Главная


Как правильно понимать 90-й псалом?
Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора, так и на характер этого псалма — Хвалебная песнь Давида. Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1–2, 3-13, 14–16). Главная композиционная особенность — диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным.
 
Первый голос уверенно и утешительно возвещает:
 
— Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится(1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбиe Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».
 
Второй голос во втором стихе подтверждает это:
 
— Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2).
 
В стихах 3 — 13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога:
 
— Яко Той избавит тя от сети ловчи… В еврейском тесте: от сети птицелова. Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс. 123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл. 9:12).
 
— … и от словесе мятежна (3), т. е. злословия, клеветы.
 
— Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися…(4).Плещма — значит плечами. В еврейском тесте ebrah — крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23:37).
 
— оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием — значит щитом. Подистиной понимается верность Бога Своим обетованиям.
 
— Не убоишися от страха нощнаго…(4), т. е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.
 
— … от стрелы летящия во дни (5). Имеется в виду, как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.
 
— … от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (6). По толкованию святителя Афанасия Великого: «бесом полуденным называет духа лености».
 
— Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится (7). Цифры тысяча и 10 тысяч (тьма) символически означает необыкновенно большое количество нападающих. Однако от всех их защитит Господь праведника.
 
— обаче (только) очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши (8). Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников. Святитель Афанасий Великий пишет: «Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих».
 
В 9-м стихе второй голос кратко и уверенно произносит:
 
— Яко Ты, Господи, упование мое(9). Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице:
 
— Вышняго положил еси прибежище твое (9).
 
Нарастает сила непоколебимого упования. Тон становится все более величественным:
 
— Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему(10): яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (11).
 
— На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12): на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13). По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» — грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10:19).
 
В последних стихах (14–16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы — Сам Бог произносит обетования:
 
— Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и, яко позна имя Мое(14).
 
— Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15,16). Святитель Афанасий Великий говорит: «А спасение это — сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».
 
Как сильное оружие на демонов, 90-й псалом испытан многими поколениями христиан.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: 1115 вопросов священнику | Добавил: Православие (27.10.2016) | Автор: иеромонах Иов (Гумеров)
Просмотров: 178 | Теги: Священное Писание, Псалтырь, толкование, 90 псалом | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar