08:05 Земное и небесное. Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) | |||
![]() Любовь к Богу предполагает любовь к ближним, чтобы, готовя себя для непреходящего Царствия Небесного, не отказывались мы от преходящей жизни на земле, чтобы верой в бессмертную душу не отвергли заботу о своем историческом бытии. [1] ЧЕЛОВЕК — И ТЕЛО, И ДУША Истина, что человек — существо двойственное, тело и душа, ясно высказана и в Ветхом, и в Новом Завете: «не много Ты умалил его пред ангелами». [2] А несравнимо выше он самых высших земных творений, с которыми у него схожие отдельные органы и инстинкты, ибо, в то время как эти творения возникли по роду их [3], человек сотворен «по образу и подобию» [4] Божию. А это выходит и по слову Христову: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». [5] Христос не проповедует народу только духовные истины, но питает голодных, исцеляет больных, и так же поступает и святой апостол Павел, [6] и все святые на протяжении веков. Поэтому обязанность человека в том, чтобы поддерживать свою телесную жизнь, заботиться о пище, одежде, чтобы было, где преклонить голову. А также и о духовной пище — слове Божьем, и одежде, которая есть «праведность святых». [7] Конечно, нужно видеть в этих поступках выражения христианской любви, милосердия и человечности, а не политику и не жажду людской хвалы! [8] НАКОРМИТЬ И ТЕЛО, И ДУШУ У тела есть свои потребности, но мы не должны давать ему больше того, что ему действительно положено, ибо, если сделаем это, тогда, значит, отнимем от души, а ей не стоило бы давать меньше того, что ей принадлежит. [9] РАДИ ТЕЛА НЕ ПОГУБИМ ДУШУ Важно, чтобы не погубили мы душу ради интересов тела. И в этой жизни, на этом свете, все, что делаем, будем делать во славу Божью. Как говорит апостол Павел: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». [10] [11] ТЕЛО СМЕРТНО, ДУША БЕССМЕРТНА Никогда не забудем, что мы не только тела, но и души. Что тело смертно, а душа бессмертна. [12] ЧЕЛОВЕК — И ЗЕМНОЙ, И НЕБЕСНЫЙ Святость и для народа, и для Церкви не какая-то закрытость в себе самом, без какого-либо интереса к спасению и благу других людей, не пренебрежение телом и заботой о нем. Святой человек знает, что он — существо двойственное, не только тело, как прочие земные творения, не только духовное, как ангелы на небе, но — и тело и душа, и земной и небесный. Истинно духовный человек знает, как давать телу то, что ему положено, и сколько ему положено, а душе давать то, что принадлежит ей, и сколько принадлежит ей. Точно так же знает он, как кесарю давать кесарево — не больше, а Богу Божье — не меньше. [13] СВЯТОЙ ЧЕЛОВЕК Святой человек — это человек подлинный и полный, любезный Богу и полезный людям. Вся совокупная его деятельность является выражением его целостной личности. Он — житель этого мира, но и тот, кто в этом мире готовится быть жителем Царствия Небесного. Цель своего бытования в мире он обозначает так: «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» [14], земные — да станем небесными, сыны человеческие — да станем сынами Божьими. [15] ПИЩА ДЛЯ ДУШИ Человек — существо не только телесное и земное, но еще и духовное. Необходима ему пища и для души, а знаем мы, что это слово и наука Божьи. По этой науке знаем мы, кто мы, зачем мы в этом мире, какой смысл и у этих несчастий и тягот, что нас постигают, и, конечно, знаем то, что будет, когда придет смерть. Телу, знаем мы, надлежит отойти в землю и истлеть, тогда как душа бессмертна и отходит она в Царствие Небесное, в блаженство Царствия этого, если заслужит, или в муку вечную. [16] КОГДА ВРЕМЕННОЕ ПРЕВОСХОДИТ ВЕЧНОЕ Когда в вечные принципы евангельские привносится человеческое, политическое, временное и когда все это превосходит вечное, тогда доходим мы до беды. Откровенно говоря, это и случилось с нами с разделением 1054 года, после которого нет больше единства между христианами Востока и Запада. [17] ОДНА ДУША ДРАГОЦЕННЕЕ ВСЕГО МИРА Весь мир не стоит столько, сколько одна-единственная душа, одного человека. [18] БЕРЕГИТЕ ДУШИ СВОИ Бдите, следовательно, и берегите души свои, как от проповедников ложной веры, так и от жизни, что не по правой вере. [19] ОПАСНОСТИ ПУСТОЙ ДУШИ В пустую посуду легко влить все что угодно. Так же и в случае с нашими душами. [20] ПУСТЫНЯ СМЕРТИ В ПУСТОЙ ДУШЕ Тот, у кого нет веры, несет в себе пустыню и, пройдя пустыней жизни, попадает в пустыню смерти. [21] Источник: Янич Йован. Павел, Патриарх Сербский. «Будем людьми!»: Жизнь и слово Патриарха Павла / Йован Янич; пер. с сербск. П.Е. и Н.В.Лукиных. – М.: Эксмо, 2014. ПРИМЕЧАНИЯ [1] Вступительное слово для книги Задужбине Косова — споменици и знаменьа српског народа, Призрен — Београд, 1987. [2] Пс. 8:6. [3] См.: Быт. 1:21—25. [4] Быт. 1:26. [5] Мф. 4:4. [6] См.: 1 Кор. 16:1-3. [7] Откр. 19:8. [8] Наставление в календаре Сербской православной патриархии Црква на високосный 2004 г. [9] Интервью для газеты Политика, 18 апреля 1993 г.; беседовала Мирьяна Кубурович. [10] 1 Кор. 10:31. [11] Интервью для сербской ежедневной газеты Вести, Франкфурт, 15 декабря 1998 г.; беседовала Радмила Лончар. [12] Речь на освящении ставропигиального монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Нью-Карлай- ле, штат Индиана (США), на Духов день, 19 июня 1994 г.; Гласник СПЦ, № 8, август 1994 г. [13] Интервью для журнала НИН, 3 января 1992 г.; беседовал Мило Глигориевич. [14] 1 Кор. 15:33. [15] Там же. [16] Интервью для газеты Данас, 5—7 января 2002 г.; беседовала Елена Тасич. [17] Интервью для газет Ho6jeda, Подгорица, и Борба, Белград, 31 декабря 1992 г.; беседовал Никола Иванович. [18] Беседа в храме Св. Спиридона в Триесте, в марте 1999 г.; Православие, 1-15 апреля 1999 г. [19] Послание верным Сербской Православной Церкви в первый день Великого поста; Православие, 1 марта 1999 г. [20] Интервью для журнала Вива, январь 1997 г. [21] Предостережение, которое часто высказывал патриарх Павел; свидетельство протоиерея-ставрофора Ратко Савича; Геополитика, Белград, 1 апреля 2010 г. STSL.Ru | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |