Главная » Духовная трапеза » Неделя 5-я по Пятидесятнице. Духовная трапеза

21:20
Неделя 5-я по Пятидесятнице. Духовная трапеза

Неделя 5-я по Пятидесятнице
(Мф 8:28-34,9:1)

 

 Бытие и действие злых духов на человека — Искусительные греховные помыслы и необходимость борьбы с ними

В ныне читаемом Евангелии содержится повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом бесноватого в стране Гадаринской (Лк 8:29-39, ср. Мк 5:1-20). Ужасно было положение этого несчастного, сделавшегося жертвой насилия вражия. В страшных телесных страданиях обнаруживалась на нем дьявольская лютость. В одежду он не одевался, в доме не жил, а гоним был бесом в пустыню, где всегда, ночью и днем, в горах и гробах кричал и бился о камень. Никто не в силах был укротить его лютость — связывали его цепями, но он их разрывал и наводил ужас на всех жителей так, что все боялись ходить мимо. Кроме того, пагубное действие бесовской силы обнаруживалось в совершенном угнетении души сего несчастного человека. Он доведен был злыми духами до безумия, не имел смысла и своего личного сознания, в нем говорили и действовали бесы, распоряжались им по своему злому произволу. Прийдя в страну Гадаринскую, Господь встретил сего несчастного и изгнал из него бесов-мучителей. К исцеленному тотчас возвратился смысл и в чувстве живейшей благодарности к своему Избавителю он желал последовать за Ним, но Иисус сказал ему: Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

    Из сего евангельского повествования, как и из многих других примеров изгнания Господом бесов, мы, вопреки мнению многих нынешних Неверов и вольнодумцев, убеждаемся в том, что диавол есть существо действительное и самое враждебное и опасное для людей. Бытие злых духов утверждается на столь непререкаемых свидетельствах Священного Писания, как Ветхого, так и Нового заветов, что если мы веруем в Бога и божественное откровение, то должны веровать и в существование злых духов. Принадлежа сначала к сонму светоносных ангелов, злые духи не устояли в истине (Ин 8:44), не сохранили своего достоинства (Иуд 1:6), но по своей гордости возмутились против Бога и, сделавшись богоотступными силами, исполнились злобы и ненависти ко всему доброму, начали усиливаться, всюду вносить беспорядок, беззаконие, зло. Соблазнив прародителей, бесы получили ближайший доступ к людям и с того времени возобладали над родом человеческим. Все язычники были их усердными служителями, потому что, как свидетельствует святой апостол Павел, язычники, принося свои жертвы, приносили их бесам, а не Богу (1 Кор 10:20). С особенной же яростью и ожесточением бесы начали действовать во время явления на земле Христа Спасителя, пришедшего разрушить их власть. Предчувствуя конец своего господства в мире, злые духи теперь старались употребить последнее отчаянное усилие поддержать свое миродержительство, но тщетно. Крестной смертью Сына Божия держава вражия окончательно разрушена: сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1 Ин 3:8). Диаволы, связанные узами адского мрака и блюдомые на суд для наказания (2 Пет 2:4), уже теперь не имеют такой неотразимой и беспощадной власти над христианами, искупленными Спасителем от клятвы греховной и огражденными силой креста Христова и Его божественного имени. Обезоруженный враг спасения теперь уже не страшен воинам Христовым, облеченным во всеоружие Божие, препоясанным истиной, имеющим броню правды и шлем спасения, держащим в руках своих щит веры, которым они могут угасить все раскаленные стрелы лукавого, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:13-17). Пред таким всеоружием христианина, свыше подкрепляемого благодатью Божией, не могут устоять никакие полчища вражьи, но расточатся и исчезнут, яко исчезает дым и яко тает воск от лица огня, тако погибают бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением. Но не будем забывать, что у врагов нашего спасения, пораженных и обезоруженных, еще остались свобода действий, как неотъемлемая принадлежность их существа, и злое хотение, управляемое необычайной хитростью и лукавством. Потому нельзя думать, что враг спасения нашего менее для нас, христиан, теперь опасен. «Он великий художник в обольщениях и обманах», говорит о нем святой Иларий (Толк, на Матф., гл. 3). Недаром в слове Божием делается много предостережений христианам, чтобы они трезвились и бодрствовали на страже спасения своего от искушений вражьих. Лукавством и хитростью злой дух так искусно подходит к человеку и склоняет его к греху, что самые строгие подвижники благочестия нередко впадали в сети вражий. «Много коварных сетей у диавола, — свидетельствует св. Синклитикия. — Не успел поколебать душу бедностью — он уловляет ее богатством. Не одолел ее оскорблениями и поношениями — вооружается на нее похвалами и славою. Не возмог обольстить душу удовольствиями — он покушается сокрушить ее невольными трудами. Если человек побеждает диавола крепостью телесной, диавол посылает на него болезни. Испросив себе позволение, он поражает тяжкими болезнями с тем, чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу» (Достоп. сказан, о подв. св. ж., стр. 270, §7). Наглядное изображение того, что диавол в искушениях своих действует разнообразно и главным образом применяясь к внутренним расположениям души человеческой, представляется в следующем видении преподобного Макария Великого.

    Преподобный Макарий встретил однажды диавола в образе человека, обвешанного множеством тыквенных сосудов и направлявшегося в ближайший монастырь. Преподобный спросил его: «Куда идешь?» — «Иду навестит братию», — отвечал лукавый. — «А зачем у тебя столько сосудов?» — снова спросил преподобный. Диавол отвечал: «Это различные кушанья для монахов, какое понравится и придется по вкусу, тем и соблазню» (там же, стр. 140, §3).

    Из этого видения понятно, что диавол преимущественно старается действовать чрез возбуждение в нас похоти и страстей. Он только раздувает искру греха, таящегося в нас, а мы злым своим произволением даем возможность этой искре разгореться в опустошительный пламень. Преподобный авва Матой говорил: «Сатана не знает, какой страстью будет побеждена душа; он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, помыслы злословия, а также другие страсти. К какой страсти покажет себя душа склонной, ту и внушает он ей» (там же, стр. 162, §5).

    Итак, при падениях греховных напрасно мы обыкновенно сваливаем вину на искушения вражьи. Мы сами виноваты, что не ограждаем себя от этих искушений и по беспечности и потворству страстям делаемся легкой добычей искусителя. Страсти порождают в душе нашей зловоние греховное, привлекающее демонов подобно тому, как зловоние трупа привлекает хищных птиц. «Кто хочет отогнать от себя демонов, тот прежде должен покорить свои страсти. Например, демон приходит с гневом. Если ты укротил гнев, то и беса гнева выгнал. То же должно сказать И О каждой страсти» (там же, стр. 132, слова аввы Питириона).

    Всякая страсть прежде всего рождается в мыслях человека, являясь в виде привлекательном, возбуждающем сладкие надежды счастья и наслаждения. В этом прикровенном вначале действии на нас страстей и состоит главная опасность уклониться от пути добродетели и впасть в порок. Если бы зло греха являлось нам во всей его отвратительной наготе, смрадности и разрушительности, то легко было бы улониться от него, оттолкнуть его приражения в самом начале. Но мало того, что грех тайно вторгается в душу и производит обманчивое услаждение наших помышлений, удовлетворяя испорченным стремлениям плоти. Весьма часто искусительное действие греха прямо прикрывается светлым видом добра, и виновник нашего искушения — сатана — принимает вид ангела светла (2 Кор 11:14). Так свидетельствует Слово Божие. И кто на опыте не испытал действия искусительных помышлений? Как часто распаленному страстью воображению человека представляется все в превратном виде, и он готов извинять и оправдывать самые дурные свои поступки и расположения! Как часто зложелание, злопомнение, негодование и мстительность гнездятся в душе человека под обольстительным призраком праведного воздаяния врагу! А сластолюбие, невоздержание, пьянство и многие другие плотские страсти чем вначале прикрываются в своем безобразии и потом упорно держат человека в своей погибельной власти, как не обманчивой уверенностью человека в их безвредности и сообразности с естественными потребностями телесной природы нашей? И сколько вообще предлогов к извинению себя находим мы в нарушении долга и обязанностей в отношении к Богу, к ближним, к семейству, обществу! Во всех этих измышляемых нами оправдательных помыслах нельзя не видеть искусительного действия врага спасения нашего диавола. В житиях святых содержатся многочисленные примеры подобных обольстительных действий врага, и вместе с тем как верное средство к отражению этих искушений предлагается бдительность над своими помыслами, или духовное бодрствование. Духовное бодрствование есть неусыпная охранение души от вторжения в нее зла. Страж тогда только хорош, когда непрестанно бодрствует, видит и хорошо знает, свой или чужой входит в дом. Так и человек должен блюсти свои помыслы, должен приучиться познавать себя во всех сокровенных движениях души. Кто привык взвешивать каждую мысль, каждое расположение или влечение сердца и поверять их требованиями Закона Божия и своей совести, тот не станет легкомысленно допускать в свою душу дурные помышления и услаждаться ими, но тотчас изгонит их из души своей. Чтобы быть опытным стражем своей души, нужно иметь навык различения добра и зла в самых прикровенных обстоятельствах, и тогда только с успехом можно отразить вторжение врага спасения нашего в храмину души. Примером для нас служат святые подвижники, которым мы должны внимать, как опытным руководителям в борьбе с искушениями. Постоянным духовным бодрствованием они приобретали благодатный навык сердечного ощущения вражьих искушений. Вот какой пример представляется нам в житии преподобного Пахомия Великого, память коего совершается в настоящие дни.

    Однажды дух-искуситель, приняв богоподобный образ, явился преподобному Пахомию и сказал: «Радуйся, Пахомие! Аз есмь Христос и пришел к тебе как к другу моему». Пахомий изумился, но, не увлекшись привидением, стал рассуждать: «Христово пришествие к человеку сопровождается радостью, сердце не чувствует никакого страха, все помышления тотчас исчезают, ум весь вперяется в зрение славы Божией — но сердце мое теперь смущено и исполнено страха. Нет, это не Христос, а сатана». Утвердившись в таком помышлении, Пахомий с дерзновением сказал: «Отыди от меня, дух злобы». Призрак тотчас исчез, возмутил воздух, и келья наполнилась смрадом.

    Вот какая нужна духовная опытность в различении обольстительных действий вражьих. Благо, если мы в чистоте и непорочности совести можем ощущать гибельные приражения порока и в самом начале отражать их от сердца своего! Опасно шутить с огнем — малейшая искра, затаившаяся где-нибудь в доме, служит нередко причиной пожара при невнимательности и беспечности домохозяина. Если мы не будем блюсти своей души, в ней легко усилится гибельное действие порочных впечатлений, разгорится та или другая постыдная страсть, так что уже мы не в силах будем побороть ее. Посему-то премудрый и говорит: больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч 4:23). И святой апостол Иаков говорит: кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прелъщаемъ, таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть (Иак 1:14,15). Отсюда видно, что в самих себе мы носим первую и главную причину наших грехопадений. Как под пеплом незаметно таится искра, могущая легко обратиться в истребительный пламень, так и в сердце нашем, не очищенном от терния и сора чувственности и суеты мирской, зло сокровенно может возрастать и усиливаться к погибели нашей. От сердца, говорит Спаситель, исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы; сия суть сквернящая человека (Мф 15:19,20). Вот на что нужно обращать прежде всего и более всего наше внимание, если мы желаем стяжать победу над врагом спасения диаволом. Должно особенно нам следить за худыми помыслами, от которых, как от семени, неизбежно вырастают и множатся греховные деяния. Это первая и главная победа человека в его жизненной борьбе ради царствия небесного, если он приобретет навык и умение останавливать и побеждать худые помыслы и пожелания. Не думайте, что духовное бодрствование — дело легкое. Духовное бодрствование, или охранение души от вторжения в нее зла, есть великий подвиг, к успешному совершению коего мы должны приготовляться постоянной и неусыпной заботливостью о спасении души. Стоит только немного ослабить внимательность к движениям сер-, дечным, и уже трудно будет потом справиться с наплывом дурных желаний и наклонностей. Стоит только раз поддаться искусительной прелести греха, и человек так запутается в сети греховной, что уже нелегко ему бывает освободиться. Борьба с помыслами должна быть неослабная и непрерывная. Ни одно непохвальное расположение души нашей, как бы оно ни казалось маловажным и извинительным, не должно быть оставляемо без исправления. И если бы мы действительно почаще заглядывали внутрь себя, познавали свои недостатки и немедленно исправляли дурные расположения и наклонности души, то многих бы зол избежали. К сожалению, среди мирской суеты не многие прилагают попечение о духовном бодрствовании, о трезвении ума и о чистоте сердца. Оттого и возрастают в душе нашей страсти с такой силой, что мы становимся жалкими их рабами, неспособными к самоотверженному служению добру.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 740 | Добавил: Православие | Теги: Духовная трапеза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar