Главная » Общецерковные новости » Тупик межконфессионального диалога: что дальше?

20:00
Тупик межконфессионального диалога: что дальше?
Нет больше никакого смысла говорить завуалировано или метафорически - межконфессиональный диалог между тремя украинскими православными конфессиями сорван окончательно. Переговоры, которых почти не было, зашли в глухой тупик, причиной которого является достаточно неадекватное поведение одной из сторон - Киевского патриархата. Все события в сфере межцерковных отношений, которые произошли в этом году, свидетельствуют о том, что именно УПЦ КП делает все возможное для того, чтобы церковный мир в Украине так и не наступил.  


В подтверждение выше изложенного, хотелось бы провести аналитический срез тех событий, которые происходили в этом году в отношениях Киевского патриархата УПЦ, с УАПЦ и со всем православным миром.


Киевский патриархат и УПЦ

Наверное, больше всего можно было бы рассказать о нынешних отношениях УПЦ КП и УПЦ, так как количество негативных событий, которые произошли в отношениях этих двух конфессий в 2014-2015 годах превышает все предыдущие 23 года сосуществования. Последний раз волна подобной агрессии УПЦ КП против УПЦ наблюдалась только в 1992-м, когда собственно произошел раскол Церкви.

Если сказать коротко, то нужно будет отметить следующие моменты: захват храмов, клевету и информационные провокации. Как свидетельствует статистика, за 2014-2015 год сторонниками Киевского патриархата было захвачено 30 храмов УПЦ. Большинство событий имели рейдерский характер и сопровождались силовым вмешательством людей в балаклавах, которые позиционировали себя как представители отдельных политических организаций.

Привычной также стала ситуация с распространением ложной, а иногда и клеветнической информации против УПЦ из среды УПЦ КП. К подобным действиям прибегают не только официальные представители Киевского патриархата, а и простые люди, иногда - так называемые «тролли», ангажированные журналисты и иногда даже политики. Поэтому, наблюдая за информационным полем в УПЦ КП, можно уверенно сказать: последний год в их среде фактически посвященный «проблемам» в УПЦ.

От официального представителя до простомог блогера - все ищут информационный повод для того, чтобы в очередной раз «показать», как они говорят, «истинное лицо» УПЦ. Поэтому регулярно появляются мифы о том, что в УПЦ не делают того-то, говорят то-то, поддерживают тех-то и т.п. Нет смысла сегодня вспоминать отдельные случаи клеветы и искажений информации об УПЦ, поскольку это прекрасно известно широкой общественности. Главным является то, что люди часто прибегают к лжи ради того, чтобы достичь собственной цели - агрессии против канонической Церкви.

Можно предположить, что это происходит еще и потому, что в Киевском патриархате имели совсем другие планы на то, каким будет количество приходов УПЦ, которые перешли под их покровительство. В начале 2014, после революционных событий на Майдане Незалежности в Киеве, в УПЦ КП заговорили о так называемом «объединении снизу», на которое очевидно делалась основная ставка. В «Киевском патриархате» откровенно ожидали беспрецедентной по количеству миграции приходов УПЦ под свой контроль.

Однако, 30 приходов из 12000 за почти 2 года - это мизерное «достижение», не составляет даже 1 процента от общего количества. Более того, в нескольких населенных пунктах, где были захвачены храмы УПЦ, общины канонической Церкви уже начали или и завершают строительство новых культовых сооружений. Поэтому путь информационной войны против УПЦ Киевский патриархат, скорее всего, выбрал именно в связи с этим стратегическим поражением.

Самое обидное то, что все эти события происходят в основном с молчаливого согласия руководства УПЦ КП. Предстоятель Киевского патриархата Филарет (Денисенко), осудив на одном из Синодов подобные действия, фактически «умыл руки», сняв с себя любую ответственность за поступки своих верных. Чувствуется, что в УПЦ КП неохотно говорят об этих событиях, а когда, так сказать, некуда деваться, говорится, что это - добровольное решение общины. Однако «добровольность» эта довольно противоречива, если учитывать то, что в подавляющем большинстве случаев общины меняли свою конфессиональную принадлежность не абсолютным большинством, а иногда даже и меньшинством голосов.

Да это и понятно, что оправдываться за подобное не имеет смысла, поскольку трудно уложить в рамки логики и адекватности выламывания храмовых дверей, срезание замков посреди ночи, нападения на верующих и священников УПЦ, выдворение духовенства и их семей из жилых домов.

Все, что происходит в отношениях УПЦ КП и УПЦ, далеко не к лицу первым, что они и сами понимают. Однако, локомотив ненависти против УПЦ, который активно разгоняли в Киевском патриархате предыдущие годы, стал почти неуправляемым. Поэтому, верхушка УПЦ КП может лишь наблюдать за своим «детищем», иногда отгораживаясь от тех или иных событий.


Киевский патриархат и УАПЦ

Совсем другими являются отношения УПЦ КП и УАПЦ. Всеми силами первые пытаются показать свое пренебрежение к последним. Понятно, что в Киевском патриархате УАПЦ даже не считают хоть как-то «конкурентоспособной». Об этом ярко говорит попытка так называемого «объединения», которое в задумчивости должно было стать «присоединением».

Однако, в руководстве УАПЦ, проявив характер, отказались от подобного хода событий, поняв, что «объединение», если будет реализовано, станет авантюрой одного человека, который просто таки мечтает кого то с собой «объединить». Что бы и кто ни говорил в УПЦ КП, условия, которые были предложены ними представителям УАПЦ, были унизительными и не похожими на миролюбивые инициативы с целью преодоления церковного кризиса в Украине.

Из всего «пакета предложений», которые в Киевском патриархате предложили УАПЦ, стало очевидно, что первые делают последним услугу, принимая их к себе. В заключении это подтвердилось комментариями представителей УПЦ КП, относительно отказа УАПЦ от дальнейших переговоров. Стандартные «желчные» обвинения в адрес УАПЦ в «предательстве» и «службе Москве» фактически показали подлинность намерений и «искренность» представителей Киевского патриархата.

Масла в огонь подливает также конфликт УПЦ КП и УАПЦ в Закарпатье. Там недавний епископ УПЦ КП, а теперь УАПЦ - Кирилл, открыто конфликтует с его преемником на кафедре. Между прочим, об этом конфликте в Киевском патриархате тоже почти не вспоминают. После попытки первым захватить храм, который находится в юрисдикции последнего, на официальном сайте Закарпатской епархии УПЦ КП о происшествии появилась заметка, обставленая ​​«смайликами».

С уверенностью можно сказать, что отношения УПЦ КП и УАПЦ испорчены окончательно. И хотя во многом они похожи, - ведь на самом деле «Киевский патриархат» во многом является схожей с УАПЦ - в обоих этих конфессиях выбрали совершенно разные пути, которые сойдутся явно не в ближайшее время.


Киевский патриархат и православный мир

Довольно интересно разворачивались в этом году отношения УПЦ КП с представителями других Поместных Православных Церквей, а по факту - с Константинопольским Патриархатом. За непродолжительный период было создано «картинку», где Вселенский патриарх относится с сочувствием к УПЦ КП и ее руководителю, едва не давая им признание и евхаристическое сопричастие со своей кафедрой. В «автокефальной» УПЦ КП «независимый» ни от кого Филарет уважительно именует Константинопольский Патриархат Церковью-матерью, прося вмешаться в «произвол церковной Москвы» на территории Украины.

На мгновение дружба Фанара и Киевского патриархата показалась настоящей, особенно тогда, когда со стороны первых в Украину зачастили архиереи УПЦ в США и Канаде, которые находятся в лоне Константинопольского Патриархата. Создавалось впечатление, что Филарет нашел себе лоббистов в мире канонического Православия, которые помогут УПЦ КП выйти из изоляции.

Однако, нужно очень хорошо знать греков, чтобы понять насколько они умеют дипломатично и взвешенно подходить к делу. То, что Фанар выделил для сбора информации о ситуации в Украине двух человек, которые не имеют в Константинопольском Патриархате особого значение, еще не значит, что Патриарх Варфоломей собрался признать УПЦ КП. Слишком уж велик риск внести раздор в Церкви Христовой, а особенно - перед Всеправославным собором 2016 года, который является принципиальным для проведения именно по инициативе Константинопольского Патриархата.

Поэтому, разведав ситуацию в Украине, Фанар фактически отмежевался от УПЦ КП, а Предстоятели Православных Поместных Церквей мира один за другим стали осуждать раскол, выражая полную поддержку канонической УПЦ и лично Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию.

Нужно понимать, почему факт поддержки православного мира в адрес УПЦ так важен. Значительная часть Поместных Церквей находится в орбите влияния Константинопольского Патриархата и без инициативы последних мало кто бы решился открыто, в конце концов, назвать вещи своими именами: раскол - расколом, Филарета - заблудшим и т.п.

Странной является во всей этой ситуации позиция УПЦ КП. Получая яркую характеристику от представителей других Поместных Православных Церквей, в УПЦ КП начали активно «огрызаться», распространяя слухи о всемирном заговоре против Киевского патриархата, где председательствует Кремль, «покупает» патриархов за архиерейские облачения. Заявления представителей Поместных Церквей в УПЦ КП называют «джинсой», а о тех, кто высказывался против «Киевского патриархата» рассказывают невероятные истории, где упоминается и нелегитимности, и склонности к подкупу, и еще много чего.

Следовательно, становится очевидным, что показательная «дружба» Киевского патриархата и Константинополя - не больше, чем иллюзия. Да и кому нужно во Вселенской Патриархии брать под свое крыло рейдеров и нарушителей прав верующих?


Что дальше?

Сорвался план по массовому отчуждению приходов УПЦ, «прогорели» на объединении с УАПЦ, «кинули» греки ... Получив по факту такие неприемлемые результаты, в Киевском патриархате очевидно еще до конца не поняли, что реальность, которая их окружает, абсолютно не является такой, какой бы ее хотели видеть они. После всех этих событий в УПЦ КП продолжают подчеркивать, что они являются легитимными, а какое-то признание им, по большому счету, и не нужно совсем, поскольку их признал украинский народ.

Интересно, можно было бы как-то по-другому подойти к имеющимся проблемам? И действительно ли в УПЦ КП стремятся к установлению церковного мира в Украине? Учитывая описанные выше факты, ответ на последний вопрос будет отрицательным. Что касается первого, - выход действительно есть.

Как можно видеть, межконфессиональный мир, - для начала будем говорить о таком варианте, поскольку о «единой поместной» говорить, учитывая современные реалии, просто не серьезно, - дело трех: УПЦ, УАПЦ и УПЦ КП.

В УПЦ всегда готовы к взвешенному и адекватному диалогу, которым действительно можно было бы достичь желаемого результата. Представители Украинской Православной Церкви не захватывают храмов УПЦ КП и УАПЦ, не выгоняют священников этих конфессий из дома, не бьют их прихожан. Работа в информационной сфере сегодня направлена ​​преимущественно на защиту прав верующих и собственных интересов Церкви, которые сегодня активно нарушаются.

УАПЦ сегодня занята своим возрождением, потому внимание там могут привлечь только внутренние разборки, которые в итоге остаются их личным делом. В этой церкви также неоднократно заявляли о шагах навстречу тем, кто этого захочет, но с сохранением их личных позиций.

Почему то только в УПЦ КП ко всем есть дело. Фанатичная идея об объединении всех православных Украинцев под патронатом этой конфессии выливается в те негативные поступки, которые фактически перечеркивают все надежды на межконфессиональный мир. Сегодня цель УПЦ КП словно оправдывает любое беззаконие, а диалога на равных там просто не хотят.

Долго ли может продержаться подобное? У людей, которые прекрасно осознают последствия подобных конфликтов, есть понимание того, что в ситуации, когда страна находится в состоянии гибридной войны, еще один конфликт, тем более на религиозной почве, может стать точкой отсчета к серьезным событиям, которые принесут непоправимый вред Украине. Однако, консолидация усилий могла бы пойти только на пользу.

Что нужно сделать? Этот вопрос, в первую очередь касается УПЦ КП. Надо научиться жить своей жизнью, проповедовать, миссионерствовать, короче говоря - заниматься тем, к чему Церковь призвана. Также необходимо наложить мораторий на захват храмов и принятия в свое лоно священников перебежчиков, прекратить информационные войны и распространение клеветы. Как говорится - играть по правилам.

Высшим пилотажем было бы принести извинения за уже причиненный ущерб и не принимать под свой омофор храмы, которые были захвачены силой, как это было сделано представителями УПЦ на территории Донбасса, где в силу известных всем причин, храмы УПЦ КП опустели.

Могут ли три православных конфессии жить в пределах одного государства, не вмешиваясь в дела друг друга? Могут! Могут и должны! Есть известное всем понятие «круглый стол». Суть его заключается в том, что стороны ведут переговоры на равных ради достижения выгодного всем результата. Если же какая-то из сторон ищет только собственной пользы для удовлетворения своих недальновидных и меркантильных интересов, тогда всем вокруг нужно сделать выводы о том, кто же на самом деле не желает религиозного мира и создания в будущем единой Поместной Православной Церкви.

источник

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Общецерковные новости | Просмотров: 441 | Добавил: Православие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar