01:00 Усекновение главы Предтечи Христова Иоанна. Душеполезные чтения. 11 сентября. | |||
Усекновение главы Предтечи Христова Иоанна.
Почему так почтенно воспоминается усекновение главы Иоанна Предтечи?
I. Предтече Господа нашего И. Христа, предварившему рождество Его, надлежало предварить и спасительную смерть Его своею смертию, дабы как на земле проповедывал он пришествие Господа, возвещая: «грядет креплий мене в след мене» (Марк. 1:7), так и во аде содержимым там душам возвестить, что уже явился в мире ожиданный Мессия. Вот как исполнилось это: Ирод, называемый Антипа, сын старшаго Ирода, избившаго детей вифлеемских, был женат на дочери Ареты, царя аравийскаго; но прельстясь красотой Иродиады, жены Филиппа, брата своего, по согласию с нею, прогнал от себя первую законную жену, и взял Иродиаду. Такого беззакония не мог сносить ревнитель закона Божия, обличитель грехов и проповедник покаяния, св. Креститель Иоанн: он стал обличать Ирода пред всеми, говоря: «не должно тебе иметь жены брата твоего». Но Ирод, не терпя обличения, повелел ввергнуть Иоанна в оковах в темницу. Всего же более воспылала яростию против святого обличителя Иродиада. Она хотела тотчас убить его, но не могла, потому что Ирод, знавший Иоанна, как мужа праведнаго и святого, не хотел отдать его на убиение, боясь, впрочем, не столько Бога, сколько того, чтоб народ, почитавший Иоанна, как пророка, из-за его убиения не произвел возмущения. Вследствие этого св. Иоанн пребывал в темнице не малое время. Настал день рождения Иродова. В этот день Ирод угощал великим пиром князей своих, военачальников и старейших всей Галилеи, а дочь Иродиады увеселяла их притом своею пляскою. Угодив тем Ироду и гостям его, плясальщица, по наставлению злобной матери своей, потребовала в награду себе главы св. Иоанна Крестителя; и Ирод, поклявшийся пред тем дать ей все, чего она ни попросит, даже до половины царства своего, забыл и святость Иоанна, и свое уважение к нему, — велел стражу отсечь главу св. Иоанна и принесть на блюде. Повествуют, что когда принесена была глава, еще источающая кровь, то к ужасу всех присутствующих на пире, она произнесла прежния обличительныя слова свои: «не должно тебе иметь жену брата твоего!» Но плясальщица небоязненно приняла св. главу и отнесла ее к матери своей, а Иродиада не устыдилась еще поругаться главе Предтечи: колола язык ея иглою, и боясь, чтоб обличитель ея не воскрес, когда бы приложили главу его к трупу, закопала ее во дворце, на некотором безчестном месте. Обезглавленное тело в ту же ночь взято было учениками из темницы и погребено в Севастии. За это беззаконное убийство, к которому после приложил Ирод и поругание Самому Господу во время страданий Его, — когда, «укоривь Его с вои своими и поругався, оболк Его в ризу светлу, возврати Его к Пилату» (Лук. 23:11), — наказание Божие не умедлило постигнуть беззаконников. Царь аравийский Арета, мстя за безчестие, нанесенное его дочери, возстал войною на Ирода, победил его и поразил войско его так, что сам Ирод едва спасся. Потом император римский лишил Ирода всей власти и всех богатств и вместе с прелюбодейцею и ея дочерью послал в заточение, сперва в Лион галльский, потом в Илерду, город испанский, где они бедственно кончили жизнь свою. Прежде всех погибла плясальщица. При переходе ея в зимнее время по льду чрез реку Сикорис, проломился под нею лед и она погрузилась в воду по шею так, что лед стиснул ее и она повисла в воде, вися головою на льду. Тогда та, которая плясала некогда на земле, не досягая дна реки, должна была как бы плясать в воде. Наконец острым льдом совсем перерезало ей шею: обезглавленный труп занесен был водою, а к Ироду и Иродиаде принесена была одна голова погибшей. Об Ироде же и Иродиаде повествуют, что оба они пожерты были землею живые. Св. Иоанн был Предтечею Христовым как в жизни своей, так и по смерти «благовестил сущим в аде Бога, явльшагося плотию». После, когда разорен был ад в воскресение Христово, он вместе со всеми другими праведниками изведен был Христом оттуда и сподобился многих венцев на небе, как девственник, как пустынножитель, как учитель и проповедник покаяния, как пророк, Предтеча, Креститель, и наконец как мученик. II. Мы ныне с почтением и благоговением торжественно вспоминаем усекновение честныя главы честнаго, славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Почему так почтенно, так важно и дорого для всех усекновение главы Иоанна? Потому что из-за истины он пострадал, из-за истины отсечена ему глава; а истина для всех дорога, потому что в ней спасение всех. Что было бы на земле, если бы между людьми правды не наблюдалось,если бы истина не быда так хранима, уважаема? Тогда и жить никому нельзя было бы на земле. Общество людей неправедных и лживых долго существовать не может: истребятся они сами собою, или друг друга истребят. Где правда не соблюдается, там близок всему конец, и неправедное приобретение — всегда прах. Где истина не хранится, там скоро все погибает, — и беззаконная жизнь — близкая смерть. Что была бы земля без солнца? Мрачная, холодная, мертвая пустыня. А без правды еще хуже было бы на земле. Правда нужнее солнца для людей. И потому величайшее благодеяние делает роду человеческому тот, кто правду на земле водворяет. Вот почему почтенно, важно, дорого для всех усекновение главы Иоанна Предтечи: он, уча людей правде, уча истине, доказал своею главою, что истина достойна всякаго уважения, и правда должна быть всего дороже для всех; своими страданиями заставил других любить правду и почитать истину. Если бы он перестал говорить Ироду, что недостоит ему иметь женою жену брата своего: то могли многие подумать, что и им можно подобным образом жить. Мученическою смертию его все убедились, что беззаконная жизнь Ирода есть действительно беззаконие; таким образом, правда и тогда торжествует, когда праведник умирает из-за правды. Она тогда то особенно и торжествует, когда за нее праведник умрет: кровь, пролитая за истину, самая красноречивая проповедь о истине. Святые страдают, умирают, лишь бы научить всех правду любить и истину хранить; а мы, братия, по крайней мере жить будем правдою и истиною, чтобы тем заставить других правду любить и истину почитать. III. Будем, братия, и для себя и для других любить истину и хранить правду. Неправда ни для кого не полезна, и беззаконие для всех пагубно. Почитая усекновение главы Иоанна Предтечи, почтим истину, которую он так желал водворить. (Сост. по Синаксарю и проповед. прот. Р. Путятина). Поучение 2-ое.
Усекновение главы Иоанна Предтечи.Кто ныне подражает врагам Иоанна Крестителя и есть ли ныне терпящие участь Иоанна?I. Иоанн Предтеча, проповедник покаяния, обличал царя Ирода за то, что он, убив своего брата Филиппа, взял себе его жену Иродиаду. Ирод заключил Иоанна в темницу. Иродиада, обличаемая пророком, жестоко ненавидела его и желала убить, но не могла, потому что Ирод боялся убить его, зная, что он муж праведный и святой, и что народ почитает его за пророка. Однажды Ирод, в день своего рожденья, давал пир вельможам галилейским. На пир вошла дочь Иродиады и своею пляскою так угодила Ироду и гостям, что Ирод обещал дать ей, чего она ни попросит; он поклялся даже отдать ей половину своего царства. Девица пошла к матери и сказала: «чего просить?» Мать отвечала: «головы Иоанна Крестителя». Девица вошла на пиршество и сказала: «хочу, чтобы ты дал мне, теперь же, голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но не хотел нарушить клятвы, и послал в темницу приказание отсечь голову Иоанну. Отсеченную голову принесли на блюде и отдали девице, а девица отнесла ее матери своей. Тело Иоанна похоронили ученики его, а главу Иродиада скрыла во дворце Ирода. Потом одна благочестивая женщина, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, взяла голову Иоанна и похоронила ее на горе Елеонской. Впоследствии глава Предтечи была несколько раз обретаема и опять скрывалась, как об этом повествуется в дни обретения главы Предтечи. II. Скорбное событие воспоминает ныне св. церковь. Величайший из праведников умерщвляется ныне Иродом в угоду плясальщицы, по воле нечестивой женщины Иродиады. Скорбим со св. церковию и мы. Скорбь истиннаго христианина увеличивается еще более от мысли, что и в нынешнее время, и между именующими себя христианами, есть люди, подобные Ироду, Иродиаде и Саломии, есть и невинные страдальцы, подобные Иоанну. а) Кто забывает Бога, совесть, все святое на свете, не внимает никакому доброму внушению, без меры предается грубым, чувственным наслаждениям, их поставляет целию всей своей жизни, тот подобен Ироду, который жил для плоти, для чувств, для греховных наслаждений. Кто, поправши совесть, потерявши страх Божий, стыд пред людъми,бросает жену законную, отнимает жену у другого и живет с нею открыто с спокойною совестию, отравляя таким образом чужую жизнь, губя себя, соблазняя других, унижая звание свое христианское, тот делает то же, что делал Ирод, незаконно живший с женою брата своего Филиппа, Иродиадою. Кто, зная за собою те или другие недостатки, пороки, вместо того, чтобы раскаяваться в них, считать себя хуже всех, чернит людей достойных, высоких по жизни, пользующихся уважением в обществе, клевещет, вредит, — что таковой делает, как не подобное Ироду, который, будучи сам великий беззаконник, теснил и наконец умертвил величайшаго праведника Предтечу? б) Когда жена бросает мужа для того, чтобы отдаться другому, когда мать в глазах детей ведет жизнь легкомысленную, разсеянную, и своим примером развращает и губит их, скажите, кто оне таковыя, как не единомысленницы Иродиаде, которая именно так и поступала? в) Когда девица поставляет целию своей жизни быть предметом соблазна мужчин, когда она доходит до такого безстыдства, что совершенно теряет чувство скромности, целомудрия, стыдливости и чистоту девственную, когда она ожесточается сердцем настолько, что не хочет обращать внимания на внушение закона Божия и своей совести, кому все таковыя подражают как не Саломии,которая дошла до такого безстыдства, что безстыдно решилась плясать в обществе мужчин, настолько ожесточилась сердцем, что не испугалась просить крови великаго праведника? Да, и ныне есть подобныя Иродиаде и Саломии. Не допусти, Господи, разлиться злу, да утверждается напротив всюду царство Твое — царство истины, чистоты, святости и любви. г) Но вот пред нами возстает еще образ, но уже образ высокий, святой — это Иоанн Креститель, невинный страдалец. Есть ли ему подражатели? Есть. Это все, подобно Иоанну, любящие правду, это все живущие по совести, по Божьему, суда Божия боящиеся более суда человеческаго, Богу угождающие более, чем людям. Не милы такие люди и в нынешнее время, как и всегда, ненавистны они людям, любящим ложь, коварство, человекоугодничество, действующим по духу времени, чуждым духа Христова. И много приходится терпеть от таких людей любителям правды за свое слово правды; она и ныне часто бывает в гонении, ее и ныне не любят, преследуют, теснят, могут и до смерти довести правдиваго человека. Не здесь, возлюбленные мои братия и сестры, время и место торжества для правды. Она восторжествует в том веке, тогда наступит ея царство. А здесь, пока живем на земле, должны быть готовыми за правду, за добродетель претерпеть все, и не должны удивляться этому, потому что Сам Спаситель сказал: «аще Мене изгнаша, и вас ижденут». И Он безгрешный пострадал и Своим примером и нам показал неизбежность скорбей и страданий от злых людей. Только не несчастными, а счастливыми и блаженными Он назвал подобных страдальцев и обещал им великую награду — царство небесное.«Блажени изгнани правды ради: яко тех есть царство небесное». Будем утешаться этою наградою и, несмотря на все преследования за правду, будем ее любить больше всего и не людям будем угождать, но Богу. (См. Душ. чт. за 1890 г., авг.). III. Святый великий Иоанне Предтече! помоги нам своими молитвами быть подражателями тебе в любви к правде и быть готовыми претерпеть за правду всякую скорбь, а особенно помолись о том, чтобы в мире христианском не было тех пороков, которые были во врагах твоих, а чтобы процветала одна добродетель, любовь, чистота, целомудрие, которыя так любезны Богу. (Сост. по указ. ист. свящ. Г. Д-ко). Поучение 3-е.
Усекновение главы Иоанна Предтечи.О неблагообразных пиршествах и пьянстве.I. Святый Иоанн Креститель, день усекновения честныя главы коего мы празднуем, еще при жизни своей заслужил общую любовь и уважение, так, что даже царь Ирод боялся его, зная, что он муж праведный и святый, и берег его; многое делал, слушаясь его (Марк. 6:20). Хоть сам Ирод и уважал Иоанна, но жена брата его — Иродиада, с ним незаконно жившая, давно гневалась на праведника за то, что он обличал порочную жизнь ея, незаконную ея связь с Иродом: «ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего» (18). Иродиада давно желала смерти Иоанна, но не было случая, чтобы умертвить его. Наконец случай к этому представился: Ирод в день своего рождения устрояет пир для своих вельмож, и когда пировали они, вдруг выходит дочь той нечестивой женщины, и нецеломудренною пляскою своею старается угодить Ироду. Ирод, уже упившийся вином и потерявший здравый смысл, в награду за богомерзкую ея пляску, с клятвою обещается дать все, чего бы она ни попросила, хотя бы половину царства. Чего-ж она просит? Наученная своею нечестивою материю, она говорит: «хочу, чтобы ты мне дал главу Иоанна Крестителя». И Ирод, не помыслив, что лучше было бы остаться лжецом, нежели осудить невиннаго ради необдуманнаго обещания и безумной клятвы, дает приказ принесть главу Иоаннову на пир. ИИосланный отсек ему голову в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала ее матери евоей. Итак пир пьяных людей закончился смертию великаго праведника! II. Размышление об этом злодеянии невольно приводит на мысль, что и всякий пир, где преобладает пьянство, не обходится без печальных последствий. а) И сколько безумных дел совершается в разгорячении, которое производится пированием, в опьянении, которое происходит от вина! Примеры этого являются нам и в свящ. писании, и в окружающей нас жизни. Здесь и дорогое время попусту убивают, и здоровье губят, имение расточают, подвергают себя и семейство свое нищете, и душу свою безобразят различною скверною. аа) Приведем пример этого рода из свящ. писания. Нечестивый вавилонский царь «Валтасар» давал пир своим вельможам и пил вино пред глазами тысячи людей. Выпивши вина, он приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые отец его Навуходоносор вынес из храма иерусалимскаго, приказал принести их, чтобы из них пить... Таковы бывают во все времена выдумки пьянаго, у котораго в голове не остается здравых мыслей, а есть желание чем нибудь странным и безумным выказать свой разум. Тогда-то явилась огненная рука и написала пред Валтасаром на стене, что царство его погибнет, что определение об этом Всевышняго уже состоялось. (Дан. гл. 5). Другой нечестивый «цар египетский Птоломей Филопатор» — имел в своем царстве многих благочестивых евреев. Он знал, что они сохраняют ему неизменную и совершенную верность. Но во время вечери, опьяненный вином, он изрекает клятву, что немедленно предаст их гибели, всех поголовно. Такова бывает жестокость и безжалостность человека, покорившагося вину... Только явление страшных небесных ангелов спасло невинных евреев (3 кн. Макк. 5-6). Таковы примеры из Писания. бб) Нужны ли еще примеры из жизни, нас окружающей? Сколько убийств, грабежей, краж совершается под действием вина! Дети подымают руки на родителей, мужья на жен, братья на братьев. Сосчитано, что из сотни всех преступлений, за которыя люди содержатся в тюрьмах и присуждаются к ссылке, из сотни таких преступлений, по крайней мере, 75 всегда совершаются или вследствие пьянства или под влиянием вина. Вот какие плоды винопития! Вот какая радость врагу рода человеческаго доставляется теми, кто упивается вином, кто угощает до опьянения вином и кто торгует вином на погибель душ христианских! Горе миру от соблазнов, но и горе, и великое горе, и тому, чрез кого соблазн приходит! б) Если же подобныя пиршества так соблазнительны и могут быть поводом к большим злодеяниям, не лучше ли совсем не заводить их? Нет! Общительность, гостеприимство, взаимныя угощения — это добрыя качества; они выражают любовь к ближнему. Но зачем при этом угощать друг друга до пресыщения и тем более — неотвязчиво угощать вином, когда видишь, что твой собеседник и без того уже довольно нетрезв! Подобныя угощения — уже не добродетель, а очевидное злодеяние. Начиная от хозяина до гостей, все должны заботиться, чтобы собрание их было чинно, разговоры благоразумны, поучительны для младших; самое употребление пищи и вина умеренно. Только такие пиры еще можно допустить, как выражение взаимнаго согласия и любви. Если же хотите, чтобы ваши пиршества были приятны Богу и душеполезны, угощайте на них бедных, которые нуждаются в нашей помощи; такое угощение не пропадет даром. «Егда твориши пир», учит Господь, «зови нищыя, маломощныя, хромыя, слепыя: и блажен будеши, яко не имут ти что воздати: воздастижетися в воскрешение праведных»; тогда наградит тебя праведный Судия (Лук. 14:13. 14). Неблагообразныя пиршества с неумеренным употреблением опьяняющих напитков всегда губили и губят множество людей. Иныя пиршества так тлетворны, что на них может погибнуть все, что только было в душе добраго. Пьянство делает человека и умнаго безумным. Кто омрачил ум и совесть излишним употреблением вина, тот может сделать все, к чему влекут его чувственныя страсти, разженныя вином. Излишния взаимныя угощения, одна — другая лишняя чарка все дело испортили: здоровыя суждения, полезные советы, доброе настроение заглушены нетрезвостию, и вместо этого начинаются различныя безчинства, ссоры, ругательства, даже драки. И Ирод сознавал, что умертвить такого праведника, — как св. Иоанн Креститель, — значит на веки погубить свою душу, однакож, упившись, позабыл обо всем. («Странник» за 1864 г.). III. Вот вам, братия мои, краткия замечания касательно ваших пиров, вечеринок. Не забывайте их, если не желаете участи беззаконнаго Ирода, сделавшагося чрез пьянство на пиру убийцею, и погубившаго душу свою. Припоминайте воспоминаемое ныне событие, припоминайте, к каким ужасным последствиям может приводить пьянство. Старайтесь всегда — и на пирах — быть воздержными, благоприличными. (Сост. Г. Д. по указан. источн.). | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |