Можно ли православному человеку заниматься карате или другими видами восточных единоборств и могут ли такие занятия навредить духовному здоровью христианина?
Эти вопросы совершенно неожиданно возникли и передо мною много лет назад, когда сын был еще совсем маленьким. Рядом с нашим домом находился спортивный клуб карате-кекусин (один из самых жестких видов карате). Довольно часто во время прогулки с ребенком мы наблюдали, как вереница стройных мальчишек в белых доги (одежда каратиста) под четкую команду тренера выбегала из здания к близлежащему озеру для разминки. Однажды сын, выслушав мои объяснения о том, что делают ребята, задал мне вопрос, на который я не смогла сразу ответить: «Карате – это хорошо или плохо? И сможет ли он, когда подрастет, заниматься тем же». На тот момент мои скромные познания о восточной культуре и быте, естественно, не включали знакомство с особенностями боевых искусств Шаолиня и Окинавы. Потому я решила для себя выяснить: карате – хорошо это или плохо и как же стоит поступить, если сын захочет пойти в какую-нибудь подобную секцию. Первое, с чем я столкнулась, – с существованием абсолютно противоположных мнений по данному вопросу не только среди обычных верующих, но и клириков Церкви. Одни выражали полное неприятие и неодобрение в отношении занятий восточными единоборствами, другие полагали, что это не только безобидно, но даже в некоторых случаях может быть полезным для мальчишки.
Впрочем, подобное разномыслие не является чем-то необычным, особенно если учитывать то, что есть области жизни христианина, которые Церковь не регламентирует никакими канонами и постановлениями, а оставляет на рассуждение самого верующего, лишь предостерегая о той опасности, которая может таиться в том или ином явлении. Один священник посоветовал руководствоваться духовной целесообразностью, исходя из того, кого мы с мужем хотим воспитать из нашего сына – христианина или самурая. Другой сказал, что для мальчика как будущего мужчины и защитника отечества хорошо бы иметь соответствующую физическую подготовку и закалку, но прежде, конечно, нужно все разузнать о той секции, в которую будет ходить ребенок. Третий заметил, что надо найти такую золотую середину, чтобы не нужно было идти на компромисс с совестью и не терзаться сомнениями. Пока сын подрастал, я пыталась вычленить эту золотую середину из всей собранной информации, которая помогла бы нам принять правильное решение.
О происхождении карате существует множество различных легенд. Но почти все они сходятся на том, что основой для его создания стали китайские стили ушу, которые имеют довольно давнюю историю. Да и сам термин «карате» («китайская рука»), введенный в обращение лишь в XVIII веке на японском острове Окинава, подтверждает его китайские корни. Однако из-за плохих японско-китайских отношений японцы со временем отказались от такого перевода, интерпретировав его на свой манер. Так «китайская рука» стала «пустой рукой», что, в общем-то, соответствует технике ведения боя в карате голыми руками. Впрочем, во всех школах и стилях применяется также и техника ведения поединков с оружием – кобудо. Самое узнаваемое оружие – это разрекламированное в голливудских боевиках нунчаку.
На сегодняшний день карате как один из видов боевого искусства известен в мире больше как спорт. Собственно говоря, многие виды восточных боевых искусств развиваются в настоящее время по двум направлениям: традиционное – как вид рукопашного боя и спортивные единоборства. Но, по сути, боевое искусство и спортивное единоборство – вещи совершенно разные. В боевом искусстве целью является защита от противника и уничтожение его, а в бою с противником, как известно, все средства хороши. В спортивном единоборстве происходит демонстрация перед судьями и зрителями технико-тактического мастерства и лучших качеств. При этом для победы над противником используются только те приемы и способы, которые дозволены правилами соревнований. Как видим, разница весьма существенная. Стоит заметить, что боевое искусство – это образ жизни людей, готовящихся к войне. Спортивные единоборства – это средства для развития личности в физическом плане, воспитание целеустремленности, умения владеть собой, преодолевать трудности и закаливать дух.
После распада СССР, когда были сняты все запреты, в страны СНГ хлынул большой поток всевозможных мастеров различных видов восточных единоборств, йоги, цигунотерапии и т. п. При многих ЖКХ, клубах, школах открывались секции ушу, карате, айкидо, дзюдо. Самыми безобидными из них выглядели спортивные секции при средних школах, в которых занятия больше напоминали уроки физкультуры на японско-китайский манер, нежели тренировки по восточным единоборствам. Однако были и такие, в которых все было поставлено на профессиональную основу не только в технико-физическом плане, но и в духовном. Причем духовность эта была абсолютно не православной. Как известно, у истоков создания многих боевых систем, в том числе и карате, находится буддизм в его японском и китайском варианте.
В частности, по одной из легенд, создателем ушу (предшественника карате) считается Бодхидхарма – основатель дзен-буддизма, поселившийся в китайском монастыре Шаолинь в начале VI века н. э. Как гласит сказание, длительные медитации монахов в соединении с аскетическим образом жизни утомляли их настолько, что они попросту засыпали во время сеансов. И тогда, чтобы им помочь, Бодхидхарма разработал упражнения, основанные на технике боя, перенятой им у животных. Эти упражнения стали неотъемлемой подготовительной частью медитативной практики. Со временем они были усовершенствованы и начали также служить для монахов еще и средством защиты на дорогах от разбойников за пределами монастыря. На первый взгляд может показаться, что приемы, созданные легендарным шаолиньским учителем, – нечто вроде гимнастики для настроя. Но это далеко не так. В основе теории или, как говорят мастера, философии каждого восточного единоборства лежит активация в теле человека энергии, которая в последующем будет высвобождаться в конкретных техниках боя. Поэтому в карате проводится определенная работа с сознанием с целью выведения психики на естественный и спонтанный уровень восприятия мира и реагирования на него, а также для того, чтобы мобилизировать скрытые возможности человека, способные раскрываться только в определенных состояниях. Если речь идет о задействовании собственных физических сил и резервов организма, которые накапливаются и используются во время спортивных тренировок, вопросов нет. Но когда при помощи медитации и дыхательной техники цигун открываются некие каналы на энергию Вселенной и привлекаются посторонние энергетические потоки непонятного происхождения – это уже начинает угрожать духовной безопасности личности.
И вот тут должно срабатывать здоровое чувство страха каждого человека, особенно христианина, говорящее ему: «Стоп. Мне туда нельзя». Для всей восточной философии присуще фундаментальное понятие энергии, наполняющей всю Вселенную и являющейся первопричиной всякого бытия в мире. И именно эта концепция восточного мировоззрения коренным образом противоречит христианскому учению, признающего Творцом всего сущего только Бога. Именно в этом аспекте таится самая большая угроза, которая может привести человека к искушению развивать в себе с помощью этой энергии некие сверхспособности, подтолкнуть его к самообольщению и в итоге – привести к впадению в прелесть и непомерную гордыню. Такое самосовершенствование может закончиться для личности отпадением от Бога. То, что настоящая мощь боевого искусства и духовная составляющая в нем тесно взаимосвязаны, подтверждают и сами мастера, занимающиеся профессионально традиционным карате. Например, для самого основателя стиля карате-кекусин (кекусинкай) Масутацу Ояма карате – это дзен. Об этом он пишет в своей книге «Философия карате». Невозможно быть христианином и при этом следовать философии дзен. Есть в карате и еще ряд правил и ритуалов, которые должны настораживать православного верующего. Вот первый пример: «Клятва кекусинкай» включает семь пунктов, с каждым из которых вряд ли может согласиться христианин. Особенно это касается пятой строки: «Мы будем следовать высшим идеалам и никогда не забудем истинную добродетель скромности». В полном переводе она звучит следующим образом: «Мы будем следовать нашим богам и Будде и никогда не забудем истинную добродетель скромности». Даже если принять за основу первый, адаптированный перевод, все равно возникает вопрос – о каких идеалах идет речь?
Исходя из восточной философии, у буддиста и христианина идеалы все-таки разнятся. В некоторых секциях и клубах карате, чтобы не озадачивать учеников славянского менталитета, этот пункт переводят так: «Мы будем следовать нашим религиозным принципам…» Само существование такой клятвы и ее произношение должно уже смущать ум каждого верующего, читавшего Евангелие, в котором ясно сказано: «Я же говорю вам: не клянитесь вовсе…» (Мф. 5:33–35). В начале каждой тренировки практически всех стилей карате осуществляется ряд ритуальных поклонов: поклон залу – за то, что там тренируются, поклон шомен – стене, на которой висит флаг организации либо стоит какой-то символ организации или портрет ее основателя. Согласно японской религиозной традиции синто, мир наполнен духами. Потому японцы полагают, что и в тренировочных залах додзе тоже обитают духи. Такие представления восточных людей абсолютно чужды православному мировоззрению.
Учитывая все это, зададимся вопросом: нужно ли христианину именно такое карате? Очевидно, что нет. А нужно ли вообще? Зная тот факт, что ни одна из христианских культур не произвела на свет никакой системы боевых единоборств, может создаться мнение, что верующим в принципе запрещено защищаться. А превратно понятая заповедь Христа о том, что если тебя ударили по одной щеке, подставь другую, создает ложное впечатление, что христианин должен быть всегда безответным. Но такие качества, как смелость, мужество, стойкость, отвага, не только не входят в противоречия с учением Церкви, но и являются христианскими добродетелями. Эти качества нужно воспитывать. Христианство действительно учит о первичности духовной борьбы по отношению к физическому сопротивлению и говорит о бессмысленности ответа насилием на насилие, когда речь идет о спасении души. Однако ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях мы не увидим запрета на самооборону без оружия.
Одной из главных побед для верующего человека, несомненно, является победа над собой и своими грехами. Но достичь победы над собой можно только преодолевая лень и прилагая усилия. Занятия в спортивных секциях восточных единоборств могут способствовать выработке определенной самодисциплины, трудолюбия, могут научить не только побеждать, но и смиряться с проигрышем, поддерживать физическое здоровье. Все это осуществимо при условии правильных тренировок с хорошим добросовестным наставником, не пропагандирующим чуждых религиозных и духовных практик и не навязывающим своего мировоззрения. И главное – из занятий в спортивной секции не нужно делать культ, не возводить их на уровень страсти, не прилепляться к этому всей душой так, чтобы кроме развития тела ничего вокруг другого не видеть. В противном случае – это не может быть полезным. И очень важно, чтобы в человеке крепко утвердился принцип ненасилия. Кстати, во многих секциях восточных единоборств ученики дают обещание не применять полученных ими знаний, навыков и умений в корыстных целях или во вред другим людям.
К сожалению, в жизни очень часто встречаются ситуации, когда применение силы является единственно возможным способом остановить зло и предотвратить преступление. Кроме того, есть профессии, которые требуют постоянной хорошей физической формы и боевой готовности. Святой Климент Александрийский писал: «Борьба же, дозволяемая нами, должна производиться не ради какого-нибудь суетного состязания, а для вызова испарины на теле; и не с бахвальством своей ловкостью должно приступать к ней, но бороться, схватившись в прямом положении тела, что влияет на развитие рук, спины и туловища с боков. Такое приличное упражнение сил, предпринимаемое в интересах столь необходимого и столь полезного здоровья, прекрасно и совершенно достойно мужчин».
Но «во всем нужно соблюдать меру и цель», добавляет святой («Педагог», кн. 3, гл. 10). Сегодня карате рассматривают как единоборство, претендующее на включение его в программу Олимпийских игр. В таком виде оно не представляет духовной опасности. Но, к сожалению, есть еще группы, занимающиеся восточными единоборствами, внутри которых царит атмосфера, напоминающая секты или тайные общества. Чтобы не попасть в такие организации, нужно внимательно подходить к выбору. Если помимо развития и укрепления физических и интеллектуальных способностей вам начнут говорить о «духовном развитии человека» как об одном из измерений карате, предлагать различные духовные практики, медитацию, цигун и пропагандировать восточное мировоззрение, то вы явно попали не в спортивную секцию. В настоящее время наблюдается тенденция к созданию православных бойцовских клубов, в которых наряду с изучением приемов различных единоборств изучается и Слово Божие. Такие клубы могут стать хорошей средой для миссионерской работы. У любого христианина есть всегда выбор. Если уж очень хочется заняться каким-то видом единоборства, освоить умение защищать себя и своего ближнего, то лучше ориентироваться на боевые искусства, которые больше соответствуют славянскому менталитету. Например, самбо, созданное в начале XX столетия русским православным человеком В. С. Ощепковым на основе дзюдо. Апостол Павел, обращаясь к христианам, советует им «все испытывать, хорошего держаться» (1 Фес. 5:21–22).
Когда сын пошел в первый класс, мы вернулись к разговору о выборе спортивной секции. Но, как оказалось, в этом не было уже никакой необходимости. Он заявил, что не хочет заниматься никакой борьбой, а будет посещать шахматный клуб. Вот такое получилось у нас «карате».
Валентина Новикова
источник
|