Главная » Духовная трапеза » Неделя 3-я по Пятидесятнице. Духовная трапеза

03:04
Неделя 3-я по Пятидесятнице. Духовная трапеза

Неделя 3-я по Пятидесятнице
(Мф 6:22-33)

 

Житейская многопопечительность — Упование на Господа в нуждах житейских

 

В нынешнем воскресном Евангелии дается нам наставление о том, как мы, христиане, должны относиться к нуждам житейским и о чем мы должны преимущественно заботиться в своей трудовой жизни. Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? (Мф 6:31). 


Следя за течением жизни человеческой, мы видим, что мало людей, которые были бы всем довольны, ничего не желали, не ждали и не домогались. Никогда мы не успокаиваемся от забот и до гробовой доски отягощаем свою душу житейскими попечениями. Суетимся, хлопочем, трудимся весь свой век с такой стремительностью и алчной поспешностью, как будто целой жизни нашей недостаточно для удовлетворения наших желаний и ожиданий. И какой бывает конец такой житейской многопопечительности? С горьким, но уже поздним раскаянием всякому миролюбцу на закате дней своих приходится сказать то же, что говорил Соломон. В течение своей жизни, так начинает свою исповедь этот древний мудрец, я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, приобрел себе слуг и служанок; собрал себе сребра и золота. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я; и вот все — суета и томление духа и нет от них пользы под солнцем (Еккл 2:4-11). Что же теперь делать, чтобы избежать подобного разочарования и иметь конец жизни мирный и беспечальный? Неужели сидеть сложа руки, проводить жизнь в бездействии, в праздном покое? Нет, Бог велит всем трудиться и в поте лица добывать себе необходимые для прожитья средства к жизни. Для того Он дал нам телесные силы и способности душевные, чтобы мы прилагали их к делу и тем оправдывали свое земное назначение. Бог благословляет тех, кто умножает свои таланты, а ленивых и беспечных осудит и накажет. Богоугодна пред Богом жизнь трудолюбца, неусыпно, с усердием и верностью исполняющего долг своего звания. Почтенна такая жизнь и пред людьми, у которых всегда достохвально бывает имя человека старательного и работящего. Как же нам теперь достигнуть того, чтобы и земные обязанности наши исполнить без опущения и неукоснительно, а в то же время чтобы и забота нас не одолела и не нарушала нашего душевного мира? Каким оружием надлежит нам бороться с нуждами житейскими?

    Для успешной борьбы с нуждами житейскими прежде всего надлежит нам утвердить в душе своей смиренное сознание того, что мы сами в себе бессильны упрочить наше благополучие, отвратить напасти и злоключения. Мы должны крепко веровать, что все наше счастье и довольство в руках Божиих, и что бы мы ни предприняли для обеспечения себя, все завершает и венчает успехом Бог. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс 126:1). Какая человеческая сила или мудрость могут избавить нас, например, от свирепости стихий, от огня, грома, землетрясения, потопа, мгновенно уничтожающих нашу жизнь и наше достояние, долговременным трудом добытое? Засевает человек поля, насаждает полезные растения, прилагая к этому свой труд, опытность и искусство, но возращает, сохраняет и умножает плоды только Бог. Один Он силен даровать нашим посевам и насаждениям потребную влагу и теплоту, отвратить от них разрушительное действие бури, града, избавить от вредных насекомых, саранчи и т.п. Все это не должно ли нас смирять и располагать к тому, чтобы во всех обстоятельствах жизни, в счастье и несчастье, в успехах и неудачах, в довольстве и нужде, видеть десницу Божию, милующую нас или наказующую? Смиренное сознание всецелой зависимости от Бога более всего успокаивает смятенный дух наш в трудных обстоятельствах жизни. Когда все что мы имеем, мы получили от Бога и ничего не можем получить или приобрести, если не даст Бог, зачем же нам тужить при потерях и нуждах, скорбеть о том, что не наше, а Божие? Не должны ли мы при всех лишениях говорить с Иовом: Господь даде, Господь отъят; яко Господу изволися, тако бысть; буди имя Господне благословенно вовеки (Иов 1:21). Так смиренный и благопокорливый Богу христианин всегда бывает способен мириться с самой тяжелой долей своей жизни, довольствоваться малым и благодушно относиться к неудачам и лишениям.

    К сожалению, многие христиане в своей житейской многопопечительности забывают о промыслительном попечении о них Господа, заботятся о том, что малополезно для вечного спасения, а о душе и ее важнейших потребностях и не думают. В самом деле, чего ныне более всего ищут и о чем заботятся? О том, чтобы устроить и благоукрасить свою внешнюю жизнь. Стараются иметь красивое, великолепное жилище, украсить тело свое изысканными одеждами, но совершенно забывают, что есть лучший и существенный предмет нашей заботливости — именно наша душа, об украшении и нравственном совершенстве которой нам прежде всего и более всего надлежит заботиться. «Душа наша, — говорит преподобный Нил, — есть невеста Христа, Царя небесного». Предста, рече пророк Давид, царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеянна и преукрашенна. Это говорит пророк о чистой душе. И апостол Павел сравнивает душу христианина с девою чистою, обрученною небесному Жениху (2 Кор ц.2). Потому о благоукрашении души так же точно должно заботиться, как об украшении невесты, — даже еще более, так как эта невеста — дщерь царева. Вот о чем Должно более всего помнить нам среди попечений о благоустройстве телесной жизни. Ничтожны будут пред лицом небесного Владыки самые дорогие украшения телесные, если душа предстанет пред Ним в своем греховном безобразии. Без добродетелей душа наша, как не имеющая брачной одежды, будет низвержена из брачного чертога (Мф 22, 13), то есть лишена блаженства в царстве небесном. Душа же наша бессмертна, создана по образу и по подобию Божию, искуплена бесценной кровью Христовой и освящена благодатью Святого Духа. Не должно ли такое достоинство души нашей возбуждать в нас особенную заботливость о ее чистоте, благолепии и украшении, об удалении от всякой скверны плоти и духа? Украшением для нас, христиан, должно быть не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет 3:3,4). Как чада света мы не должны участвовать в пагубных делах тьмы. Как обновленные Духом, должны плодоносить делами духовными, состоящими во всякой благости, праведности и истине (Еф 5:9).

 

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 742 | Добавил: Православие | Теги: Духовная трапеза | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar