00:50 Жертва на храм | |||
Надпись «Жертва на храм» (выражающая пассивно-добровольную процедуру), целенаправленный сбор средств на постоянные нужды храма, ценник на христианской литературе и атрибутике, внесения оплаты при выполнении определенных богослужений (Крещение, Венчание и т. д.) - Все это в сознании большинства людей входит в своеобразный диссонанс с их личным пониманием духовности: мол, Церковь призвана вести душу в Царство Небесное, а не отвлекаться на решение земных нужд, не связанных с деньгами, не омрачать «чистую духовность» финансовыми проблемами. Корень данной проблемы кроется в понимании самого термина «духовность». Довольно часто люди трактуют это понятие в диапазоне от субъективно созданного набора высоконравственных качеств до абстрактных идиллий. Библейская же платформа его совсем другая. Во-первых, духовность формируется не на основе субъективных представлений - она имеет своей основой отношение Бога к нам. А это отношение по сути своей было материально-духовным: сначала Бог сотворил материальные условия жизни человека - от первоматерии в рай, потом создал материальную субстанцию - тело человеческое и только после этого «вдохнул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Бытие 2.4). Во-вторых, основная задача человека в этих райских условиях была четко материальной - обрабатывать и хранить рай (Бытие 2.15), плодиться, размножаться, наполнять землю и обладать ею (Бытие 1.28). В-третьих, на основе этой Богом данной материальной сферы человеку была поставлена духовная задача: самоопределиться в соответствии с волей Божьей, одухотворить свое тело и окружающее материальное бытие и через это одухотворение достичь высокого и вечного блаженства. Библия не дает нам информации о жертвоприношении в раю - в этом не было никакой необходимости, так как материальная сфера, которой обладал человек, полностью принадлежала Своему Творцу. Грехопадение человека тоже происходило не в области призрачной «чистой духовности» - начало ложному самоопределению без Бога человек положил через простенький материальный акт потребления яблока. Только после грехопадения и изгнания из рая Библия дает описание первого жертвоприношения, при этом описывает и его результат: Бог принимает дар Авеля и оставляет безрезультатным дар Каина. С какой целью было совершено это жертвоприношение? Святые отцы единогласно утверждают: жертвоприношения Каина и Авеля должно было стать выразителем степени их духовного совершенства: почувствовав ошибочность и невозможность самоопределения без Бога, они осознавали, что все, чем они обладают, является даром Божьим. И от этого дара они возвращали Богу лучшую часть как выражение попытки вернуть утраченное духовное родство с Богом. Причину неприятия Богом жертвоприношения Каина святые отцы видят в том, что он принес в дар Богу не лучшую, а худшую часть своего состояния: «В душе жертвователя не было любви к принимающему жертву. И, поскольку он с презрением принес жертву, Бог не принял ее »(Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия. - Гл. 4.) В следующих библейских повествованиях будут достаточно подробно описаны различные виды жертвоприношений на разные случаи жизни. Но все они выражают два основных принципа жертвователя: - Все, что у нас есть, - это Божьи дары, которые в наши руки попадают только благодаря воле Божьей - «Твоя бо суть вся и от Твоих дахом Тебе» (1 Пар. 29.14 - 16); - Жертва Богу лучшей части - это благодарность Богу за Его любовь, это выражение попытки вернуть утраченное духовное родство с Богом. То есть, пожертвования - это не средство хозяйственного спектра жизни храма, - это выразитель и показатель духовной жизни человека. Духовность трактуется как преображение материальной и душевной сферы силой благодатных даров Божиих. И часть этого преображенного бытия мы возвращаем Богу как выражение вышеуказанных процессов. Журнал "Православный взгляд" | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |