Главная » Духовная трапеза » День святого пророка Божия Илии. Духовная трапеза. 20 июля/2 августа

00:00
День святого пророка Божия Илии. Духовная трапеза. 20 июля/2 августа

День святого пророка Божия Илии

20 июля/2 августа
Обстоятельства жизни святого пророка Илии, бывшего грозным обличителем нечестия и неправды
 
Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержители, яко оставиша Тя сынове Израилевы
3 Цар 19 10
 
Бог, не хогпяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, по неизреченному Своему благоутробию и дивному долготерпению никого не допускает до погибели без вразумления и предостережения. Как всякий чадолюбивый отец и ласками, и угрозами, и поощрениями, и наказаниями старается воспитать детей в правилах добродетели для их счастья, так и Отец наш небесный всячески заботится о нашем спасении и все обстоятельства нашей жизни, по-видимому, ничтожные и случайные, направляет к той единственной цели, чтобы утвердить нас в добре, исправить наши грехопадения и таким образом сделать достойными участниками вечных благ.
Многообразны и несчетны знамения милости Божией, руководящие грешников к обращению на путь добродетели. Неисповедима глубина судеб Божиих, предназначаемых премудростью Промыслителя Бога к устроению спасения сынов погибельных. В этих знамениях и судьбах промыслительной благости Божией всегда гнев и любовь тесно сопрягаются, милость и истина сретаются, правда и мир лобызаются (Пс 84.11). Но часто люди бывают невнимательны к отеческим вразумлениям милующего и спасающего их Господа, не слышат гласа Его призывания, упорствуют в своих беззакониях. Что остается делать с такими ослепленными и упорными людьми? Они сами себя осуждают на погибель. И вот долготерпеливый и многомилостивый Господь не оставляет сынов погибельных и в таком их ослеплении и упорстве. Для спасения людей Господь в благо-потребные времена посылает особых провозвестников Своей воли, облекает их необычной силой ведения и чудотворений, дабы они были стражами веры и благочестия, проповедниками истины и обличителями нечестия и неправд людских. К числу сих-то посланников Божиих, с особенной ревностью провозвещавших откровение воли божественной, принадлежит святой пророк Илия. Святой пророк Божий Илия был великий ревнитель чистоты веры и закона Божия в богоизбранном народе Израильском. Всю свою жизнь он посвятил на служение истинному Богу, утверждая людей в истинном богопочтении, обличая нечестивых царей и истребляя идолослужителей. Бог воздвиг Илию на это служение в дни самого нечестивого царя израильскаго Ахава, который не только, подобно своим предшественникам, запрещал подданным своим ходить в Иерусалим на поклонение истинному Богу, принуждая кланяться тельцам, поставленным на границах царства, но и ввел новое идолослужение Ваалу, когда женился на дочери сидонского царя Иезавели, которая привела с собой и жрецов для служения Ваалу и давала им от себя содержание. Таким образом все израильтяне, оставив истинного Бога, кланялись то тельцам, то Ваалу. Поклонники истинного Бога были жестоко преследуемы. Видя такое крайнее нечестие, пророк Илия возревновал пламенной ревностью о славе Иеговы, истинного Бога Израилева, дерзновенно явился к самому царю и сказал: жив Господь Бог, Которому я служу! Не будет с сего времени ни росы, ни дождя, пока я не скажу! По слову пророка это и исполнилось — три года с половиной не было ни росы, ни дождя. Все засохло; не было ни хлеба, ни травы, потоки и ручьи иссякли; от голода и жажды гибли люди и животные. Нечестивый царь познал наказание Божие, ниспосланное на его царство за нечестие, по слову святого пророка Илии, которого он желал видеть и посылал отыскивать. Илия же во время засухи и голода сначала жил у ручья Хорав, чудесно питаемый вранами, потом, по повелению Божию, удалился в Сарепту Сидонскую и здесь остался у одной вдовицы, у которой благословением Божиим за принятие праведника горсть муки и немного масла сделались таким обильным запасом, что в течение двух лет того и другого достаточно было вдовице пропитать пророка и себя с сыном, которого Илия однажды воскресил из мертвых. Явившись по повелению Божию к Ахаву, Илия сказал ему, что Бог наказывает его царство за нечестие, что должно поклоняться одному Богу, а не хромать на оба колена, т.е. кланяться тельцу и еще Ваалу. «Собери народ, — сказал пророк царю, — и принесем жертву: на чью жертву сойдет небесный огонь, того и Бога будем почитать истинным». С таким предложением царь согласился и велел собрать народ и жрецов Бааловых на гору Кармил. Здесь сперва соорудили жертвенник жрецы Ваала и целый день взывали к своему богу, прося ниспослать огонь на жертву, но от бога их не было ни гласа, ни послушания. Под вечер Илия взял двенадцать камней, построил из них жертвенник, вырыл вокруг глубокий ров и, приготовив жертву, велел лить на жертвенник воду до тех пор, пока ров не наполнился. Когда это было сделано, Илия воззвал к истинному Богу и помолился о ниспослании небесного огня, да познают все, что Иегова есть истинный Бог. По молитве праведника внезапно спал с неба огонь, истребил жертву, дрова, камни и самую воду. Весь народ пал на землю и воскликнул: «Иегова есть истинный Бог!» Жрецы Ваала оказались, таким образом, обманщиками. Илия приказал схватить их и сам казнил их, как народных развратителей. Вскоре после сего, по молитве святого пророка Илии, пролился обильный дождь и оживил иссохшую землю, голод прекратился и настало благоденствие. Но Иезавель, жена Ахавова, узнав об истреблении любимых ее жрецов, воспылала гневом на пророка Божия и хотела его умертвить. Илия удалился в Вирсавию, к горе Хориве, где и жил в пещере, сокрушаясь о продолжающемся нечестии в царстве Израильском. Огорченного пророка Сам Бог утешил Своим явлением. Илия взошел на вершину горы, и в ожидании откровения Божия он видел сперва страшную бурю, разрывающую скалы, за бурей последовало землетрясение, потом пронесся огонь. После каждого из этих знамений Илия ожидал явления Господа, но Господь не являлся. Наконец повеял тихий, прохладный ветерок и вслед за тем явился Бог. Из этого явления пророк мог познать, что Господь не столько грозный и истребительный каратель беззаконий, сколько кроткий и милосердый к заблудшим. Господь сказал в утешение Илии, что не совсем погасла вера в Израиле, но есть еще там семь тысяч мужей, которые не преклонили колена пред Ваалом. После сего Илия по повелению Божию возвратился в землю израильскую и избрал себе Елисея — ученика и преемника своему пророческому служению. Пришло наконец время отшествия от земли пророка Илии. Необыкновенным путем суждено было ему оставить землю. Бог благоволил взять его на небо живым, без болезни и смерти телесной, как древле праведного Еноха. О сем Илия был предупрежден Богом, и потому, желая уединиться, сказал ученику своему Елисею в Галгалах: «Побудь здесь, а я пойду в Вефиль, куда меня посылает Бог», но Елисей, также знавший о скором отшествии Илии из мира сего, не хотел оставить своего учителя и последовал за ним в Вефиль. Они перешли Иордан, разделенный милотию Илии, на пути Илия сказал Елисею: «Проси у меня, чего ты хочешь, прежде чем я взят буду на небо!» Елисей просил у него сугубого дара чудотворе-ний и пророческого ведения. Илия обещал ему, если он увидит, как он будет вознесен на небо. Во время такой беседы вдруг явилась между ними колесница огненная и кони огненные, и Илия как бы в вихре понесся на небо. Елисей воззвал: отче, отче, колесница Израилева и кони его! То есть ты помощь и защита Израилева — и пред Елисеем упала милоть Илии, с которой он и получил сугубые дары пророческие для продолжения служения Богу в царстве Израильском.

Вот какой необыкновенной чести удостоился святой пророк Илия за горячую ревность о славе имени Божия и потому всегда велик и славен был он в памяти людей. Современники, видевшие преизобильное проявление в нем благодатной силы Божией, называли его человеком Божиим, в устах которого глагол Божий был истинен (3 Цар 17:24). Прошло почти три тысячи лет, но священная память пророка Илии как великого угодника Божия и молитвенника и поныне сияет пред нами во всем величии. Особенно эта память чтится в отечестве нашем. Издревле у нас во многих местах в день пророка Илии совершаются молебствия, дабы над страной нашей не отяготели бездождие и голод, как древле эти бедствия постигли царство Израильское, по слову сего провидца дел Божиих, вещанием своим некогда уставившего водоточные облака (Конд. праздн.). Поистине, братие, могущественную силу имеет молитва праведного. Святой апостол Иаков говорит: Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился, и небо дало дождь и земля произрастила плод свой (Иак 5:17,18). Но в воспоминании о сем событии почерпая для себя побуждение к ревностной молитве пред сим великим угодником Божиим об избавлении от голода и о даровании нам насущного пропитания, мы не должны забывать, что святой пророк Илия был милостив и благодетелен только для чтущих Бога и святой закон Его, а в то же время он был грозным обличителем и наказателем всех нечестивцев и преступников закона Божия.

Горе нам, если великий пророк Божий Илия, предстоящий престолу Божию, в скорби о нашей нераскаянности скажет пред лицом Божиим то же, что сказал некогда о народе Израильском: ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержители, яко оставиша Тя сынове Израилевы (3 Цар 19:10), отступают от закона Твоего и люди христианские, служат не Тебе, истинному Богу, в правде, преподобии и истине, но поклоняются более всего кто чувственному Ваалу в угождении страстям, кто золотому тельцу в любостяжании и угождении мамоне. Может ли правосудный Бог благоволительным оком взирать на тех, которые сами отвращаются от Него, изменяют священному завету послушания воле Его и потеряли страх Божий?

Грозен и беспощаден суд Божий на нечестивцев, попирающих правду и закон Божий. В подтверждение сего вот какое обстоятельство указывается в жизни святого пророка Божия Илии.

В его время один благочестивый израильтянин по имени Навуфей имел виноградник подле царского дворца в городе Изреели. Понравился этот виноградник Ахаву и он желал присоединить этот клочок земли к своим владениям, находя удобным для себя обратить его в огород, чтобы иметь зелень и овощи для своего стола. Потому он предложил Навуфею, чтобы тот уступил ему свой виноградник, взамен которого обещал дать другой, гораздо лучше, или заплатить хорошую цену. Навуфей отвечал: «Сохрани меня Бог, чтобы я уступил наследие отцов моих». Отказ Навуфея был вполне законный. Господь повелел через Моисея, чтобы наследственный участок между сынами Израилевыми не переходил из одного колена в другое, а чтобы каждый из сынов Израилевых привязан был к наследственному участку своих отцов (Чис 36:7). Несмотря на то, Ахав воротился домой в чрезвычайной досаде: расстроенный, он не стал обедать в тот день и лег в постель. Тогда Иезавель, жена его, вышла к нему и стала спрашивать: «Чем ты так расстроен и отчего не хочешь есть?» Он рассказал, какой отказ получил от Навуфея. Она сказала: «Умей же поддержать свое царское достоинство. Встань, поешь чего-нибудь, будь повеселее, а я тебе доставлю виноградник Навуфеев». После этого она от имени Ахава написала повеление и за его печатью послала по старейшинам Израиля. Повеление было такого содержания: назначьте пост и в народном собрании дайте Навуфею самое высшее место, напротив же его поместите двух бессовестных свидетелей, которые бы при всех сказали ему: «Ты произнес хулу на Бога и дурно отзывался о царе». Потом выведите его за город и побейте камнями. Воля Иезавели была исполнена, Навуфей был оклеветан и побит камнями. Когда донесено было Иезавели, что Навуфей умерщвлен, она вышла к царю и сказала: «Поди теперь, возьми во владение виноградник Навуфея, который не хотел его уступить за деньги, этого Навуфея нет более в живых». Ахав не побоялся Бога и пошел в виноградник, чтобы взять его себе во владение. Много терпел Господь беззаконий нечестивого царя Ахава, но этой неправды, вопиющей к небу, Господь не оставил без отмщения. И вот только что царь вошел в виноградник, пред ним, по повелению Божию, явился грозным обличителем пророк Илия и сказал: «Как, ты сделал убийство и теперь дополняешь его грабительством?» Так говорит Господь: «На том самом месте, где псы лизали кровь Навуфея, они будут лизать и твою кровь. Я наведу на тебя зло и истреблю у тебя, что живет и дышит. Иезавель же съедят псы». Грозное слово пророка поразило Ахава. На этот раз он смирился, разорвал на себе одежды, облекся во вретище и наложил на себя пост. Но это покаяние было временное, потому и наказание Божие было отложено только на время. Ахав пошел войной против царя Сирийского и был ранен в сражении. Кровь из раны текла в колесницу, при закате солнца он умер, и когда привезли его в Самарию и обмывали колесницу, то действительно псы лизали кровь его, по слову Господа, изреченному устами Илии. И над Иезавелью слово Господне исполнилось во всей точности. Когда новый царь Ииуй истреблял весь дом Ахава, Иезавель была выброшена по его приказанию из окна; кровь ее обрызгала стены; она упала под ноги коням и была растоптана. Чрез несколько часов вышли слуги Ииуя, чтобы похоронить ее, Иезавель уже была почти съедена псами. Так совершился праведный суд Божий над неправдой человеческой.

Да устрашатся сего грозного суда те из христиан, которые привыкли завистливым оком и несытым сердцем смотреть на достояние ближнего. Не думайте, что это неважно. От дурных желаний, как из семени, естественно рождаются и дурные поступки. Не напрасно в законе Божием строго воспрещаются подобные желания. Десятая заповедь этого закона ясно говорит: не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. А как часто эта заповедь у нас забывается! Сколько бывает из-за этого зла между православными христианами! Ныне, как во дни пророка Илии, многие христиане оставляют закон Господень, забывают путь правды и идут вслед Ваала и золотого тельца, которым поклоняются и которых чтут паче всего божественного. Думаете ли, что это пройдет безнаказанно? Нет, грозный обличитель неправд человеческих, святой пророк Илия и ныне с высоты небес зрит дела наши и не престает пред лицом Божиим с пламенной ревностью требовать суда на нечестие и неправду, а в конце мира явится опять на земле вторым Предтечею пришествия Христова и обличит сына погибели — антихриста и клевретов его. Затем неизбежная участь постигнет всех, творивших неправду и беззакония: они пойдут в геенну огненную. Да сохранит нас Господь от сей бедственной участи! Будем жить по правде, довольствоваться своим и не простирать завистливого взора на то, что принадлежит нашим ближним. «Бог правду любит. Кто правды желает, тому Бог помогает. Кто неправдою живет, того Бог убьет». Так говорит наша народная мудрость.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 474 | Добавил: Православие | Теги: пророк Илия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar