Главная » Духовная трапеза » Духовная трапеза. Неделя 8-я по Пасхе, Пятидесятница

08:00
Духовная трапеза. Неделя 8-я по Пасхе, Пятидесятница
Неделя 8-я по Пасхе, Пятидесятница
(Ин 7:37-52, 8:12).
День сошествия Святого Духа
Решительное очищение грехов, огнедухновенную приимите Духа росу, о чада светообразная церковная: ныне от Сиона бо изыде закон, языкообразная Духа благодать.

5-я песнь канона

 

     Празднуя ныне день торжественного явления благодати Духа Святого, излившегося на апостолов в пятидесятый день по Воскресении Христовом в виде огненных языков, мы благодарственно вспоминаем явление величайшего дара милости Божией и с умилением, коленопреклоненно, умоляем Господа, да не лишит и нас, всех верных чад Его, причастия и животворного общения сего великого и неизреченного дара Духа Святого.
 

     Преславная ныне видеша вси языцы в городе Иерусалиме, великое и многознаменательное для всего мира совершилось событие. Как установление Ветхого завета совершено было Богом при горе Синайской в пятидесятый день по исходе евреев из Египта, так сошествие Святого Духа, совершившееся в день Пятидесятницы, было окончательным установлением Нового завета и устроением Церкви христианской. Сошествие Святого Духа, видимо почившего на главах апостолов в образе огненных языков, было знамением как бы рукоположения их от верховного Правителя мира Бога Отца и сообщения им права и власти иерархической и священнодейственной ради искупительных заслуг Господа Иисуса Христа. Отсюда начался непрерывный и неиссякаемый ток благодати в Церкви Христовой, пребывающей под невидимым главенством Христа Спасителя, имеющей пребыть до скончания века. Для апостолов сошествие Святого Духа было крещением, то есть всецелым обновлением их нравственного существа и как бы перерождением. Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (Деян 1:5), так говорил апостолам Спаситель, утешая их обетованием скорого сошествия Утешителя. И все мы, христиане, только в благодати Духа Святого можем получить возрождение в новую духовную жизнь, соделаться христианами, членами Церкви Христовой. Аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия (Ин 3:3), свидетельствует божественное слово. Апостолы в день сошествия Святого Духа получили высшее озарение и просвещение духовное. С наитием Святого Духа апостолы, бывшие прежде легкомысленными и слабыми в вере и понимании слова своего Божественного Наставника, теперь получили необычайную твердость в вере и силу ума, сделавшегося способным проникать в сокровеннейшие тайны учения Христова. Апостолы из некнижных и простых рыбарей сделались мудрейшими и посрамили всю земную, гордую мудрость иудейских книжников и еллинских совопросников. Эта ложная мудрость должна была замолкнуть пред гласом богодухновенных провозвестников истины Христовой и истолкователей Слова Божия — святых апостолов и их преемников, пастырей и учителей, которых поставляет Дух Святой для созидания тела Церкви (Еф 4:11,12).
 

     И все мы, христиане, только тогда утвердимся в истине и всяком разумении на пользу души своей, когда в животворных струях евангельского и апостольского учения и в богомудрых наставлениях отеческих будем почерпать свое духовное просвещение и утолять жажду души своей. Наша вера только тогда может быть непоколебима в нас, когда основана на учении апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе (Еф 2.21). С одним естественным своим разумением, без руководства Богооткровенного слова и святоотеческих указаний, мы никак не могли бы познать многих истин религии, необходимых для нашего утверждения в добре, не знали бы ни цели своего бытия, ни средств, как достигнуть оправдания пред Богом. Благодать Духа Святого, озаряя ум верующего немерцающим светом истины, возбуждает и в сердце его святые чувства и расположения. Дух Святой молитву нашу возгревает в нас; мы даже не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными (Рим 8:26). Только водимые Духом могут неосужденно с дерзновением взывать к Богу: «Авва, Отче!» Потому что Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий (Рим 814-16). Святое и достопоклоняемое имя Господа Иисуса Христа тогда только в устах наших будет сильно и действенно, когда мы причастны благодати Духа Святого. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3), говорит апостол. Одним словом, без Духа Святого, высшая жизнь христианина ни на минуту не может продолжаться. Чтобы вполне понять это, приведем себе на память сравнение действий Духа Святого со значением духа вещественного, или воздуха. Это сравнение приводит Сам Иисус Христос в беседе с Никодимом. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин 3:8). Дух, или воздух, дышит свободно, где хочет. Шум его слышим, но не знаем, откуда он идет и куда уходит. Воздух невидим, но повсюду проникает и все объемлет, и всякая жизнь мгновенно прекращается там, где нет его. Таково и действие Святого Духа во всей природе. Он дает жизнь всем тварям и особенно духовную жизнь человекам — почему мы в Символе веры и исповедуем Духа Святого животворящим. Как тело без духа мертво, так и человек без благодати Святого Духа остается земным, шютяным, духа не имущим (Иуд 19). Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8:9), тот напрасно называется христианином, он не может быть живой ветвью Божественной Лозы — Христа, но засыхает, как ветвь, отломленная от дерева.
 

     Возблагодарим великодаровитого Господа, удостаивающего нас, грешных и недостойных рабов Его, столь великой чести Своим близким общением с нами и дарованием Своей спасительной благодати к нашему духовному возрождению и укреплению. Но кто руководит нас к такому общению с Господом, кто отверзает нам дверь к живоносному источнику благодати, напояет нас и питает духовно, освящает и соделывает нас храмами Бога живого? Благопопечительная матерь наша святая соборная и апостольская Церковь, в которой, как в некоей богатой сокровищнице, положил Господь все дары благодати своей к таинственному освящению нашему. «Ибо, — как говорит святой Ириней, — где Церковь, там и Дух Божий и всякая благодать». Кроме Церкви, мы не найдем иного пути ко спасению и без посредства ее нигде не можем получить даров Духа Святого. В Церкви только имеется святое миро, коим таинственно знаменуется и запечатлевается наше звание и избрание христианское. Без помазания св. миром человек не может даже называться христианином, ибо это имя собственно означает помазанника и принадлежит человеку после помазания его освященным миром чрез законное священство в Церкви православной. «Не помазавшиеся миром, ниже Богу, ниже ангелом знаеми», — говорит блаженный Симеон Солунский (гл. 73 о св. мире). Святая Церковь не только единственная наша освятительница, но и неусыпная руководительница наша ко спасению. С самой минуты рождения она приемлет нас в свои материнские объятия — под ее благодатным осенением и покровом проходит вся жизнь наша, так что на многомятежном житейском море св. Церковь единственно служит нам путеводной звездой, указующей путь к тихому пристанищу вечного спасения; без ее руководства мы неизбежно погибаем. Можно ли посему забывать нам о святой Церкви, не быть преданными ей с неизменным послушанием ее спасительному руководству и оставаться неблагодарными за дары благодати, чрез ее посредство нам сообщаемые от Бога? Между тем сколько мы видим ныне среди христиан не только чуждающихся общения с Церковью в молитвах и таинствах по нравственной беспечности, но и намеренно, по суемудрию и самочинию противящихся Церкви и составляющих особые противоцерковные и еретические скопища! Никто не может устроить дела спасения своего, помимо единой, святой, соборной и апостольской Церкви, которой Сам Господь поручил это дело, и что всякий, преслушающий Церковь, по слову Самого Господа, отлучается от нее и становится чужд благодати освящения, как язычник и мытарь (Мф 18:17).
 

     Но вот еще о чем нам, христиане, надлежит чаще думать. Все мы, призванные к благодатному освящению в недрах святой православной Церкви, как живые камни здания Божия, должны устроить из себя дом духовный, священство святое (1 Пет 2:5) тщательным соблюдением себя в вере, любви и непорочности жизни, отлучением от всякой скверны плоти и духа. Мы стараемся охранять вещественные наши храмы от вторжения всего нечистого, тем более невещественный храм — душу нашу — должны беречь от греховного осквернения, чтобы тем не разорить храм Божий, сущий в нас. Слышите грозное слово суда Божия на таких разорителей: аще кто Божий храм растлит, растлит (покарает) сего Бог; храм бо Божий свят есть, иже есте вы (1 Кор 3:17). Всякий грех и нечистота удаляют от нас Святого Духа и делают душу нашу, вместо жилища Божия, обиталищем духа нечистого. А что это бывает, удостоверяет святое Евангелие. Сам Спаситель говорит, что когда нечистый дух выйдет из человека, то есть когда он, например, бывает изгнан из него при святом крещении, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел, то есть опять в того человека, из которого был изгнан, ридя, находит его незанятым, то есть пустым, не занятым от Господа, тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом (Мф 12:43-45). И как часто на самом деле бывает явным в расположениях и поступках многих людей, именующихся христианами, действие насильника и человекоубийцы диавола! Отчего это бывает, что в грешной душе часто образуется настоящий ад: человек беснуется в неистовстве страстей, забывает Бога, теряет всякую совесть, ни во что ставит самые дорогие и священнейшие обязанности свои? Отчего это человек доходит до такого безотрадного расположения духа, что с отчаянием и злой решимостью прибегает, наконец, к самоубийству? Не есть это действие явного насилия над грешной душой христианской злого духа, получающего к ней доступ за неверие и нечестие?
 

     Итак, Духа не угашайте (1 Фес 5:19), блюдите, да не погаснет в вас светильник веры, поддерживайте его елеем добрых дел, непрестанно молитесь, чтобы Дух Святой не отступил от вас, но вселился в вас и очистил от всякой скверны греховной.
 

     По неизреченной любви Бога Отца и по силе искупительных заслуг Сына Божия христиане получают право пользоваться дарами Святого Духа, могут соделываться храмом Божиим, жилищем Святого Духа, сосудами благодати Его. Не весте ли, говорит апостол, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас (1 Кор 3:16). Не возрожденный Духом, не живущий и не возгревающий в себе этот божественный дар напрасно будет называться христианином. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Его (Рим 8:9). Духа не угашайте (1 Фес 5:19). Это предостережение необходимо помнить всем нам всегда, а особенно в настоящий день праздника, посвященного прославлению Святого Духа, благовременно размыслить о том, сохраняем ли мы данный нам драгоценный залог благодати Святого Духа. Размышление о сем да усугубит нашу молитву ко Святому Духу и нашу ревность о духовном нашем преуспеянии и плодоношении. По каким признакам мы можем узнать о благодатном действии Святого Духа в сердцах наших, мы найдем указание в событии настоящего праздника сошествия Святого Духа на апостолов.
 

     Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков: и явишася им разделены языцы яко огненны, седе же на едынем коемждо их (Деян 2:3). Вот тот божественный огонь, который пришел на землю низвесть Спаситель, и относительно которого Он сильно желал, чтобы возгорелся (Лк 12:49), — вот то крещение Духом и огнем, которым должны были креститься первые провозвестники Евангелия (Лк 3:16). Явление Святого Духа в день Пятидесятницы в виде огня именно и знаменует таинственное действие благодати в человеке. Огнь светит и согревает. Подобные действия производит в сердце человека и благодать Святого Духа.
 

     Дух Святой, как Дух истины, просвещает ум человека светом истинного богопознания, наставляет его на всякую истину (Ин 16:13). Апостолы, бывшие прежде слабыми умом, исполненными сомнений и предрассудков, с получением дара Святого Духа исполнились такой силы и мудрости, что соделались способными побеждать всякую земную мудрость. И в нас действие Святого Духа может быть познаваемо в том же, если мы имеем твердую и одушевленную веру, если сердечно услаждаемся слышанием слова Божия, почерпая в нем непоколебимую опору для своих религиозных убеждений, и если тщательно храним исповедание нашей веры от всякого тлетворного ветра неверия и лжеучений, усиливающихся затмить и погасить светильник нашего православия. Это также есть непосредственный плод благодатного действия Святого Духа в нас, если мы свою веру с ревностью и одушевлением переносим на других, окружающих нас близких, колеблющихся сомнением, заблуждающихся, если передаем ее нашим детям, домочадцам и всем жаждущим истины, если выражаем молитвенно и вещественно сочувствие нашим веропроповедникам, продолжающим апостольское дело благовествования истины Христовой в мире — радуемся и содействуем их успехам личным участием в их подвиге. Напротив, если мы холодны и равнодушны к усвоению истин богопознания, если безучастно относимся к делам Церкви Христовой, к ее скорбям и радостям, к ее процветанию в мире и притеснениям со стороны нечестивых и неверующих, особенно если сами поддаемся сомнениям и колебанию в своих религиозных убеждениях, то все это служит печальным признаком оскудения в нас благодатного действия Святого Духа.
 

     Озаряя ум христианина светом истинного богопознания и освещая ему путь спасения, благодать Святого Духа оживотворяет всю деятельность его силой любви Божией, которая, как свидетельствует апостол, изливается в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим 5:5). Действие Святого Духа в этом отношении наглядно может быть представлено в образе действия теплоты на проявление жизни. Без огня не только темно в доме, но и холодно, а без теплоты всякая жизнь замирает. Так и в храмине души нашей без благодати Святого Духа царствует мрак и мертвенность. Никакое доброе чувство, никакое возвышенное стремление не могут возникнуть в душе, не согреваемой благодатным действием любви божественной, изливаемой в сердца наши Духом Святым. Духом Святым всякая душа живится, чистотою возвышается, светлеется Троическим единством, священнотайне. С получением дара Святого Духа апостолы ощутили в себе и проявили такую могущественную изумительную силу любви божественной, с таким самоотвержением выступили на дело благовествования Христова во славу Божию и во спасение ближних, что их ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ни какая тварь не могли отлучить от любви Божией (Рим 8:38,39). И в нас, христиане, действие благодати Святого Духа Должно обнаруживаться в подобной же горячей, одушевленной любви к ближним нашим. Это есть непосредственный плод благодатного действия Святого Духа в нас, если наше сердце небезучастно к нуждам ближних наших, если мы умеем добродушно и нелицемерно радоваться с радующимися, как если бы радость других была наша собственная, или искренно плакать с плачущими, как если бы чужое горе нас самих постигло. Противоположное сему расположение души нашей служит ясным признаком оскудения в нас благодатного действия Святого Духа.
 

     Внемлите же себе и не ослабевайте в ревности по вере и любви. Без преуспеяния в сих добродетелях наша жизнь будет чувственной, плотской, и мы подпадем под тяжкий приговор суда Божия, изреченного некогда на мир: не иматъ Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт 6:3).
 

     Обратим, наконец, внимание на то, что день Пятидесятницы, бывший в Ветхом завете праздничным днем Синайского законодательства, и в Новом завете сделался для христиан ежегодным праздником открытия закона благодати. В Синаксари на этот день говорится: Яко же бо евреи Пятидесятницу празднуют, зане, по пасце пятьдесят дней прешедше, закон прияша, тако и мы, по пасце пятьдесят дней празднующе, Всесвятаго Духа приемлем законополагающаго и наставляющаго на всякую истину и угодная Богу повелевающаго. И святая Церковь ныне в священной песне прославляет Господа: Иже древле закон начертав Моисею, Новаго Завета величие и закон благодати излагает ясно, в апостольских сердцах написав (5-я песнь канона Пятидесят.). В самых внешних обстоятельствах ветхозаветного и новозаветного законодательств святые отцы находят сходство. На Синае от землетрясения колебалась гора; на Сионе сотрясся дом апостолов. Там среди пламени и сверкающей молнии раздался гром и глас бурный; здесь, с огненным явлением языков, быстъ шум с небесе, яко носиму дыханию бурну. Там звук трубный возгремел слова закона; здесь труба евангельская возглашала устами апостолов (Бл. Иероним).
 

     Нынешний праздник должен возбуждать в нашей душе память о божественном законодательстве и вместе с тем утверждать нас в неизменной готовности повиноваться воле Божией, выраженной в Богописанном законе Известно, что все законы для того и даются, чтобы их исполнять. Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, говорит святой апостол Павел (Рим 2:13). За неисполнение закона всегда и везде полагается взыскание, так как нарушители закона являются врагами общественного порядка, необходимого и дорогого для обществ человеческих. И если законы человеческие, иногда не вполне совершенные, обязательны для членов общества, то что сказать о законе Божием, в котором совершеннейшим образом проявляется промыслительное попечение Верховного Законодателя Бога о нашем земном благополучии и вечном спасении? Для кого из людей не должно быть твердо слово закона, изреченного самим Богом? Кто дерзнет противиться Божиим велениям и пренебрегать спасительным руководством Его святого закона? Но какова сила греха, гнездящегося в немощном естестве нашем! Все мы знаем, что благ, свят и духовен закон, от Бога данный, — нам ненавистен грех, но мы, как свидетельствует святой апостол Павел, до того омрачены плотскими помышлениями, что не понимаем, что делаем: потому что не то делаем, что хотим, а что ненавидим, то делаем. В душе своей мы находим удовольствие в законе Божием, но видим в себе иной закон, противоборствующий закону ума нашего и делающий нас пленниками закона греховного (Рим 7:15,23). Чем же нам ограждать себя от таящихся в душе нашей поползновений греховных, влекущих нас к нарушению закона Божия? Что должно нас побуждать делать то, что повелевает закон и удаляться того, что он запрещает? Такие побуждения указывает нам Сам Верховный Законодатель Бог. Когда Он прародителям нашим дал заповедь о невкушении плодов древа познания добра и зла, то сказал, что за неисполнение этой заповеди они умрут (Быт 3:3). Точно так же грозные прещения нарушителям закона изречены были Богом при Синайском законодательстве. Если, говорил Господь сынам Израилевым, вы презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, то Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши (Лев. 26-15,28). Сам Иисус Христос, милостивый и долготерпеливый к грешникам, говорил им: если не покаетесь, вси такожде погибнете, и сравнивал неисправимых людей с бесплодной смоковницей, которую за бесплодие срубают и бросают в огонь (Лк 13:6-9). В изображении страшного суда Господь наш Иисус Христос также угрожает грешникам вечным огнем геенским (Мф 25.46). Святой апостол Павел говорит, что еще здесь, на земле, нередко открывается гнев Божий с небес на всякое нечестие и неправду человеческую (Рим 1:18), а в день откровения праведного суда Божия неизбежно придут скорбь и теснота на всякую душу человека, творящего злое (Рим 2:5,9). Итак, страх Божий, боязнь, как бы не прогневать Бога и не подпасть Его праведному осуждению, служит стражем нашей души любогреховной. Но для нас, христиан, избранных и возлюбленных чад Божиих, недостаточно только этого побуждения к исполнению закона Божия. Мы должны в послушании закону Божию руководствоваться не страхом, но преимущественно любовью к Богу и благодарностью к Нему. В любви нет страха, говорит святой апостол Иоанн, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас (Ин 4:18-19). Любовь к Богу требует, чтобы мы добро делали, по словам святого Василия Великого, ради самого добра и из любви к Давшему нам закон, радуясь, что удостоились служить столь славному и благому Богу, и в таком случае имеем сыновнее расположение; а когда мы уклоняемся зла, боясь наказания, то находимся в состоянии рабском; если же, гоняясь за выгодами награды, исполняем повеленное ради собственной пользы, тогда уподобляемся наемникам.
 

     Будем возгревать в сердце своем благодарное чувство любви к Благодетелю нашему Богу, и эта любовь поможет нам быть ревностными исполнителями закона Божия, и самые трудные заповеди Его сделаются для нас игом благим и бременем легким (Мф 11-30).

 


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 573 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar