ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
(Лк. 24, 36-53)
Состояние славы воскресшего Христа окончилось на земле вознесением Его на небо. Христу, Архиерею грядущих благ, надлежало войти не в рукотворенное святилище, но в самое небо, да явится Лицу Божию о нас (Евр. 9, 11, 24).
По воскресении Своем Спаситель в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам и апостолам, беседовал с ними о тайнах Царствия Божия и подготовлял их к Своему отшествию на небо. В последний лень Своего видимого пребывания на земле Господь, явившись Своим ученикам и апостолам, заповедал им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им сошествия Духа Святого. Ведя их на гору Елеонскую, Господь обещал им дать чудодейственную силу чрез ниспослание Святого Духа. По глаголании же к ученикам и апостолам, Господь, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостию, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога.
Почему же ученики и апостолы, только что разлучившиеся со своим любимым Учителем, возвратились с радостию в Иерусалим? Потому, что они уразумели теперь тайну домостроительства: вознесение Господа было для них утешительным свидетельством совершившегося искупления, примирения Бога с миром и всегдашнего благословения Его на Церковь, ибо Господь — в лице апостолов — благословил всю Церковь и, не окончив, а продолжая благословение, вознесся па небо. Небеса умилостивленные отверзлись и восприяли человечество.
Святитель Иоанн Златоуст в праздник Вознесения говорил: «Ныне люди уподобились Ангелам; человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз. Господь всех, восшедши на небо, примирил с Отцом Своим род человеческий. Мы, кои, по-видимому, недостойны были земли, ныне вознесены на небо с самим естеством своим. И природа, от которой Херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на Херувимах».
Вознесение Господне, затем, есть свидетельство нераздельного и неслиянного соединения Божества и человечества в лице Иисуса Христа. «Скажи, лжеучитель,— спрашивает святой Златоуст,— о каком естестве сказал Господь: Седи одесную Мене? — не о человеческой ли плоти, восприятой Им от Святой Девы? Итак, да устыдятся заблуждающие, что во Христе одно только естество. Бохсественная же Его природа совечна престолу славы Его ».
Нам всем событие вознесения Господня внушает, что отныне наше житие на небесах есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3, 20). К Вознесшемуся на небо мы должны постоянно устремлять свой ум и сердце: горняя мудрствовать, а не земная, вышних должны искать, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 2, 1). Мы должны помнить, что наша земная жизнь есть лишь временное странствование, наше настоящее отечество — на небесах. Памятование об этом особенно должно утешать тех, кого смущает неразрешимая на земле борьба добра и зла, добра — часто страдающего, и зла — торжествующего.
|