13:25 Все ли можно есть христианину? Часть 1 | |||
Библейское учение о пищевых ограничениях. Часть 1![]() Именно к неоднозначным темам относится также библейское учение о различении яств и о идоложертвенной пище в частности. Вопросы, связанные с пищей, в Церкви и сегодня актуальны. Например, действующая система православных постов – в связи с ней возникает ряд вопросов типа «что можно» и «что нельзя». Для многих представляется нерешенной проблема ветхозаветных пищевых запретов – соблюдать ли их христианину? Также есть новозаветные табу на вкушение некоторой пищи (крови, удавленины, идоложертвенного (см. Деян. 15:20)). Отчего они возникли и касаются ли христиан до сих пор? Попытаемся проследить, что говорит нам об этом Писание. Библейские повеления относительно пищи находим уже в первой главе Бытия. Бог говорит созданным людям: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам [сие] будет в пищу» (Быт.1:29). Мы видим род пищи первых людей: травы с их кореньями и деревья с их разнообразными плодами. Второй «закон» о еде Бог устанавливает Ною: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9:3). К прежней пище прибавляется мясо всякой живой твари. О причинах такой пищевой «добавки» блж. Феодорит Кирский говорит: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которые можно убивать и съедать» (1). Есть и иное понимание этого места: «Животные назначаются в пищу после потопа потому, как думают некоторые, что земных плодов со временем недостало бы для множества человеков; что плодотворная сила земли оскудела и что слабость человеческого тела требовала сильнейших вспоможений для своего сохранения» (2). Господь также делает важное замечание: «Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9:4). Это первая заповедь, касающаяся крови. Далее в Писании она изложена подробнее и имеет моральную (Притч. 28:17) и прообразовательную (Лев. 17:11; ср. Евр. 10:4 и Ин. 1:17) аргументацию. Интересно, что в крови животного предполагается наличие его души. А душу всякому созданию дает Господь. Неслучайно Златоуст осмысляет это место так: «Он (Бог) как бы дает им такое наставление: кровь предназначена Мне, а мясо вам. А делает Он это для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству» (3). Следующей ступенью в истории пищевых ограничений был закон Моисея. В нем мы встретим уже знакомые нам повеления о невозможности вкушения крови. Однако к ним добавлены многие другие. Прочитаем пространную выдержку о пищевых запретах Моисеева закона из «Библейской энциклопедии Брокгауза»: «1) а) самым древним является запрет на употребление в пищу крови (Быт. 9:4; Лев. 19:26 и след.), потому что кровь, как вместилище жизни, считается священной (Лев. 17:14; Втор. 12:23) и является средством очищения (Лев. 17:11; Втор. 12:27). Существует и запрет есть мясо падшего или растерзанного зверем животного (Лев. 11:39 и след.; 17:15). Такое мясо разрешалось отдать или продать только иноземцу (Втор. 14:21); б) не разрешалось есть курдюк жертвенных животных, а также весь тук, покрывающий их внутренности (Лев. 7:3 и след., ст. 23–25); это предназначалось в жертву Господу (Лев. 3:3 и след.,16 и след.). Кроме того, простым израильтянам не разрешалось есть определенные части жертвы, предназначенные священнику (Лев. 22:10). Тук павших или растерзанных животных разрешалось применять для других целей (Лев. 7:24). в) запрещалось употреблять в пищу определенные виды млекопитающих, а также некоторых птиц, водоплавающих, пресмыкающихся и насекомых (Лев. 11; Втор. 14:3–21); 2) а) под особым запретом находилось мясо вола, забодавшего человека до смерти (Исх. 21:28); запрещалось есть плоды фруктовых деревьев в первые три года плодоношения (Лев. 19:23–25); б) нечистой считалась пища, пришедшая в соприкосновение с умершим человеком (см. Чис. 19:14) или животным (Лев. 11:31–38)» (4). «Зачем так много всего?» – спросит кто-то с недоумением. Конечно же, данная система должна была заставлять иудеев постоянно думать о богоугождении. Кроме того, все эти запреты, по многим толкованиям, имеют прообразовательное значение, в полноте открывающееся уже в Новом Завете. Но об этом – во второй части нашего исследования. Сергей Комаров
Примечания: 1) Цит. по: Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета А. П. Лопухина. Бытие, 9-я глава // Эл. ресурс: http://www.bible.in.ua/underl/Lop/ 2) Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на книгу Бытия. 9-я глава // Эл. ресурс: http://predanie.ru/filaret-drozdov-mitropolit-moskovskiy-svyatitel/book/79835-tolkovanie-na-knigu-bytiya/ 3) Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 27 // Эл. ресурс: http://predanie.ru/ioann-zlatoust-svyatitel/book/68206-besedy-na-knigu-bytiya-1/ 4) Библейская энциклопедия Брокгауза. Статья «Пищевые запреты» // Эл. ресурс: http://logosenc.org/brokgauz/pishchevye-zaprety.html источник | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |