Главная » Духовная трапеза » День первоверховных апостолов Петра и Павла. Духовная трапеза

19:00
День первоверховных апостолов Петра и Павла. Духовная трапеза

День первоверховных апостолов Петра и Павла

29 июня/12 июля
 
Труды и подвиги святых апостолов Петра и Павла — Необходимость знания христианской веры — Ревность по вере
 
Господь наш Иисус Христос, страданиями Своими, смертью и воскресением совершив дело искупления рода человеческого и основав Церковь Божию на земле, когда в славе Своей вознесся на небо, поручил Своим апостолам, которых он Сам избрал, продолжать дальнейшее созидание Церкви и распространение веры христианской. Оставшись, подобно овцам среди волков, между озлобленными на Христа иудеями и гордыми язычниками, простые и смиренные рыбари Галилейские должны были сетью учения своего уловить и привести к спасению всех мудрых и знаменитых мира сего.
И действительно, проповедь апостолов была столь могущественна, что в короткое время вещание их прошло во всю землю и в концы вселенныя глаголы их (Рим 10:18). Общество христианское росло так беспримерно быстро, что за один раз обращалось ко Христу по три и пять тысяч человек, и вся земля, заросшая тернием и представлявшая бесплодную, жаждущую пустыню, трудами богопросвещенных проповедников была очищена от лжи и суеверий и обращена в плодоносную ниву Христову, сделалась цветущим вертоградом.

Но не могли бы апостолы совершить благоуспешно дело служения своего, выдержать ужасную борьбу с врагами Христовой веры, если бы не были подкрепляемы в этом непосредственно Самим Господом, обещавшимся пребывать с ними во вся дни до скончания века (Мф 28:20), и если бы не были облечены особенной силой свыше, которую они получили в нисшествии на них Духа Святого в день Пятидесятницы. В лице апостолов мы должны чтить служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор 4:1), богоглаголивых проповедников веры христианской и насадителей истинного благочестия между людьми. Хотя все апостолы равно получили от Господа дар благодати и одинаково облечены были правом и властью в созидании Церкви Христовой и, следовательно, должны быть равно-честны, как одинаково необходимые для здания Церкви камни под единою, верховною Главою Самого Иисуса Христа, но и между ними для некоторых есть преимущество и первенство чести за труды апостольского служения. В таком смысле первоверховными апостолами почитаются православной Церковью святые апостолы Петр и Павел.

Труды и подвиги святых апостолов Петра и Павла в первоначальном распространении христианской веры поистине изумительны. Из всех апостолов на них прежде всех легло труднейшее дело утверждения христианства в главнейших городах тогдашней Римской империи. Святые Петр и Павел были первыми борцами за истину Христову и прежде всех должны были выдержать напор самых сильных и хитрых врагов Христа. Сколько при этом должны были вынести они напастей, бед и озлоблений за свою ревность к распространению Евангелия! Вот что говорит святой апостол Павел о трудности своего апостольского служения: Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях, в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор 11:23-27). Что же подкрепляло немощные силы ревностных проповедников Слова Божия в столь разнообразных бедствиях? Сила любви ко Христу, крепкой, яко смерть, которой были воодушевлены апостолы, и вместе с тем присущая им благодатная сила Самого Христа, возлюбившаго их (1 Кор 15:10). Этой благодатной силой святые апостолы были преисполнены в таком избытке, что не только слово их проповеди, как слово Самого Бога, было действенно и проницательно для душ слушателей, подобно мечу обоюдоострому, но и все их действия запечатлены были особенными знамениями и чудесами. Так, по слову святого апостола Петра, обличаемые в преступлении наказывались свыше смертью (Деян 5:5-10), мертвые воскресали (Деян 9:40), больные исцелялись даже от прохождения над ними тени апостола Петра (Деян 5:15). Апостол Павел был так исполнен чудодейственной силы, что от платков и полотенец, бывших на теле его и возлагаемых на больных, больные выздоравливали (Деян 19:12). Великие и беспримерные труды апостольского служения своего апостолы Петр и Павел запечатлели мученической кончиною в царствование Нерона в Риме в 67 году по Рождеству Христову. Апостол Павел, как римский гражданин, был обезглавлен мечом, а святой апостол Петр был распят на кресте вниз головой.

Прославляя священную память первоверховных апостолов Петра и Павла, скажем вместе с Церковью: коими похвальными венцы увенчаем Петра и Павла! Немощно наше слово к восхвалению их беспримерных подвигов во славу Христа. Почтим лучше память их посильным подражанием их жизни, к чему и убеждает нас святой апостол Павел, говоря: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор 4:16). Напечатлеем в сердце своем воспоминание о покаянии Петровом и обращении Павловой, и в этом воспоминании мы обретем неиссякаемый источник назидания и подкрепления себя в деятельности, сообразной закону Христову. Избранный и возлюбленный от Господа, Петр отрекся от Христа в самые важные минуты, но слезами покаяния загладил свой грех и, восстановленный Господом в правах апостольства, оправдал свое призвание особенно ревностным служением делу евангельской проповеди. Павел был некогда жестоким гонителем христиан, врагом Господа, против Которого он думал идти, руководимый сильной ревностью по закону и обычаям иудейским. По обращении же своем так возлюбил Господа что вся благая и красная мира сего вменял за уметы да Христа приобрящет (Флп 3:8), отказался от всех преимуществ своего прежнего состояния в иудействе ради превосходства познания Иисуса Христа Господа. Какие высокие образцы для подражания! О, если бы и в сердце каждого из нас неугасима была хотя малая искра той же любви ко Христу и ревности о чистоте жизни нашей во славу Божию, какой одушевлены были апостолы Петр и Павел! Тогда мы не напрасно бы носили имя христиан, но, руководимые светом этой любви, могли бы быть не слушателями только наставлений апостольских, но и исполнителями всего, что они завещали нам в своих писаниях на пользу и спасение души нашей.

Возблагодарим Господа, вещанием апостольским призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Кол 1:12-14). Можно ли нам забывать о столь великом и неоцененном даре, какой мы получили от Христа чрез богоизбранных апостолов и чрез иерархическое преемство пастырей церковных, право правящих слово истины и соблюдающих эту истину, как зеницу ока, неповрежденною и совершенно целою, в том виде, в каком она передана от апостолов. Неложно обетование Спасителя, данное апостолам: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). И мы веруем, что благодатный свет православной веры, возжженной в мире Христом Спасителем, при всемощном хранении Духа Зиждителя, пребывающего в Церкви вечно, не может погаснуть от усилий врагов веры, как не может погаснуть без воли Вседержителя свет солнца. Но мы видим, что и лучи солнечные на время ночи бывают заграждаемы и даже среди дня затмеваемы мрачными тучами. Подобно сему и свет веры Христовой, сам по себе немерцающий, может быть затмеваем как в целых народах, так и в сердцах отдельных людей мрачной мглой неверия, суеверий и чувственности. И в самом деле, почти две тысячи лет уже сияет в мире вера христианская, но сколько еще людей доселе блуждает во тьме неведения Христа Спасителя и неверия Ему! Какое это прискорбное явление! Можно ли нам, христианам, ходящим в свете истины Христовой, оставаться равнодушными к столь бедственной участи наших ближних? Чье сердце не отзовется на призыв Церкви православной к дружному содействию православным миссионерам, труждающимся в благовестии Христовом среди омраченных языческими заблуждениями соотечественников наших? Поистине, ничем мы не можем достойнее почтить память святых апостолов, как своим сердечным сочувствием и деятельной помощью совершающемуся ныне в пределах отечества нашего делу распространения Христовой веры избранными на то посланниками Церкви русской, нашими миссионерами, продолжающими равноапостольные подвиги во славу имени Христова. Вот это первый долг, какой мы должны исполнить во славу Божию и в честь прославляемых нами святых апостолов, а также и в благодарность за дарованное нам чрез них просвещение христианской верой. Не должно нам забывать при этом, что мрачные тучи неверия, висящие над нехристианскими странами и заграждающие им свет христианства, весьма часто распростираются и над обществами христианскими, омрачают души христианские. Мало ли между христианами таких, которые коснеют в совершенном неведении христианского вероучения, довольствуются верой слепой, бессознательной и оттого легко впадают в многоразличные суеверия и предаются чувственности, так что по вере и жизни мало отличаются от язычников. Немногие из этих слепотствующих душевно могут представить в свое извинение то, что они по причине бедности и скудости ума лишены возможности и способности к усвоению религиозных истин. Большая часть народа потому только не знают своей веры, что о ней и не думают, и в ряду своих ежедневных житейских забот о телесных потребностях не хотят уделить ни малейшей доли времени, чтобы позаботиться о религиозном просвещении души. Между тем ныне, когда и святая Церковь, и общество открывают всем полную возможность к духовно-нравственному просвещению, может ли быть извинительной совершенная беспечность христиан в этом отношении? Нет не только не извинительно, но даже весьма грешно христианам пренебрегать великим даром любви божественной — знанием веры христианской и, стоя у живоносного источника этой веры, не утолять жажды души своей струями спасительного учения евангельского. Неизвинительно и грешно равнодушие к познанию веры и закона Божия для христиан простых, неученых, бедных, обремененных тяжкими трудами и заботами о приобретении себе насущного хлеба. Но несравненно более согрешают те христиане, которые и по образованию, и по средствам имеют полную возможность возрастать в разуме Божием (Кол 1:10) и познавать, что есть воля Божия (Еф 5:17), но пренебрегают делом своего духовного просвещения по маловерию и погружению в чувственность. Мало того, имея возможность других немощных собратий своих руководить к правильному разумению веры и закона Божия, многие из зараженных гибельным духом неверия христиан нынешнего времени служат часто для меньших братии своих гибельным примером легкомысленного и даже кощунственного отношения к предметам религиозного почитания. Те из мнимо просвещенных христиан, которые по самой высоте своего образования должны с искренней ревностью ратовать за истину Христову, содействовать распространению света истинного просвещения, становятся врагами истины и гасителями этого света в среде народной.

Христиане! Ради священной памяти апостолов, положивших душу свою за распространение в мире света истинной веры Христовой, да возбуждается ревность наша к разумному и твердому познанию этой веры, дабы никакое облако сомнений и суеверий не могло омрачить душу верующего христианина.

Исповедуя христианскую веру как единое спасительное учение, принесенное на землю воплотившимся Сыном Божиим, мы должны желать и всеми мерами стараться, чтобы эта вера плодоносно распространялась и процветала в роде человеческом, должны содействовать каждый со своей стороны успеху веры, отстранять препятствия к ее распространению и побороть врагов ее. Это расположение души христианина называется ревностию по вере. Ревность по вере служит признаком глубокого восприятия человеком веры и естественным отражением его горячей любви к Господу Иисусу Христу и искреннего желания соделать свое спасение чрез усердное и точное исполнение Его святого закона. Противоположное ревности по вере расположение человека есть безразличие и холодность по отношению к вере. Из этого противоположения ясно видно, что сколь преступна и гибельна для христианина холодность в вере, столь достолюбезна и спасительна ревность. Во всяком деле искренность и горячее усердие служат верным ручательством достижения успеха. Напротив, холодность и безучастие губит успех всякого дела. То же самое должно сказать и по отношению к делу спасения. Если мы будем содержать веру Христову только наружно, без твердого убеждения в ее спасительности, без горячего усердия к исполнению закона Христова и усердного участия в судьбах Церкви Христовой, то суетна будет надежда наша на спасение, потому что при таком поверхностном и легкомысленном восприятии веры вся наша нравственная деятельность будет утверждаться на шатком основании, как здание на песке. Необходимо человеку углубить в сердце своем веру Христову, чтобы найти в ней твердую опору для своей жизни, необходимо пламенно возлюбить Христа, чтобы достойно воспользоваться благодатными средствами, данными Им для нашего вечного спасения. Подобно богатому водой источнику, христианин так должен быть преисполнен животворной воды учения Христова, чтобы источать из себя струи богопознания на пользу ближним, как об этом Сам Христос говорит в Евангелии: Веруяй в Мя, яко же рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин 7:38). Христианин должен быть так проникнут светом веры Христовой, чтобы самому сделаться светоносным и светить другим людям. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф 5:16), говорит Спаситель. Возможно ли этого достигнуть христианину при холодном, равнодушном отношении к делу веры? Нет, все добродетели христианские, любовь, самоотвержение, терпение, кротость могут возрасти только в душе, горящей ревностью по Богу и Его святому закону. В душе, холодной к вере и слабой усердием к закону Божию, замирают все высокие стремления к христианским добродетелям и на месте их возрастают плевелы своекорыстия, чувственности и других страстей. Такой человек не может быть истинным христианином, хотя он и носит имя, будто жив, но он мертв (Откр 3:1), неспособен к совершению достойных христианина подвигов веры и благочестия. Что было бы это за общество христианское, если бы оно состояло из таких холодных и мертвенных членов? Оно скоро распалось бы и не просуществовало даже самое короткое время. Но истинная христианская Церковь во все времена векового существования своего на земле в лице своих членов всегда имела самых сильных поборников, одушевленных пламенной ревностью по вере и благочестию, с изумительным терпением заботившихся об утверждении истины Христовой и преданных своему высокому призванию с самоотвержением даже до смерти. Конечно, торжество веры христианской в мире есть дело силы божественной, а не одних усилий человеческих; но ревностные подвиги христианских проповедников, соединенные с изумительным самоотвержением и терпением, кроме того, что покоряли сердца самых загрубелых язычников, были такой святой, благоуханной жертвой пред Богом, что привлекали к себе высшую чудодейственную помощь. Таким образом, в торжестве веры христианской сила Божия и усилия человеческие, совокупно действуя, утверждали божественную истину не насильственно, но естественно располагая людей к восприятию ее.

Пример святых апостолов и многие другие примеры ревности по вере да воодушевляют нас блюсти неизменными нашу любовь к Господу Иисусу Христу и усердие к Его святому закону. С этой любовью и с этим усердием не будут нам казаться трудными возлагаемые на нас верой подвиги послушания и последования Христу, но иго Его будет благо и бремя Его легко.

Другие материалы читайте в рубрике Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 612 | Добавил: Православие | Теги: апостолы, святые, 12 июля, Пётр и Павел | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar