоборство было осуждено седьмым вселенским собором, бывшим в городе Никее в 787-м году. В первое воскресенье после 2-го октября церковь чествует святых отцев, бывших на этом соборе.

   II. Братие христиане! мы не погрешим, если скажем, что препод. муч. Андрей из ревности к славе Божией и спасению души ближних пожертвовавший своею жизнию, достиг вечнаго блаженства в вышних обителях небеснаго царства. Как же нам достигнуть хотя бы последняго места в царствии небесном? Терпением в мучениях? Но их, слава Богу, теперь нет мы можем получить спасение усердным исполнением заповедей, ведущих к достижению блаженства, которых девять. Остановим на них свое внимание.

   а) Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Вот первая заповедь блаженства. Нищие или бедные духом — это смиренные люди, чувствующие свое недостоинство пред Богом и безсилие в деле спасения. «Так как Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, то I. Христос возставляет нас посредством смирения», полагая его как-бы основанием (Блаж. Феофилакт, благовестн. ч. 1. стр. 92). Нищете духовной принадлежит царетво, возвещаемое Христом, со всеми благами его и неоскудеваемым богатством благодати. Какое это было радостное благовестие нищим (Ис. 61:1) и как оно противоположно мечтательным представлениям иудеев о земном могуществе царства Христова.

   б) Вторая заповедь блаженства читается так: блажени плачущии, яко тии утешатся, плачущие, т. е. о грехах, а не о чем либо житейском, при том не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Но чтобы эта глубокая печаль плачущих не простиралась до отчаяния, им обещано утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и мире совести. Это и есть то утешение, которое подает облагодатствованным душам Утешитель Дух Святый (Иоан. 14:16. 26); оно служит уделом их не только в настоящей жизни, но и в будущей: здесь они утешаются надеждою получить прощение грехов, а там будут непрестанно радоваться, получив жизнь вечную. (Бл. Феофилакт, благовест. ч. 1. стр. 92).

   в) Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Такова, бр., третья заповедь блаженства. Терпеливое перенесение скорбей, неизбежных в жизни, тихое и незлобивое обхождение со всеми, чуждое гневливости, — вообще такое расположение духа, чтобы не раздражать никого и не раздражаться ничем, вот те свойства, которыя приобретают последователям евангелия не только благословение Божие в жизни временной, мир и благоденствие (Псал. 36:11), но и приводят их к наследию земли живых (Псал. 26:3), «земля рая» (выражение св. Ефрема Сирина. Твор. его. М. 1858 г., ч. 1, стр. 16), т. е. вечнаго блаженства.

   г) Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся, гласит четвертая заповедь блаженства. С томительным чувством голода и жажды, требующим удовлетворения, здесь сравнивается сильное желание духовнаго блага, а именно — «всякой добродетели», которая должна быть вожделенна христианину, как пища и питие, особенно же «той правды Божией» (Римл. 3:22), «которая состоит в оправдании человека» пред Богом — посредством благодати и веры в I. Христа. И как насыщение телесное, прекращая чувство голода и жажды, возстановляет и укрепляет силы, так насыщение духовное вносит мир и покой в душу помилованнаго грешника и делает его способным к добру. Впрочем, совершенное насыщение людей праведных последует в жизни будущей, когда они, просвещенные светом солнца правды (Матф. 13. 43. Мал. 4:2), омытые и убеленные кровию Агнца (Апок. 7:14), наследуют царство небесное.

   д) Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Такова, братие мои, пятая великая заповедь, исполнение которой может дать нам вечное блаженство. По замечанию св. Иоанна Златоустаго, «различные бывают виды милосердия, и заповедь эта обширна» (Бесед. на еванг. Матф. ч. I. стр. 275): она обнимает не одне телесныя нужды удрученных бедствиями, но и духовныя. Добрый совет ближнему, утешение несчастнаго, молитва за него, прощение обид, — все это дела милосердия духовнаго; они столь же ценны в очах Божиих, как и вещественная помощь нуждающемуся от своих стяжаний. Милостивые «получают милость «и здесь» — «от людей» (Блаж. Феофилакт, благовестн. ч. I, стр. 94), и «там», в день праведнаго воздаяния на страшном суде, Господь помилует их и примет в Свое вечное царство (Матф. 25:34-40).

   е) Шестая заповедь блаженства говорит: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Чистота сердца, о которой говорит Господь, не состоит только в простосердечии, правдивости и искренности, но также «в устранении от всякаго незаконнаго желания», от всякаго чрезмернаго пристрастия к земным предметам, и в непрестанном памятовании о Боге. Чистые, по толкованию св. I. Златоуста, люди те, которые «приобрели всецелую добродетель и не сознают за собою никакого лукавства: видение же здесь разумеется такое, такое только возможно для человека». (Св. Иоан. Злат. Бесед. на еванг. Матф., ч. I, стр. 276).

   Достигнув «очищения и освящения сердца причастием совершеннаго и Божия Духа» (св. Ефрем Сир. Твор. его. М. 1859 г., ч. 3, стр. 514), они узрят Бога — и «в собственной лепоте своей» (св. Афанасий александр. Творен. св. отцев. М. 1854 г., т. 22, стр. 478), как свободные от всякаго страстнаго влечения, и в божественном откровении, потому что, по выражению блаж. Феофилакта, «как зеркало тогда отражает образы, когда чисто, так может созерцать Бога и разуметь писание только чистая душа» (Благовестн. ч. I., стр. 94). Но, подобно другим блаженствам, начинающимся на земле и завершающимся на небе, лицезрение Бога, усвояемое чистым, за пределами земного мира будет еще полнее и яснее, в непосредственном созерцании лицем к лицу (1 Кор. 13:12. Фил. 1:23).

   ж) Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся, учит седьмая заповедь блаженства. Последователи Христовы, пребывающие, по выражению св. Исидора Пелусиота, «в мире с самими собою и не воздвигающие мятежа, но прекращающие внутреннюю брань тем, что тело покоряют духу» (Твор. св. отц. М. 1860 г., т. 36, стр. 86), водворяют мир и в других, живущих в раздоре и с самими собою, и друг с другом. Поступая со всеми дружелюбно, и не подавая причины к несогласию, они примиряют враждующих, утишают распри и раздоры. И хотя все верующие, по благодати искупления, называются чадами Божиими (Иоан. 1:12. Римл. 8:16. Гал. 4:5. 6), но это наименование и соответственная ему степень блаженства особенно принадлежат миротворцам, уподобляющимся Сыну Божию, Который пришел на землю «примирити всяческая к Себе, умиротворив кровию креста Его, чрез него, аще земная, аще ли небесная» (Кол. 1:20). (Св. Иоан. Злат. Бесед. на еванг. Мф., ч. I, стр. 277, св. Исидор Пелусиот. Твор. св. отц., т. 36, стр. 87. Блаж. Феофил. Благов. ч. I, стр. 95).

   з) В восьмой заповеди блаженства, Господь наш предписывает нам, братие, так любить правду и благочестие, чтобы быть готовыми на всякия бедствия ради них. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное. В этих словах Господь открыл будущую судьбу Своих последователей: Он возвестил им не славу и богатство, не приобретения и удовольствия, но — вопреки мечтательным ожиданиям иудеев славнаго царства Мессии Христа — бедность, безславие, преследование, изгнание. Они будут гонимы за правду, т. е., по объяснению св. Иоанна Златоуста, за добродетель и благочестие (св. Иоанн Злат. Бесед. на еванг. Мф. ч. I, стр. 277), а посему им заповеданы постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение среди соблазнов и опасностей, угрожающих вере. За потерю земных выгод и покоя они будут вознаграждены в небесном царстве наследием нетленным, нескверным, неувядаемым (1 Петр. 1:4).

   и) Наконец Господь, обращая речь к апостолам, показал, что терпеть поношения особенно свойственно учителям: «блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради», — «пронесут имя ваше, яко зло Сына человеческаго ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша пророки, еже (беша) прежде вас». Не всякий поносимый достигает этой высокой степени блаженства, но «только тот, кто терпит поношение для Христа и ложно». (Блаж. Феофилакт. Благовестн. ч. 1, стр. 95). Это злословие, переносимое за Христа в смирении духа, приобретает подвижнику великую награду на небесах, — «сугубое возмездие, и одно увенчивает его за самое дело, а другое за клевету» (Препод. Нил синайский. «Твор. св. отц.» М. 1858 г. т. 31, стр. 107).

   В противоположность этим блаженствам, принадлежащим истинным ученикам евангелия, Господь возвестил горе людям горделивым и тщеславным, поставляющим богатство и чувственныя удовольствия исключительным предметом своих желаний, целию всей своей деятельности: горе вам, богатым, яко отстоите утешения вашего; горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете; горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете; горе, егда добре рекут вам вси человецы.

   III. Братие христиане! Будем молить Господа, да подаст нам силы исполнять заповеди, которыя суть единственные пути, вводящие нас в живот вечный, и по которым прошел ныне прославляемый св. преподобномученик Андрей критский и все проч. святые (Сост. с некоторыми дополн. по кн. «Евангельская история о Боге-Слове»... прот. П. Матвеевскаго, Спб. 1890 г.. стр. 325—329). 
 
 
Поучение 2-ое.

Св. препод.-муч. Андрей критский.

Как мы относимся к исполнению своих обязанностей?

 
   I. В день св. препод.-муч. Андрея критскаго, который из ревности к славе Божией и спасению ближних, обличал нечестиваго иконоборческаго императора Константина Копронима (жившаго в 8 веке) и за это подвергся самым жестоким мучениям и смерти на виду православных, которых он не переставал до последняго издыхания научать истине и послушанию св. матери церкви, прилично, возлюбленные мои братие, побеседовать о том, так ли мы исполняем свои христианския обязанности, как исполнял их св. Андрей критский.

   II. Христиане-братие! На каждом из нас лежит свой долг, своя обязанность, у каждаго есть свое дело, на которое он послан в мир сей по воле и распоряжению божественнаго промысла. Все ли мы смотрим на обязанности, лежащия на нас, так, как смотрел на Свои обязанности Начальник нашего спасения? Так ли уважаем свой долг, так ли преданы своему делу, чтоб готовы были из-за него не доесть, не допить, не доспать, — чтоб могли самое исполнение своего долга считать своею пищею? Так ли мы ревнуем о славе Божией и спасении души ближняго, как ревновал об этом ныне ублажаемый св. Андрей критский? Ах, нет и далеко нет!

   а) Мы первее всего — члены семейства. Известно всем и каждому, какия обязанности лежат на супругах в отношении друг к другу. Но каждый ли относится к своей жене, как к богодарованной ему помощнице и сотруднице на пути жизни? Каждый ли уважает ее настолько, насколько от нея требует уважения себе? Каждый ли любит ее так, как самого себя? Разве нет у нас таких супружеств, где муж и жена являются почти совершенно чужими один другому? Разве нет еще таких, где муж является самовластным владыкою, свирепым тираном, а жена безгласною, безответною рабою? У мужа свои деньги, у жены свои; у мужа свои хлопоты, заботы, намерения и планы, у жены свои; муж отлучается по целым неделям и месяцам, жена не знает, где он, куда и зачем отлучился, скоро ли воротится и т. д. Иные мужья требуют от своих жен рабских услуг, налагают на них непомерныя тяжести, вместо того, чтоб снисходить их природной немощи, позволяют себе тешиться над ними, ругаться, иногда и оскорблять действием. Есть и жены, которыя также не по-людски относятся к своим слабым мужьям, — постоянно злятся на них, бранят их, стесняют во всех делах их, стыдятся показаться с ними в люди и т. п. Горе жить жене с таким мужем, горе жить и мужу с такою женою!

   б) На супругах лежит еще священнейший долг вскормить и вспоить своих детей так, чтобы из них вышли впоследствии и добрые люди и добрые христиане. Но все ли родители исполняют этот долг? У многих родителей надзор за детьми продолжается только два-три года: когда дитя начнет уж свободно бегать, его оставляют на произвол судьбы, как будто отцу и матери нет и дела справляться, что там зараждается, что там накопляется в молодой и восприимчивой душе их дитяти. Оно растет и развивается как былинка в поле! Но этого мало: мы знаем, что иные родители, к стыду человеческому и к глубокой скорби церкви Христовой, отдают своих детей в ученики или в наемники людям нечестным по промыслу своему... И не бедность только заставляет их так делать, — нет, иногда и корыстолюбие. Что выйдет из таких детей? Родители будут ожидать, что дети станут покоить и призревать их в старости. Напрасное ожидание! Не бывать из таких детей поителей и кормителей для своих родителей, которые в свое время не хотели знать, что такое воспитание детей в добре, да в страхе Божием.

   в) К семейству можно отнести еще нашу прислугу. По-христиански надлежало-бы быть так, чтобы ни прислуга не обижала хозяина, ни хозяин — прислугу. Но у нас нередко выходит так, что хозяин постоянно ссорится и бранится с прислугой, налагает на нее много работ, а содержит скупо, подозревает ее, не пускает в храм Божий, к исповеди и противится исполнению ею великих и необходимых обязанностей христиан, и т. д.; прислуга, с своей стороны, тем же отплачивает хозяину, — обманывает его, работает не добросовестно, а как-нибудь, лишь бы кое-как прожить день до вечера, клевещет на хозяина, чернит его пред людьми и проч. Хозяин в конце срока не отдает прислуге всей договорной платы, вычитает уроны и убытки, которые он потерпел по недобросовестности прислуги, присчитывает большею частию к ним и те, в которых прислуга и не виновата, а виновата его собственная оплошность; прислуга жалуется, заводится ссора, тяжба... Так-то многие из нас исполняют, или — правильнее — искажают свои семейныя обязанности!

   г) Будучи членами семейства, все мы в то же время — члены общества, государства, и на каждом, как на гражданине, как на члене общества, лежит тоже свой долг, своя обязанность. Не думайте, что общественныя обязанности лежат только на лицах должностных, на разных начальниках и властях: нет, оне лежат на каждом из нас. То правда, что чем выше стоит человек в обществе, чем большую и высшую несет должность, тем больше ему открыто простора, дано возможности и средств действовать для общества. Но не надо забывать и того, что всякая высшая власть, когда действует, то опирается на следующей за нею низшей, эта опять — на следующей низшей и т. д., пока дело дойдет не только до самой низшей власти, но и до простого ремесленника, до простого земледельца, не имеющаго никакой общественной власти. Если эти последния лица будут честно исполнять свое дело, то и власти, стоящей над ними, будет легче отправлять правильно свою должность, а если этой будет легче, то также будет легче и стоящей над нею высшей власти и т. д. В обществе человеческом, — как в теле человеческом. Когда тело бывает здорово? Тогда, когда все члены его надлежащим образом исполняют свое назначение. Не так ли в обществе? Например: не уменьшилось ли бы в обществе пьянства, бродяжничества, тунеядства и разных общественных пороков, если бы все родители и воспитатели со всем усердием и ревностию исполняли лежащия на них обязанности по отношению к своим детям и питомцам,т.е.. учили их и словом и собственным примером страху Божию, трудолюбию, честности, ремеслам, наукам, искусствам? А сколько уменьшилось-бы насилия, притеснений, открытых и тайных грабительств и разбоев, если-б каждый усердно занимался делами своего звания, а приставленные наблюдать правосудие нелицеприятно, не мздоимно, не подкупно исполняли возложенныя на них обязанности — творить суд и правду!... А какое будет добро в обществе, если иные намеренно злоупотребляют своим общественным званием? Вся беда в том, что у нас большею частию ложно принято смотреть на общественныя должности, как только на средства «наживаться». Понятно, что человек, так смотрящий на свою должность, не принесет на ней никакой пользы обществу; он только и будет думать о том, как-бы скорее и лучше поправить свои дела на счет общественных. Оттого и выходит, что почти каждый должностной человек не бывает доволен тем местом, которое занимает в обществе, а стремится подняться все выше и выше, часто вовсе не размышляя о том, способен ли он к исполнению тех обязанностей, которыя требуются тем общественным местом, котораго достигнуть он так усиливается. До обязанностей ему как-будто и дела нет; его занимает одно: «там больше прибыли и доходов!» Так-то у нас иногда извращаются наши общественныя обязанности.

   д) Наконец, все мы — члены общества духовнаго, небеснаго; все мы — христиане. Как на христианах, на нас лежат также свои высокия обязанности. Мы в этой жизни только готовимся, под руководством церкви, к иной жизни — к жизни «со Христом в Бозе». Каждый день, каждый час мы должны помышлять о нашем высшем призвании и назначении, и потому постоянно должны стараться о том, как-бы нам сделаться все лучше, добрее, святее, — как-бы нам очистить свой ум от помыслов суетных, свое сердце — от похотей лукавых, свою жизнь от дурных наклонностей, от преступных привычек, от дел лукавых и нечистых, чтоб явиться в ту жизнь достойными «наследниками Богу и сонаследниками Христу». И как хорошо было-бы на свете, если-б мы постоянно, по крайней мере, думали об этих высших наших обязанностях! Как легко было-бы нам исполнять и наши семейныя и общественныя обязанности, сколько не стало-бы дурных сторон в нашей жизни, на которыя мы указывали вам, если-б мы непрестанно усиливались любить, как следует, Господа Бога и своих ближних! Тогда мы меньше имели-бы нужды в судах и расправах, потому что меньше было-бы обид и неправд между нами.

   III. Господи Иисусе! Научи нас смотреть на наши обязанности и дай силу совершать их так, как смотрел на Свое великое дело и совершил его Ты, Человеколюбче! Научи нас творити волю Твою, как Ты сотворил волю пославшаго Тебя Отца. Научи нас с тою святою и пламенною ревностию заботиться о славе Твоей и спасении ближних, как делал это св. препод.-мученик Андрей критский и все др. святые. Аминь.
(Сост. с дополн. свящ. Гр. Д-ко по «Сборнику слов, поучен. и бесед.», Августина, еписк. екатериносл.).
 

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Душеполезные чтения на каждый день | Просмотров: 307 | Добавил: Православие | Теги: Андрей Критский, душеполезные чтения, 30 октября | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar