00:03 Воспоминание чуда св. архистратига Михаила. Душеполезные чтения. 19 сентября | |||
Воспоминание чуда св. архистратига Михаила.Надежда христианина на Бога, говорящаго ему: «не бойся, Я с тобой!»I. Праздник воспоминания чуда св. архистратига Михаила установлен по следующему случаю. Близ Иераполя, в Колоссах фригийских, над источником, подававшим чудесно исцеления, находился храм св. архистратига Михаила. Храм был построен в благодарность за исцеление по ходатайству св. архистратига Михаила. При храме поселился отрок Архипп для исполнения пономарской службы. Он вел жизнь подвижническую: питался весьма скудно, носил одежду ветхую и спал на камнях, и при этом обращал многих язычников ко Христу. Язычники неоднократно нападали на Архиппа и оскорбляли его и даже били. Наконец, они задумали разрушить самый храм и убить Архиппа. Недалеко от храма протекали две реки, и они решили пустить обе реки на храм и чудотворный источник. Выкопали глубокий и широкий ров и наполнили его водою из рек. Св. Архипп видел замыслы врагов й молился в храме св. архистратигу Михаилу сохранить храм и источник. Между тем, язычники уже готовились пустить воду на храм, а сами стали на возвышенности, чтобы видеть погибель св. места с Архиппом. Вдруг св. Архипп слышит голос, внушивший ему выйти из храма. Он вышел и увидал архистратига Михаила, который повелел ему смотреть, как Бог сохранит храм. Архистратиг поднял свою правую руку и удержал стремление вод, которыя уже были пущены, повелев им итти в разселину большого камня, находившагося близ храма, и сам после того сделался невидим. Скончался св. Архипп в глубокой старости. II. Св. Архипп, чудесно избавленный Богом от смертной опасности по ходатайству св. архистратига Михаила, верным служителем коего он был, напоминает нам, возлюбленные мои братия, о той отрадной истине, что христианин ничего не должен бояться, если с ним Бог, говорящий ему: «не бойся, Я с тобой!» «Бывает, говорит святитель Тихон задонский, что мать утешает свое плачущее дитя и говорит ему: не бойся, я с тобою! Вот также и милосердый, человеколюбивый Бог, наш Создатель, Отец щедрот и Бог всякия утехи, говорит всякой верующей душе, которая находится в искушениях и напастях, скорбит, сетует и боится: не бойся, говорит ей Господь: Я с тобою! Я твой Создатель, Я твой Искупитель, Я твой Спаситель, Я твой Помощник и Заступник, Я, Который в руце Своей все содержу и Которому все повинуется, Я с тобою! Рече Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Ис. 49:14, 15). Аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе; и аще сквозе оинь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе. Яко Аз Господь Бог твой Святый Израилев спасаяй тя (43, 2. 3). Так был Господь с верным Своим Ноем, и сохранил его от всемирнаго потопа. Был с верным Своим Лотом, и сохранил праведника от казни содомской. Был с рабами Своими Авраамом, Исааком и Иаковом, сохранил их на земле странствования их, как написано о них: не остави человека обидети их, и обличи о них цари: не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте (Пс. 104:14. 17). Был со Иосифом, и в нашедших ему искушениях и страданиях сохранил его и прославил. Был с Израильским народом в Египте, почему и говорил: видя видех озлобление людей Моих, иже во Египте, и вопль их услышах (Исх. 3:7). Был с тем же Израилем во время исхода его из Египта, и разделил ему Чермное море, и провел его посреде вод, и спас от Фараона мучителя. Был с тем же Израилем в пустыне, и питал его чудесною манною, и поражал пред лицем его врагов его, и ввел его в гору святыни Своея. Был с тем же народом и в земле обетованной и спасал его, как поет пророк:аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль, аще не Господь бы был в нас, внегда востати человекам на ны, убо живых пожерли быша нас (Пс. 123:1. 2). Был с Давидом помазанником Своим в различных искушениях и гонениях, и сохранял раба Своего от врагов его. Был с Ионою во глубине морской, и сохранил его во чреве китове, и избавил его от зверя морскаго. Был с тремя отроками в пещи вавилонской, и угасил им силу огненную, и научил их петь благодарственную песнь. Был с Даниилом в рове, и заградил уста львов, и избавил его оттуда. Был с апостолами, был с мучениками, и сохранил их посреди ужасных мучений. Был с пустынниками, жившими в пещерах, в вертепах и пропастях земных, и сохранил их от козней вражиих. Был и есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному Своему обещанию: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, амин (Мф. 28:20). — О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века Христе, Его же вернии утверждение имуще радуемся. Вот почему верные рабы Его, ощущая присутствие Его и живое утешение, дерзают, восклицают и поют песнь в радости духа: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковлев (Пс. 45:2, 3, 12).Аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, Боже(22, 4). Господь просвещение мое и Спасител мой, кого убоюся? Господь защитител живота моею, от кого устрашуся?» (Пс. 26:I). III. «Смотри, христианин, сам-то ты будь только Божий, а Бог Своего не оставит, наставляет тот же святитель. Веруй сердечно в Него, яко в Бога, угождай Ему верою и правдою; всю надежду свою на Него возлагай, и от сердца призывай Его, Он — близ тебе есть, с тобою есть, спасаяй тя Святый Израилев. И где бы ты ни был, в каком бы искушении или скорби ни находился — Он всегда с тобою, и смотрит на подвиг твой, и невидимою рукою укрепляет тебя и помогает тебе, и хотя бы все злые люди возстали против тебя, и бесовские полки окружили тебя — ничего не успеют. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое от ныне и до века (Пс. 120:5. 8). — Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою, Господи спасения моего! (37, 22, 23). Господи сил, с нами буди, иного бо, разве Тебе, помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас!».. (Состав. Г. Д-ко по Ч.-М. и «Сокровищ. духовн.», святителя Тихона задонскаго). Поуч. 2-ое.
Св. архистратиг Михаил.Объяснение изображения св. архистратига Михаила с нравствениыми уроками из него.I. Празднуя в честь св. архангела Михаила, обратимся благоговейным вниманием к образу св. архистратига небесных сил, и воспользуемся уроком, который св. церковь хочет преподать чрез него всем верующим. II. а) На иконе видим св. архангела Михаила в воинственном ополчении. Что это значит? Почему житель неба, где обитает мир и любовь, представлен вооруженным? Но, братия, была некогда брань и там — в царстве мира и любви. Кто против кого возставал и ратовал? Один из высших духов, обладавший великими совершенствами — Люцифер, с надмением и гордостию возстал против своего Творца ивладыки всяческих; за ним увлеклось много других духов, и они составили страшное ополчение возмутителей небеснаго порядка. Тогда-то из среды ангелов является поборник славы Божией св. архангел Михаил. Собрав все ангельские чины и воинства верные Богу, он велегласно воззвал: «вонмем, станем добре пред сотворившим ны, и не помышляем противная Богу». И, стоя на первом месте в сонме духов безплотных, воспел торжественную песнь: «свят, свят, свят Господь Саваоф!» И вскоре за сим все духи злобы низвержены были с неба. Вот почему архангел Михаил, как главный поборник славы Божией, победитель диавола и аггелов его, именуется св. церковию началовождем ангелом, посреде полков ангельских старейшим, небесных чинов архистратигом! Вот почему она изображает его всегда в воинственном виде, с мечем или копием в руке, имеющим под ногами дракона,змия древняго, иже есть диавол и сатана (Апок. 20:2), дух злобы, им пораженный и низверженный. После сего, братия, что внушает нам воинственный вид архистратига небесных сил, ревнующаго по славе Божией и ратоборствующаго за церковь Христову? Ту же ревность по Бозе, всегда бодрствующую, всегда готовую стать в ополчении против нападений диавола — древняго змия, в начале сокровенных, а потом явных и страшных, — внушает, чтобы мы во время нападений со стороны врага Божия обращались к сему ратоборцу с молитвою о помощи и заступлении: предводитель воинства безплотных на небе, конечно, есть лучший защитник напаствуемых на земле со стороны исконнаго человекоубийцы. б) Не редко, впрочем, святый архангел Михаил изображается с копием, котораго верх украшает белая хоругвь с крестом. Что это значит? аа) Белая хоругвь, украшающая верх копия, составляет особенное отличие архангела и всего воинства его, свидетельство о воинственной его доблести. Она означает неизменную чистоту нравственную и непоколебимую верность ангелов Царю небесному. Мужественное воинство добрых ангелов от начала бытия своего сохраняет чистоту в мыслях, желаниях, чувствованиях и действиях своих; от создания своего доселе остается верным и неизменным Богу, и до того утвердилось в своей верности, что никогда уже не может нарушить своего святого служения Царю царей. Нам, братия, земным духовным воинам, — ибо хотя мы и живем на земле, но принадлежим к тому же воинству небесному, ратующему за славу Божию, отчего и наша церковь земная называется воинствующею, — нам, говорим, должно подражать архистратигу и всем безплотным добрым силам в чистоте и верности Господу сил, нам, так часто имеющим нужду в заступлении и помощи ангелов, по преимуществу должно заботиться о сохранении нравственной чистоты и верности воле Божией, для того, чтобы находиться в постоянном общении с небесными силами, без помощи коих мы, по своей слепоте и лености, по своему невниманию и слабости, не могли бы совершить ни одной победы над врагом нашим. бб) Что означает крест, которым оканчивается копье, изображаемое в руках архангела? Он означает, что брань с царством тьмы и победа над ним самими силами небесными совершается во имя креста Христова, притом посредством терпения, смирения и самоотвержения... «Кто совершитель окончательной победы над врагом Божиим? Кто может сокрушить до конца главу змия? Один Тот, в руце коего всякое начальство, всякая власть и сила над небом и землею. Сатана с своими клевретами — воинством ангелов, под начальством св. архистратига, низвержен с неба, но не сокрушен совершенно: низверженный, он на земле образовал ополчение против неба, несокрушимое, можно сказать, никаким ангелом, но сокрушенное Богочеловеком I. Христом, чрез крестную смерть Его. С того времени это воинство небесное ратоборствует против духов злобы под знаменем Победителя ада и смерти, заимствуя в кресте силу и мужество. Итак, изображение св. архистратига Михаила естественно обращает нашу мысль к тому великому Крестоносцу, Который есть начальник и совершитель нашего спасения. Если и небесныя силы совершают победу над древним врагом Бога, ангелов и человеков под знаменем Господа нашего I. Христа, то нам, слабым и немощным, как можно ближе надлежит подходить под сень креста, всеми мерами стараться, чтобы никогда не выходить из-под его спасительнаго осенения III. Вот что знаменует, братия, изображение св. архистратига Михаила! Вот какия мысли внушает нам его святой образ! Будем внимательнее всматриваться в сей образ, чтобы самих себя преобразовать в подобие воинов небесных, чтобы чрез содружество с изображаемым приобрести в нем защитника, помощника и поборника против наших врагов. Святый Архистратиже Божий, с ликом безплотных! Молим тя, спасай нас от врагов наших. Аминь. (Сост. по «Словам и реч.» Леонтия, митр. моск. т. II). | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |