Главная » Пасха, Светлое Христово Воскресенье » Что означает артос?

00:04
Что означает артос?
   I. Между многими знаменательными священными обрядами, коими сопровождается светлое и светоносное торжество воскресения Христова, мы видим и то, что в первый день воскресения Господня полагается в храмах особо приготовленный хлеб, называемый по-гречески артосом, освящается молитвою и окроплением воды святой. В продолжение всей торжественной седьмицы освященный хлеб сей остается посреди собора верующих в храме. Наконец, по окончании светлых дней праздника, после вторичнаго благословения, он раздробляется и преподается верующим. 

    Что значит такое учреждение? Это, братия, творится в воспоминание многих, весьма важных событий из последних дней пребывания воскресшаго Господа на земле, — творится для того, чтобы вожделенный образ Воскресшаго живее и глубже напечатлелся в душах и сердцах наших, по заповеди апостольской: поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых (2 Тим.2:8).

   Помните, братия, что Господь И. Христос, отходя на крестныя страдания Свои, в последний раз беседовал с учениками Своими в горнице Сионской за таинственною вечерею, где, прием хлеб, благослови, и преломив, даяше учеником, и рече им: приимтие, ядите, сие есть тело Мое; сие творите в Мое воспоминание. Известно также, что в первый день светоноснаго воскресения Своего, пред вечером, Он сопутствовал двум ученикам Своим, шедшим в Эммаус, и, неузнанный ими, объяснил им писание, вошел с ними в дом возлег за трапезою, и приим хлеб, благослови, и преломив, даяше им, и познася им в преломлении хлеба. Наконец, явившись ученикам Своим на море Тивериадском, Господь Сам чудодейственно приготовил для них трапезу, и рече им: приидите, обедуйте, и прием хлеб, даде им. 

   Можете представить себе, братия мои, как драгоценно было для св. апостолов воспоминание о сих явлениях и действиях возлюбленнаго Учителя и Господа, при которых дух их восхищался радостию неизреченною; о тех утешительных беседах, от которых сердце их горело святым восторгом; о тех высоких обетованиях, от которых душа их погружалась в море блаженства. Посему-то они, во всю последующую жизнь свою, старались сохранить эти драгоценныя воспоминания и тем как бы продлить блаженныя минуты видимаго пребывания с ними Господа. Для сего, между прочим, всякий раз, когда собирались на общую вечерю, первое за столом место оставляли праздным и полагали пред ним хлеб — в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует между ними, благословляет им трапезу и подает им пищу и питие.

   Святая церковь, наследовавшая от апостолов их пламенную любовь к своему Господу, удержала и сохранила навсегда и их святые обычаи. Для сего, по примеру апостольскому, в праздник воскресения Христова она полагает среди собора верующих хлеб сей — в воспоминание тех утешительных явлений Воскресшаго, коих были самовидцами и свидетелями св. апостолы, и в ознаменование невидимаго пребывания Самого воскресшаго Господа посреди собора верующих; ибо он Сам обещал нам: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их; се Аз есмь с вами во вся дни до скончания века.Молитвою и молением испрашивает св. церковь, чтобы Сам Господь благословил сей воспоминательный о Нем хлеб, как благословлял Он трапезу ученикам Своим, и чтобы Сам — руками служителей Своих — преподал оный верующим, как благоволил преподавать ученикам Своим Своими пречистыми и божественными руками.

   II. Столько драгоценневших для сердца христианскаго воспоминаний, братия мои, соединено с сим освященным хлебом, и столько благословений для души верующей заключено в нем! Примите его от наших недостойных рук, как бы от пречистых рук Самого воскресшаго Господа. Вкушая от сего хлеба, перенеситесь благоговейною, молящеюся мыслию в те священныя места, где Сам воскресший Господь являлся ученикам Своим и глаголал им яже о царствии Божии. 

   а) На таинственной вечери мы слышим Господа, беседующаго о смирении и братолюбии, как о первой и главной добродетели христианской, как о вернейшем признаке истинных учеников Христовых; видим, как Он, Господь и Учитель, поучает сей добродетели не столько словом, сколько собственным Своим примером, — Сам смиряется до звания раба пред учениками Своими, собственными пречистыми руками омывает их ноги и отирает их лентием. Примем же отверстым и благим сердцем это трогательнейшее увещание к смирению и братолюбию; изгоним из сердца своего всякую злобу и недоброжелательство, горькую зависть и лукавство, всякое превозношение и презорство.

   б) На пути в Эммаус мы слышим беседу Господа о Его спасительных страданиях, от которой горели сердца учеников Его. Св. евангелисты не передали нам этой беседы словами Самого Господа; но слово крестное составляло существенную и главную часть всей проповеди св. апостолов. Читая их послания, мы может удостовериться со всею ясностию и подробностию, от всех писаний пророческих, яко тако подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою: так нужно было, для удовлетворения правде Божией, для возстановления святости закона Божия, попраннаго грехопадением человека Божия, воплотиться и прострадать Сыну Божию, чтобы избавить нас от проклятия и смерти; так нужно было Ему внити в славу Свою воскресением от мертвых и вознесением на небо, чтобы совозвести с Собою и нас, совоскресить и спосадить в небесных. О сем предвещали все пророки, о сем проповедуют св. апостолы. Будем же, братия мои, твердо и несомненно веровать их богодухновенным словам, чтоб не заслужить упрека от Господа, подобно ученикам Эммаусским: о немысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы! 

   в) Но переносясь духом во след Господа к морю Тивердиадскому, будьте готовы, братия мои, ответствовать на вопрос Самого Господа: Симоне Ионин, любиши-ли Мя ? Любишь-ли Меня ты, котораго искупил Я ценою крови Моей, от греха, проклятия и смерти, от уз ада и диавола? Покажи Мне любовь твою от дъл твоих: яви Мне усердие твое благоговением ко храму Моему, послушанием слову Моему, исполнением заповеди Моей, приятием таинств Моих со страхом и верою, чистотою и благоговением. О, если бы каждый из нас с чистым сердцем, с безупречною совестию, от полноты любящей души, мог исповедать пред своим Спасителем и Господом: ей Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя! И не только исповедать устами, но и засвидетельствовать исповедание сие делами и жизнию! Тогда мы ощутили бы в самих себе исполнение и следующаго высочайшаго обетования: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем и обитель у Него сотворим (Иоан. 14:23) Аминь. (Сост. по «Полн. собран. пропов.» Димитрия, архиеп. херс, т. I).

Что такое артос? Зачем он нужен? Как его хранить и употреблять?

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Пасха, Светлое Христово Воскресенье | Просмотров: 605 | Добавил: Православие | Теги: Что означает артос? | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar