Главная » Духовная трапеза » Четвертая неделя Великого поста. Духовная Трапеза

12:04
Четвертая неделя Великого поста. Духовная Трапеза

Четвертая неделя Великого поста
(Мк 9:17-31)

 
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешных спасти, от них же первый есмъ аз. Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое и сия есть самая Честная Кровь Твоя.
Молитва перед причащением
 
По неизреченному человеколюбию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, сошедшего на землю и Своим вочеловечением обожившего естество наше, для всех земнородных в Церкви православной открыт неистощимый источник божественной благодати, сообщаемой чрез таинства, или такие видимые священнодействия церковные, в которых эта невидимая благодать Божия тайным образом действует к духовному возрождению и освящению верующих для жизни вечной.
Таких таинств в православной Церкви семь, и все они равно важны и необходимы для нашего спасения. Но ни в одном из сих таинств не проявляется в таком преизбытке любовь божественная, как в таинстве Святого Причащения. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но иматъ живот вечный (Ин 3:16). Велика эта милость неизреченного снисхождения к нам Сына Божия, безмерна Его любовь также и в том, что Он за нас пострадал и умер: но всего этого как бы недостаточно для любви божественной. Возлюбив Своих сущих в мире, Христос до конца возлюбил их (Ин 13:1), за них Он каждый день Сам Себя приносит в жертву на божественной трапезе во время божественной литургии и предлагает Сам Себя в нетленную пищу верным. Ныне и до скончания века все мы, христиане, в православии пребывающие, можем ежедневно участвовать в спасительных страданиях Христовых и, как живые ветви, питаться от Живоносной Лозы — Христа, током Его благодати приобщаясь пречистого Тела и Крови Его. Питал Господь древле Израиля в пустыне манною, сходившею с неба, поил водою, чудодейственно изводимою из камня. Эта манна и это питие — образы нам быша (1 Кор 10:6). На такое преобразовательное значение манны указывает Сам Спаситель, когда говорит: Аз есмъ хлеб животный. Отцы ваша ядоша манну в пустыни и умро-ша, — сей есть хлеб сходяй с небесе, да аще кто от него яст, не умрет; Аз есмъ хлеб животный, иже сшедый с небесе, аще кто снест от хлеба сего, жив будет вовеки: и хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин 6:48-51). И святой апостол Павел в изведе-нии воды из камня видит знаменование духовного пития, которого сподоблялись древние израильтяне, с верою ожидавшие пришествия Мессии и по силе такой веры спасавшиеся: пияху бо от духовнаго последующаго каме-не; камень же бе Христос (1 Кор 10:4). Так и мы, чада нового Израиля, проходя тяжким и исполненным всяческих лишений путем жизни в пустыне мира сего, во гладе и жажде духовной и в озлоблении от врагов спасения нашего, получаем от всещедрой Десницы Божией в подкрепление и оживление наше небесную пищу и питие чрез приобщение пречистых Тайн Тела и Крови Христовой. Кто не возблагоговеет пред величием сего божественного дара? Кто не восчувствует свое недостоинство, готовясь сретить и принять в дом души своей Христа? Кого не устрашит такое приближение к Богу, Который, как говорит апостол, есть огнь поядаяй (Ев 12:29) и пред Которым немощное естество наше есть не более, как сено, или тростие, ни одной минуты не могущее устоять, коснувшись огня? Но да не смущается сердце наше и не устрашается. Недостойны мы приблизиться к Господу, принять участие в блаженной Его вечери, но Он сам ободрительным гласом Своей божественной любви зовет нас: приидите ко Мне, приидите и ядите Тело Мое, пийте Кровь Мою, — приступите и просветитесь и лица ваши не постыдятся. Только надлежит нам, приступать к трапезе Господней с надлежащим приготовлением, с полным разумением силы и величия благодати, даруемой в Причащении. Посему, да искушает себе человек и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет (1 Кор 11:28). Когда Моисей сподобился Богоявления на горе Хорив в купине горящей, но не сгораемой, и хотел подойти к ней, то услышал глас Божий: Моисее, Моисее! Не приближайся семо; изуй сапоги от ног твоих: место бо, на нем же ты стоиши, земля свята есть (Исх 3:4,5). И ты, христианин, приступающий к божественному алтарю, на котором в святых Тайнах сам Бог пребывает телесно, не приступай к месту святому сему легкомысленно и поспешно, остановись, одумайся, приготовься, отряси греховный прах от души твоей сердечным сокрушением, омой ее слезами покаяния, развяжи опутывающий стопы твои узел греховный чистосердечным исповедованием пред духовным отцом твоим. Тогда приступай к святым Тайнам с дерзновением, страхом Божиим и верою, что милосердый Господь покроет Своей благодатью твое недостоинство, очистит грехи твои и уврачует греховные язвы души твоей. С таким расположением приступая к Святому Причащению, каждый из нас невольно ощутит великую и непостижимую силу сего Таинства, в обновлении духовном, в мире совести и в светлой блаженной радости от преискреннего общения со Христом.

Приготовление к достойному принятию святых Христовых Тайн называется говением. Обыкновенно каждый православный христианин, желающий в течение Великого поста исполнить долг исповедания и приобщения святых Христовых Тайн, избирает для сего одну неделю и старается провести ее с большею строгостью относительно употребления пищи и с большею внимательностью к неопустительному посещению храма Божия. Собственно, весь Великий пост для христианина должен служить приготовлением к причащению святых Христовых Тайн и к радостной встрече светлого праздника Воскресения Христова. Потому все дни Великого поста надлежит проводить православным христианам одинаково строго и благоговейно. Но что делать с нашей немощью? Мы не можем на весь пост отрешиться от своих житейских забот, оставлять свои занятия и неопустительно являться ко всем службам церковным. Ради немощи человеческой и вообще вследствие изменившихся условий жизни христианских обществ, сравнительно с тем, как было в древние времена, святая Церковь допускает до принятия Святых Тайн мирян, связанных мирскими делами, если они, не нарушив Великого поста в главных требованиях устава церковного, в течение хотя одной избранной недели постараются в прохождении своего покаянного подвига приблизиться к светлому образу святых подвижников благочестия, наших первых наставников и руководителей ко спасению. В чем же мы можем и должны им подражать в своем великопостном подвиге говения? Святые отцы, подвижники благовестия, всегда, особенно постом, усердно молились, строго постились и безмолвствовали. Так и мы, особенно во время своего говения, должны прилежать к молитве, неопустительно посещать храм во все службы церковные, не опаздывать к ним, не уходить раньше, точно и истово совершать все обряды молитвенные: знаменование себя крестным знамением, земные поклоны и коленопреклонения когда этого требует чин церковной службы. Далее, мы можем и должны подражать подвижникам благочестия во время своего говения строгим воздержанием в пище и питии. Конечно, святые отцы, по высшей мере своих духовных дарований и сил, могли достигать в этом отношении высшей степени постничества. Одни из них, например, каждый день постились до вечера, иные оставались несколько дней без пищи, другие в течение всего поста только раз в неделю вкушали пищу, довольствуясь при том сухоядением. Такой пост не многие из нынешних христиан могут выдержать, но всем нам надлежит во время говения строго держаться правил церковных относительно употребления пищи, т.е. принимать постную пищу по окончании служб, с умеренностью, не изысканную, не усладительную для вкуса и не могущую утучнять тело. Святые подвижники, чтобы соблюсти себя чистыми от искушений греховных и таким образом приготовить себя к благодатному общению с Христом, старались все время Великого поста проводить в отрешении от всего житейского, в глубоком безмолвии и для сего удалялись из общежитий в отдаленные пустыни, и там, не видя лица человеческого, пребывали в молитвенной беседе с Богом и в наблюдении за своими душевными помыслами. Нам, обязанным жить в миру, можно последовать примеру пустынножителей в том отношении, если мы, во время поста, и особенно во время говения, будем удаляться от всяких развлечений, от праздных разговоров, оставим излишнюю житейскую многопопечительность, будем стараться сохранять свой дух в спокойном состоянии, не волноваться, не раздражаться, проводя время в стенах своего дома и умиротворяя себя усердною домашнею молитвою, душеполезным чтением и благочестивыми размышлениями. Таким образом мы устроим около себя как бы пустыню, где ни наше око, ни наш слух, ни другие чувства наши не будут развлекаемы суетой и греховными соблазнами, и мы будем иметь возможность углубляться в себя, внимать своим помыслам и сердечным движениям.

Но вот что особенно важно в деле приготовления к принятию Святых Христовых Тайн. Мы должны приступать к алтарю Господню для принятия святых Тайн с примиренным сердцем. К этому особенно старается расположить нас святая Церковь, вводя нас во дни святой Четыредесятницы. Последний пред Великим постом воскресный день называется прощеным воскресеньем, потому что в этот день, по древнему заветному обычаю Церкви православной, все христиане просят друг у друга прощения, чтобы чрез сие предочистить душу свою от всякой злобы и соделать ее достойной к принятию Таинств покаяния и приобщения. К сожалению, истинно христианский, святоотеческий обычай всепрощения во дни приготовления к принятию Святых Тайн более и более оставляется нынешними христианами, по лукавым обычаям века сего. Но мы не будем несмысленными подражателями сих обычаев. Будем держаться святоотеческого обычая. Готовясь к исповеди и Святому Причащению пойдем к тем нашим ближним, с которыми мы имели неприятность или ссору, попросим у них прощения и сами простим им все, что имели против них, простим заочно и тем, кто отдалился от нас. Да будет это прощение искренним, чтобы нам пред лицом всевидящего Бога неосужденно произносить слова молитвы Господней: и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. И в Евангелии на сей день мы слышим слова Спасителя: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф 6:14,15). От не примирившегося с ближним христианина Бог не примет молитвы, как сказано об этом в Евангелии: аще принесеши дар твой ко алтарю и ту помянеши, яко брат твой имат нечто на тя, остави ту дар твой и шед прежде смирися с братом твоим и тогда пришед принеси дар твой (Мф 5:23,24).

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 627 | Добавил: Православие | Теги: Четвертая неделя Великого поста, Духовная трапеза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar