Главная » Душеполезные чтения на каждый день » Святые мученики Маккавеи. Душеполезные чтения на каждый день. 14 августа

12:05
Святые мученики Маккавеи. Душеполезные чтения на каждый день. 14 августа

Святые мученики Маккавеи.

О твердом стоянии за свою св. веру отечественную.

 
   I. Сегодня, бр., св. церковь торжественно празднует день памяти седьми мучеников Маккавеев, и матери их Соломонии, и учителя Елеазара. Жили они без малаго за двести лет до Рождества Христова, но несмотря на это христианская православная церковь и до ныне светло празднует память их. Чем же они заслужили это? Какие их дела и подвиги, коими они стяжали себе вечную молитвенную память? Чтобы видеть это, обратимся к истории того времени, в которое они жили.

   Ублажаемые церковию, св. мученики Маккавеи жили во время владычества сирийскаго царя Антиоха Епифана. Этот царь, ограбив Иерусалим и избив многия тысячи иудеев, воздвиг злое гонение на их веру, желая искоренить ее до конца, дабы этим вернее и скорее подчинить их себе. С этою целию он повелел иудеям под угрозою смертной казни, «прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники и рощи и капища, и приносить в жертву свиней и другой скот, которым не гнушаются язычники, оставлять сыновей своих необрезанными, и вообще переменить все прежния религиозныя убеждения, учреждения, законы, нравы и отеческие обычаи»
(1 Мак. гл. 6). Тяжелое было тогда время для иудеев. Изменить вере и обычаям отцев, значило изменить своей народности, значило потерять все — и веру и народность. Но, верные закону Божию и заветам предков своих, иудеи пренебрегли угрозами нечестиваго царя. Для них смерть была лучше измены вере. Держась веры, они не страшились ни тяжких мучений, ни смерти, которым предавали иудеев мучители.

   В это время тяжкаго для иудеев гонения, к утешению ветхозаветной церкви Божией, явились многие твердые исповедники веры своей, которые, не желая отречься от отеческих законов, «избраша паче умрети, неже осквернитися» и мужественно претерпели мученическую смерть. Из них св. церковь ублажает девяностолетняго старца Елезара, семь братьев Маккавеев и мать их Соломонию. Елеазара наедине убеждали гонители притворно показать отступление от закона — «притвориться, как бы ядущим повеленная от царя жертвенная мяса, да сие соделав, избавиться от смерти». Но старец, украшенный сединами и благочестием, отвечал: «недостойно моего возраста лицемерить для сохранения малаго жития дней моих. Молодые, смотря на меня, также прельстятся... Если я избавлюсь нынешния муки, то ни живой, ни мертвый не избегну руки Всемогущаго». Сказав это, он с готовностию и радостию пошел на мучения. Изнемогая в муках, Елеазар, застонав, сказал: «Тебе, Господи, имеющему совершенное ведение, известно, что я, могши избавить себя от смерти, терплю в теле моем жестокия мучения, а в душе моей чувствую радость от того, что терплю это по благоговению к Тебе».

   Пример старца Елеазара, мужественно пострадавшаго за св. веру и отеческие законы, не остался без подражания. Случилось, что братьев Маккавеев с матерью Соломонией схватили и пред лицем самого царя принуждали бичами и жилами воловьими есть пищу, запрещенную законом; но они не согласились... «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы отечественные», говорил первый или старший юноша. Повелено было отрезать у него язык, содрать кожу, отсечь члены тела, положить его на раскаленную сковороду и жечь. Братья и мать смотрели на сии безчеловечныя истязания; обоняли пар сожигаемаго, взаимно поощряли друг друга к предстоящим страданиям. Подобно первому мучили второго, — содрали кожу с головы его, и он, умирая, исповедал, что Царь мира — Господь, сохранивших законы Его и умерших ради их воскресит для жизни вечной. Третий еще с большим великодушием предстал на страдания, так что царь и бывшие при нем удивлялись мужеству юноши. Подавая язык и руки на отсечение, он сказал: «все это я получил от Бога и надеюсь опять принять от Него». Пятый, во время мучения, обличая мучителя, говорил: «не думай, что род наш оставлен Богом. Помедли, и ты увидишь великую Его державу: как тебя и семя твое Он накажет». Шестой, умирая, говорил мучителю: «не обманывайся; мы страдаем за свои грехи пред Богом. А ты не думай, что ты невинен, начавший борьбу против Бога». Последняго, младшаго, Антиох убежал и с клятвою уверял, что он сделает его богатым и счастливым, если он отступит от отеческаго закона. Юноша ничему не внимал. Тогда царь советовал матери, чтобы она сама уговорила младшаго и последняго своего сына сберечь жизнь свою. Великодушная мать умоляла сына не щадить ее, носившую во утробе, млеком питавшую, воскормившую и труды воспитания понесшую. «Молю тя, чадо, да возриши на небо и землю и уразумееши, что Бог сотворил все из ничего; не убойся сего плоторастерзателя, но, как достойный братьев своих, смерть восприими». Сын, обличая мучителя, исповедуя грехи свои и будущее воскресение, отвечал: «и я, как братья мои, душу и тело мое предаю за отеческие законы, призываю Бога, да будет вскоре милостивым к Израилю. На мне и на братии моей перестанет гнев Вседержителя; ты же с мучением исповедаешь, что Он воистину есть Бог». Исповедник с сугубою лютостию предан смерти.

   Дивная и достойная памяти мать, воодушевлявшая и поощрявшая сыновей своих на страдания и смерть, мужественно взирала на их страдальческую-мученическую кончину. После их смерти она была сожжена.

   II. Изумителен, бр., изумителен в высшей степени этот подвиг терпения и самоотвержения, ради сохранения отеческаго закона, ради соблюдения богоустановленнаго поста своего времени и своего народа — не вкушать запрещеннаго законом свиного мяса, — этот подвиг, явленный старцем Елеазаром, братьями Маккавеями и материю их Соломонией. Они без всякой тени лицемерия и двоедушия открыто исповедывали свою веру и никакия жестокия пытки и мучения не могли принудить их к измене отеческим законам и постановлениям.

    Стоять за св. веру, твердо хранить законы отеческие и постановления церкви не есть ли долг каждаго из нас? Но, к немалому удивлению и крайнему сожалению, в настоящее время среди православных сынов земли святорусской находятся такие, которые без всякаго принуждения с чьей либо стороны — совершенно добровольно изменяют заветам предков наших и постановлениям нашей церкви православной, охотно внимают разным лжеучителям — этим змиям-искусителям — и отказываются от своей отечественной веры православной, не думая о том, что измена отеческим законам и обычаям, отречение от святоотеческой веры есть отречение от своей народности, от народной самостоятельности, от народной самобытности, от святоотеческой веры, от послушания своей матери-церкви, а главное от своего вечнаго спасения.

   III. Братие христиане, пример святых мучеников — старца Елеазара и Маккавеев, пострадавших за целость и неприкосновенность своей веры и отеческих преданий, да оживит в нас любовь и преданность к святой православной вере. Аминь.
(Составл. с дополн. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.», за 1890). 
 
 

 Святые мученики Маккавеи.

О хранении свв. постов и других свято-отеческих преданий.

(Поучение 2-ое.)
 
   I. В сей день память творим святых седьми мучеников Маккавеев, и матери их Соломонии, и учителя Елеазара. Кто они были? За что мы их ублажаем?

   Жили они без малаго за два века до Рождества Христова, когда евреи подпали владычеству сирийскаго царя Антиоха Епифана. Этот царь, взяв и ограбив Иерусалим и избив многия тысячи иудеев, воздвиг злое гонение на их веру, в намерении искоренить ее до конца. Антиох возъимел намерение во всем своем царстве, состоящем из разноплеменных народов, ввести общую языческую религию для того, как он писал в своем указе, чтобы все были одним народом. Между прочим, Антиох повелел иудеям, под смертною казнию, «прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники, рощи и капища, приносить в жертву свиней и другой скот, которым не гнушаются язычники, оставлять сыновей своих необрезанными, и вообще переменить все прежния религиозныя учреждения, законы, нравы и отеческие обычаи».

   Некто Елеазар, из первенствующих книжников, муж уже состаревшийся летами, принужден был открыто ест свиное мясо, которое закон запрещал иудеям вкушать, которое, вероятно, принесено было в жертву идолу. Он, славно предызбрав смерть лучше, нежели ненавистную жизнь, вольною волею пошел на муку. А на яству, которую нельзя было есть из любви к закону, он плюнул. Но беззаконники, приставленные к жертве, ради стародавняго знакомства с этим мужем, наедине упрашивали его, чтоб он вкусил мяса, какое ему дозволено было есть, которое нарочно для него было бы приготовлено, а только показал бы вид, будто он вкушает жертвенное мясо, как повелено царем; чтобы, учинив сие, он избавился от смерти, и ради старой с ними дружбы получил помилование. Он же, восприяв мысль благую, достойную возраста, и старости, и седин, и честнаго воспитания, какое получил от детства, и Богом даннаго закона, ответил им разсудительно: «хочу лучше, чтобы вы послали меня в преисподнюю. Ибо возрасту нашему недостойно лицемерить, чтобы многие из юных подумали, что 90-летний Елеазар перешел в веру иноплеменников, почему и они, ради моего лицемерия, из-за маловременной жизни, соблазнятся мною, и я навлеку ненависть и позор на мою старость. Хотя-б я даже и избавился нынешней муки человеческой, но руки Всемогущаго не избегну, ни живой, ни умерший. Поэтому лучше ныне, мужественно разставшись с жизнию, явлюсь достойным своей старости; а юным оставлю доблестный пример, чтоб они усердно и доблестно умирали за честные и святые законы». Ведущие же его, ради сих слов, которыя считали безумством, переменили свое прежнее благорасположение к нему на свирепость, и подвергли его бичеванию. Под ударами старец Едеазар и кончил жизнь, не только юношам, но и многим из народа оставив свою смерть в пример доблести и в память добродетели.

   И во первых честною своею смертию он явил достоподражаемый пример семи братьям Маккавеям.

   Случилось, что эти седмь братьев вместе с матерью были схвачены и принуждаемы пред лицем самаго царя есть противу правил свиное мясо, за что были мучимы бичами и воловьими жилами. Среди этой муки один из них, первенец, говорит царю: «чего ты хочешь допытаться от нас? Что выведать? Мы готовы скорее умереть, чем преступить отеческие законы». Разгневавшийся царь повелел разжечь сковороды и котлы. Когда они были быстро разжены, царь повелел первому, который говорил, отрезать язык и, содрав со всего кожу, отсечь оконечности членов, на глазах прочих братьев и матери. И когда он уже сделан был негодным к жизни по всем членам, царь приказал предать его огню, еще дышащаго, в печь на сковороде. Когда умер первый, повели на поругание второго и, содрав кожу с волосами с головы его, спрашивают: «будешь ли есть, прежде чем замучено будет все тело твое по частям?» — А он отвечает: «нет». Тогда и сей поряду принял мучение, как и первый, и так же прочие, числом шесть. Оставался последний из братьев — самый юный.

   Царь Антиох, не только убеждал его словами, но и клятвою уверял, что сделает его и богатым и счастливым, если только он откажется от отеческих законов. Даже клялся, что будет иметь его за друга. Но как юноша сему не внимал, то царь, призвав мать, увещавал ее, чтоб она сама была советницею юному сыну на спасение. После многих увещаний со стороны царя, мать обещала дать совет сыну своему. Но, приклонившиськ сыну, она говориг: «сын мой, пожалей свою мать! Не убойся сего мучителя плоти твоей, но будь достоин своих братьев и прими смерть, чтобы мне восприять тебя от Бога опять вместе с братьями твоими в милости Божией». — И пока она еще говорила это, юноша сказал мучителям: «чего ожидаете? Не слушаю повеления царева, но слушаю повеления закона, даннаго отцам нашим чрез Моисея». — Тогда царь разъярился на него яростию еще более лютою, горькое терпя посмеяние. Таким образом и сей седьмый преставился от жизни в юношеской чистоте, во всем уповая на Бога. После же сынов сожжена была и праведная мать их Соломония.

   Вот за что мы ублажаем святых седмь мучеников братьев Маккавеев и доблестную мать их Соломонию и учителя Елеазара. Этот праздник в честь ветхозаветных мучеников принадлежит к числу самых древних в христианской церкви. Сии ветхозаветные мученики были первообразами всех мучеников христианских. Первые учители — проповедники христианства безпрерывно прославляли их и в песнях церковных и в поучениях своих среди тех грозных обстоятельств, в которых в первые века, — в века гонений и мученичества, — выростала воинствующая юная церковь Христова. Оттого и праздник сей учрежден с первых дней христианства.

   II. Перестал ли он быть назидателен для церкви уже не юной, для церкви наших дней? Да, перестает. Но перестает только потому, что мы забываем об этом древнейшем празднике; забываем, кто были седмь братьев Маккавеев, перестаем учиться у них, а еще менее думаем подражать им. А можем ли мы чему-либо поучиться у них? Есть ли что-либо схожее между обстоятельствами их и нашего времени?

   а) Посмотрите, подумайте, за что они были замучены, за что они пожертвовали жизнию? За то, что они не согласились нарушить богоуставленный пост своего времении своего народа. За то, что не хотели вкусить свиного мяса. По-видимому, незначительность? Да, по-видимому. Но посмотрите, как за этою кажущеюся незначительностию рядом стояло все, что было для избраннаго народа Божия самаго святого и драгоценнаго. Есть свиное мясо значило нарушить закон Моисеев, который запрещал это. Значило есть пищу, принесенную в жертву и посвященную идолам. Значило отказаться от жертвоприношений и священнослужения Богу истинному и поклониться богам чужим, языческим. Значило не только отречься от единаго истиннаго Бога, от свято-отеческой веры, но и от своей народности, от народнаго обличия, от народной самостоятельности, от народной самобытности. В конце-концов эта незначительность, вкушение свиного идоложертвеннаго мяса, означала всенародную духовную, вероисповедную, государственную смерть богоизбраннаго народа...

   б) Посмотрите, подумайте, нет ли чего похожаго и в нашей жизни? Вот день святых мучеников Маккавеев стоит как раз в преддверии христианскаго так называемаго Спасова поста. Задайте же себе вопрос, кто из нас соблюдает, и кто не соблюдает посты? Не соблюдают очень многие. Некоторыя сословия даже за стыд считают соблюдать. Есть ли это незначительность? Вот уже два века на Руси в некоторых кругах считалось это незначительностию. Но теперь к нашим дням последствия этой кажущейся назначительности выясняются больше и больше. Посмотрите, подумайте. Несоблюдающие постов не отрекаются ли от церковных уставов? Не отрекаются ли во всем строе жизни от свято-отеческих обычаев? Не отрекаются ли от церковных служб? Не отрекаются ли от самых существенных учреждений в христианском священнодействии, от святых таинств, от исповеди, от причастия? Не унижают ли таинство брака, не ругаются ли над священством, не начинают ли издеваться даже над крещением? Не отвергаются ли свято-отеческой веры и всех начал христианской нравственности? Не отвергают ли бытие истиннаго Бога? А так как без богов, без религиознаго культа, быть человеку нельзя, то не вводится ли у нас даже идолопоклонство, поклонение мамоне чрева, мамоне корысти, мамоне всяческаго чувственнаго наслаждения, мамоне зависти и ненависти ко всему, что выше нас, что богаче, что благоденственнее? Не сочиняются ли даже новоизмышленныя веры, которыя в конце-концов ведут к гибели всякой веры в истиннаго Бога и всякой возвышенной нравственности?

   Все это из кажущихся незначительностей, из мелких семян произростало, росло и выросло на наших глазах в большое дерево с обильными плодами, горечь которых уже почувствовалась резко. Поживем, посмотрим и увидим, что это дерево разростется еще шире, укоренится еще глубже, а укоренившись и разросшись, заполонит, согласно с пророчествами, и всю землю, — нам спящим, нам бездействующим, нам поблажающим во-первых, себе, а далее и всем и всему. Мало-по-малу, мы отстаем от свято-отеческих обычаев, от свято-отеческой веры, от Святаго Бога святых отец наших, поблажая себе и другим, по чувствам безразличия и холодности, безпечности и лености. Пудумайте, куда мы идем? Как остановиться? Как удержать себя и других у бездны, к которую готовы упасть?

   Поразительно евангелие Христово, какое читается ныне в честь святых мучеников. «Всяк, иже исповесть Мя пред человеками», — глаголет Господь, —«исповем его и Аз пред Отцем Моим небесным». А исповедуем ли мы Христа пред людъми? Не стыдимся ли исповедывать Его там, где не стыдились исповедывать Его наши отцы? — «А кто отвержется Мене пред людьми», глаголет Господь, — «отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех». Не отвергаемся ли мы Христа делами? Не отвергаемся ли помыслами? Не отвергаются ли нецыи из нас и словами, и устами, а не только что сердцем и делами? На нашей памяти, на наших глазах наши деды еще горячо и стойко преданы были вере Христовой и свято-отеческим обычаям; отцы многих относились ко всему этому уже холодно и безразлично; а дети и внуки уже ничего не чувствуют в отношении к благочестивой старине, кроме ненависти и пренебрежения, и преребрежения уже не страдательно-терпеливаго, но ядовито-злобнаго, готоваго разрушать все, что по их мнению уже отжило и жить мешает...

   III. О мученицы святии! О доблестнии Маккавеи, с приснопамятными материю вашею и учителем Елеазаром! «Егда предстоите Христу, Егоже ради потрудистеся, прилежно сотворите мольбу о человечестве»... Аминь.
(Сост. по «Поучен., бесед., реч., воззван. и послан.» Никанора, архиеп. херсон. и одесск., т. III, изд. 1890 г.). 
 

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Душеполезные чтения на каждый день | Просмотров: 659 | Добавил: Православие | Теги: Святые мученики Маккавеи, Душеполезные чтения на каждый день, 14 августа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar