01:01 Святой великомученик и победоносец Георгий - 6 мая | |||
Св. великомученик и победоносец Георгий.Поучение 1-ое.
Уроки из его жизни. I. Сегодня мы празднуем в честь и память святаго славнаго великомученика и победоносца Георгия. Кто был святый Георгий? почему в православной восточной церкви, особенно на святой Руси, утвердился обычай особаго чествования сего святаго великомученика? Он был римский воин конца III века. Был прекрасен душею и телом. Был богат и знатен, принадлежа к высшему кругу. Его достоинства внутренния и внешния, особенно же необычайная привязанность к нему римскаго императора Диоклитиана быстро не только провели его по всем ступеням воинских и государственных почестей первых рядов, но поставили его и вне ряда — выше всех, так как император Диоклитиан вознамерился было сделать его своим соправителем, а в случае своей смерти и преемником. И все это потеряно, все это было отвергнуто, все попрано юным Георгием. Юным его называем потому, что и умер-то он мученическою кончиною, не имея 30 лет. Георгий был христианин. Велико было изумление, велика была скорбь императора, когда ему стали сначала шептать, а потом и громко говорить, что вера в распятаго Христа проникает не только во дворец, не только в высшие ряды воинства и вельможества, но и в самую семью грознаго цезаря. Известно, что Диоклитиан был из злейших, если только не самым злым гонителем христианства. Он видел всю опасность от распространяющагося христианства для всего римско-языческаго строя. Потому-то он и поднял против христианства, всею неограниченностию власти римскаго цезаря, всю громадную тогда еще силу римско-языческаго государства. Все умы изощрялись в изобретении и приложении к христианам самых разнообразных, самых томительных, самых медленно-действующих мук. Каково же было изумление, каково горе цезаря, когда он узнал, что его нареченный сын, прекрасный безстрашный Георгий, — этого мало, собственная супруга императора, царица Александра, исповедуют христианскую веру? Конечно, около огорченнаго владыки все пришло в движение, все направилось к Георгию и царице, чтобы убеждать их оставить веру в И. Христа, поклониться родным богам и не огорчать супруга, не огорчать отца — благодетеля, не огорчать, не позорить владыку мира тем, что в собственной его семье нашлись дерзкие преступники — оскорбители его воли, его законов, его богов. Горе и ярость императора возрасли вдвое, когда оказалось, что Георгий, что царица Александра непреклонны... Георгия били ременными бичами, разрывали тело клочками, ворочая его на колесе над заостренными зубцами, варили в негашеной извести... Великомученик остался непреклонен. Зная о его терзаниях, царица Александра осталась непреклонна. Наконец, изречен смертный приговор: тому и другой отрубили головы. II. а) Св. великомученик Георгий называется победоносцем потому, что он дважды явился победоносцем, так как он не знал поражения во многих боях с врагами императора; наконец, победил и самаго императора, — победил сперва свою признательность ему, свою привязанность, свою любовь к своему благодетелю, второму отцу, источнику необычайнаго счастья, свою надежду занять современем римский трон, а с ним и единовластительство над вселенною. Это была самая тяжелая победа. А за нею перенести все адския муки — стоило уже немного. Встретить же мученическую за И. Христа смерть уже было даже отрадою. б) По кончине его любовь христианскаго мира к этому великому украшению прекраснаго мученическаго сонма возрастала, можно сказать, по мере того, как смерть его уходила назад в глубь веков. Все скорбящие, особенно в грозных воинских столкновениях, обращались к победоносцу Георгию. Разсказывают о многих видениях, что великомученик, среди сражений, появлялся на белом коне, поборая по братиях своих христианах. Оттого наши великие князья, стародавние великие князья, приняли в герб свой, великокняжеский, государственный герб, изображение св. великомученика и победоносца Георгия, всадника на коне, который поражает копьем, с крестом на верху, дракона. Дракон — символ язычества, а дракон с вонзенным в него острием, которое увенчано крестом, — это древний — IѴ40;-V веков — символ победы христианства над язычеством, — только, не более. Изображение Георгия принято затем и в царский государственный герб, которым стал герб древних римских императоров, — двуглавый орел. Это соединение гербов древне-римскаго с древне-русским великокняжеским остается и до сих пор гербом России императорской. Оттого мудрая и великая Екатерина II, когда учреждала орден, в награду самоотверженной воинской доблести, — учредила знак креста с изображением именно великомученика Георгия, учредила славный в России георгиевский крест. III. Всякий из русских воинов, конечно, горит желанием стать в ряды соратников свят. победоносца Георгия. А все, без сомнения, должны гореть желанием подражать ему в мужестве среди сражений, в самоотверженном исполнении воинскаго долга, в христианской любви ко Христу и братии, до готовности положить за них душу свою. (Извлеч. в сокращении из «Поучений» Никанора, архиепископа херсонск. и одесск., т. II, стр. 435—8, изд. 2). Поучение 2-ое. Св. великомученик Георгий.О духовном мученичестве.
I. Ныне прославляемый церковию святой великомученик Георгий победоносец жил в IV веке, в Каппадокии, был знатнаго рода, отличался воинскими доблестями и достиг высокаго звания тысяченачальника. В его время царствовал Диоклитиан, который воздвиг страшнейшее из гонений на христиан. Так однажды, в ночь на праздник Рождества Христова, он сожег храм в Никомидии с 20000 христиан. Св. Георгий исповедывал веру Христову, и вот, один раз, когда Диоклитиан, с своими вельможами и сановниками производил безчеловечный и беззаконный суд над христианами, вошел в собрание Георгий и начал обличать царя в нечестии и жестокости. Все собрание было поражено поступком Георгия. Тогда Диоклитиан, скрыв свой гнев, начал ласково склонять его к отречению от Христа; но видя непреклонность мученика, приказал бросить его в темницу и потом жестоко мучить. «Скорее ты устанешь мучить меня, чем я терпеть мучения», говорил свят. мученик царю. Царь приказал мучить его нагого на особом колесе. Под колесо подложены были доски с гвоздями. К колесу привязали мученика и вращали его над этими досками. Гвозди, вонзаяеь в тело страдальца, изрезали все его тело. Но Бог сохранил его жизнь. Ангел снял его с колеса. Увидя свят. мученика живым, император был изумлен, но не вразумился. Между тем, два претора: Анатолий и Протолеон, уверовали во Христа, за что тотчас же император приказал убить их мечом. Сама императрица, жена Диоклитиана, Александра, тоже уверовала во Христа. Свят. Георгия обули в разожженные железные сапоги с острыми внутри гвоздями, и ударами плетей и палок заставили бежать в темницу; но Господь исцелил свят. мученика. Тогда призван был волшебник Афанасий, чтобы он волшебством одолел мученика. Афанасий приготовил самое ядовитое питье, но и оно не подействовало на Георгия, так что Афанасий сам уверовал во Христа, и ему отсечена была голова. Наконец, император позвал Георгия в храм Аполлона, в надежде обратить его к идолопоклонству; но свят. мученик молитвою сокрушил идолов. Тогда приказано было отсечь ему голову. Так воин царя земного, св. Георгий, явил себя победоносным воином Царя небеснаго, отчего и получил название «Победоносца». Мощи его, согласно завещанию его самого, положены в Палестине, в Лидде, родине матери его. II. Братие христиане! Вот краткий очерк жизни и страданий св. великомученика Георгия; возблагоговеем пред страданиями его за Христа и подивимся крепости его св. веры; никакия мучения не могли заставить его поклониться бездушным идолам и изменить истинному Богу. Обратимся к себе и спросим: подражаем ли мы твердости веры св. великомученика? Являемся ли мы победителями если не внешних врагов — мучителей, то во всяком случае — внутренних, духовных — наших страстей, возбуждаемых нашею плотию, миром и диаволом? Нет ли у нас идолов, которым мы раболепно служим, отрекаясь своею жизнию от И. Христа? а) Увы, у нас есть идолы — это страсти наши и есть идолопоклонническое служение этим идолам — это потворство страстям. Чревообъядение и пьянство — вот наш идол; гнев, блудная страсть, сребролюбие — все наши идолы, а мы, служащие этим страстям, тоже, что идолопоклонники. Всякая наша страсть греховная, всякий грех, обратившийся в привычку, есть идол нашей души: грехолюбивое сердце — вот капище сего идола, грехолюбие — это идолослужение, соизволение же на грех в помысле и греховном пожелании есть отвержение Христа, а выполнение задуманнаго греха самым делом — это и есть жертвоприношение идолу. Вот как соделавшийся рабом своих страстей греховных становится идолопоклонником. б) А если в нас существует и даже все увеличивается такое духовное идолопоклонство, то должны быть и духовные мученики, без пролития крови страдальцы. Ибо как в те времена, когда нечестивые, неведавшие Бога люди поклонялись бездушным идолам, было безчисленное множество святых мучеников, проливавших кровь свою за Христа и умиравших многоразличными видами смертей: так и в наше время, когда в наших нравах повсюду господствует идолопоклонство, то есть, служение греху, истинные христиане должны из любви ко Христу быть мучениками, хотя и без пролития крови, — должны постоянно умерщвлять в себе страсти свои, должны умирать для греха, так чтобы уже быть неспособными к совершению греха, и не порабощать себя похотям греховным. Вот как каждый христианнн может соделаться духовным мучеником Христовым, — хотя и не будет проливать он своей крови, но сподобится венца мученическаго. О сем-то духовном мученичестве прекрасно разсуждает св. Златоуст, говоря: «ты скажешь, как можно подражать теперь мученикам? теперь не времена гонений? Я хорошо это знаю: теперь не время гонения, но время мученичества; не время таких подвигов мученичества, однако время венцов; не преследуют люди, но преследуют бесы; не гонит мучитель, но гонит диавол, лютейший из всех мучителей. Ты не видишь пред собою горящих угольев, но видишь разженный пламень похоти. Они попирали ногами горящие уголья, а ты попирай огонь естества: они боролись с дикими зверями, а ты обуздывай гнев, как дикаго и свирепаго зверя; они устояли против невыносимых скорбей, а ты побеждай нечистые помыслы, от твоего сердца исходящие, и ты будешь подражатель мучеников. «Ныне», по слову апостола, «несть наша брань к крови и плоти», —«но к началам, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным». Похоть плотская есть огонь, огонь неугасаемый и постоянный, — это пес лютый и беснующийся; прогоняй его тысячу раз, и он тысячу раз будет нападать на тебя и не отступать. Жесток пламень горящих угольев, но пламень похоти еще хуже, еще сильнее; нет у нас никогда отдыха от этой войны, никогда не видим покоя, пока живем на земле: постоянная у нас борьба, непрестанный подвиг, чтобы и венец получить за сие самый верный». Итак, умерщвление страстей греховных есть мученичество без пролития крови. III. Да поможет нам Господь молитвами св. великомученика и победоносца Георгия быть победителями всех страстей и соблазнов, представляемых плотию, миром и диаволом — врагом нашего спасения. (Сост. по твор. св. Димитрия рост. свящ. Григ. Дьяченко). Поучение 3-е. Св. великомуч. и победоносец Георгий.О борьбе с врагами нашего спасения.
I. Много было жестоких врагов у св. великомученика Георгия; страшна была та брань, которую вел он с ними; но при помощи Божией, всех врагов своих он одолел, из борьбы с ними вышел полным победителем, и за то получил венец славы неувядаемой, вечной. II. И у каждаго из нас есть свои враги, с которыми надобно нам бороться постоянно и мужественно, чтобы не быть побежденными и пленниками их. — Но что же это за враги у нас и чем нам побеждать их? а) Первый и самый злой враг наш есть неверие и маловерие. Горе тому, на кого бросается этот кровожадный враг. Человек, обуреваемый волнами неверия, маловерия и вольнодумства, — дай Бог, чтобы между нами не было ни одного такого человека, — то же, что корабль без кормчаго, без парусов, без руля. Не пристать такому кораблю к пристани, не избежать ему крушения. Не найти ни тихой пристани в здешней жизни от житейских. бурь и непогод, ни вечнаго покоя за гробом тому, чья душа томится под игом неверия. Кто не верит в Божественное откровение, в искупление, в святыя таинства, в другую, загробную жизнь, в безсмертие души, следовательно кто не верит, что он человек, созданный для вечности, искупленный для блаженства, для того нет ничего святого, запрещеннаго, тот способен на все беззаконное. И что может удерживать неверующаго от злых дел? Совесть? Но если он не верит, что совесть есть принадлежность безсмертной и Богоподобной души: то может ли быть для него обязателен голос совести? Честь? Но если он не верит, что есть по ту сторону гроба воздаяние за честные и безчестные поступки: то честь, благородство и тому подобное у неверующаго только на языке и на словах, а не на деле, не в сердце, не в душе. По этому необходимо нам так бороться с неверием, чтобы остаться победителями этого страшнаго врага. Господи! спаси нас от неверия; иначе оно погубит нас. б) Самолюбие, корыстолюбие, плотоугодие и другия наши страсти суть также злые враги наши. Эти враги тем опаснее для нас, чем ближе к нам; они постоянно при нас, с нами, в нас. Эти враги тем страшнее для нас, что почти всегда, по видимому, принимают нашу сторону, на самом же деле постоянно изменяют нам и отводят нашу душу в плен греха и суеты. Известно, что самолюбие, корыстолюбие и прочия страсти усиливаются принесть в жертву самим себе спокойствие, честь, имение и другия блага ближних наших. Но такое стремление незаконно: наше самолюбие и другия страсти, причиняя вред другим, в то же время гибельны для нас самих; оне подламывают и разрушают здание нашего здоровья, жизни и вечнаго спасения; оне, отвлекая нас от любви к Богу и ближним, вооружают нас против Бога; враждовать же против своего Создателя, не значит ли итти прямо навстречу своей погибели? Так все заставляет нас бороться с самолюбием и другими страстями и побеждать их. Господи! помоги нам остаться победителями над страстями; иначе оне увлекут нас на дно адово. в) Далее, мир с своими соблазнами, дух злобы с своими кознями, злые люди с своими клеветами, завистию, ненавистию, соблазнами и проч. отнимают у нас счастие нашей жизни, спасение нашей души. И счастлив тот, кто всеми силами защищает себя от скопища этих врагов, кто мужественно ополчается против них и побеждает их; такой человек, при помощи Божией, не разобьется о камень мирских соблазнов; его душу не поглотит дух злобы и не унесет с собою в ад; злые люди не сделают его столь же злым, как сами они. III. Чем же нам ограждать себя от, столь многочисленных врагов, чем нам побеждать их? Теплою молитвою; упованием, христианскою правдою, силою благодати Божией и таким самоотвержением, какое имел св. великомученик и победоносец Георгий. И мы, братия, можем приобретать имя победоносцев, если будем одерживать победу над злом, чрез преодоление своих богопротивных страстей и грехов, чрез борьбу с духовным змием-диаволом, чрез борьбу с неверием и нечестием, чрез противоборство желающим вредить церкви и обществу, чрез деятельное противление козням врагов порядка, честности и долга. Поприще для всех и всегда открыто. Подвизайтесь, желающие победных венцев небесных! Св. великомучениче и победоносче Георгие! Помогай нам своими молитвами пред Богом, — да будем и мы ревностными поборниками веры и благочестия, воителями против зла и причастниками победных венцов на небе. Аминь. (Сост. по разн. источн.). | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |