Главная » Духовная трапеза » Духовная Трапеза. День Архистратига Божия Михаила

10:00
Духовная Трапеза. День Архистратига Божия Михаила

День Архистратига Божия Михаила и прочих сил бесплотных
8/21 ноября

 
Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойный, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющая: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.
Тропарь

 
Бытие ангелов — Служение их людям — Чины ангельские
 
Святая вера христианская учит нас признавать бытие невидимого ангельского мира. В символе веры мы исповедуем Бога Творцем неба и земли, видимым всем и невидимым. Под словом невидимым разумеются духи бесплотные, бестелесные — существа разумные, свободные и совершеннейшие человека.
Бытие таких высших, невидимых существ должно быть признаваемо уже на основании неразрывной постепенности, замечаемой во всем видимом мире, от тварей менее совершенных до совершеннейшего творения — человека. Человек стоит на границе двух миров, телесного и духовного. Телесным своим существом он примыкает к миру вещественному, а душой к миру высшему, духовному. Если в земном мире есть постепенность, не может быть, чтобы и в мире духовном не было бы такой постепенности, по которой бы существа разумные приближались к Богу. Без этой постепенности великая бы бездна отделяла нас от Бога, и потому разумна и основательна вера наша в бытие ангелов, наполняющих эту бездну и служащих посредниками к нашему общению с Верховным Существом. И божественное откровение, утверждая в нас эту веру, ясно и точно излагает нам учение об ангелах, об их бытии, служении и наших отношениях к ним, показывая тем важность веры в высший духовный мир как для нашего богопознания и богопочтения, так и для нашей нравственной деятельности.

Составляя обширное царство в небесном мире, святые ангелы прежде всего и более всего служат Богу, славословят Его и всегда готовы исполнять беспрекословно волю божественную. Они, по словам тайнозрителя, покоя не имутп день и ночь, глаголющее: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе и сый и грядый (Откр 4:8). Псалмопевец говорит, что ангелы, крепкие силой, исполняют во всем волю Божию, повинуясь гласу Слова Его (Пс 102:20). Не должно ли это ангельское служение и нас, сродных им по душе, возводить к столь же неизменной любви к Творцу и благоговейной преданности Его воле? Не обязаны ли и мы своим умом и сердцем всецело присоединяться к сонму блаженных духов для совокупного с ними славословия Господа? Как унизительно для духовно-нравственных существ, малым чем умаленных от ангелов, быть погруженными в чувственность и не возноситься к горнему миру, где только дух человеческий и может найти для себя упокоение и радость! Ангелы приближением своим к Богу и созерцанием Его божественного величия так утвердились в добре и истине, что сделались совершенно неудобопреклонными ко злу. Исполненные пламенной любви к Господу, они вполне покорны Его божественной воле и потому именуются они в Священном Писании святыми (Лк 9:26), избранными (1 Тим 5:21), ангелами света (2 Кор 11:14), гражданами небесного Иерусалима (Ев 12:22,23). Всем этим свойствам небожителей могут и должны подражать земнородные, если желают спасения. Все люди должны славословить и благодарить Господа за Его бесконечные дары, ниспосылаемые Им всем созданиям от престола величия Своего. Все должны так же беспрекословно исполнять волю Отца Небесного, как и неуклонно исполняют на небеси ангелы Божий (Мф 6:10). Чистое, равноангельское житие многих святых подвижников должно быть целью всякого человека, потому что никто нечистый душой не может войти в общение с небожителями, приступить к Сионской горе, ко граду Бога Живаго, небесному Иерусалиму и тьмам ангелов (Ев 12:22,23).

Служение ангелов не ограничивается только небом. По воле Божией они принимают ближайшее участие в деле спасения земнородных, посылаемые Богом в служение за хотящих наследовать спасение (Ев 1:14), радуются об обращении грешника от заблуждения пути его (Лк 15:6), охраняют человека от внешних опасностей (Пс 90:12). Промыслительное действие благости Божией в служении добрых и благодеющих нам ангелов преимущественно открывается в их могущественной помощи нам при нашей борьбе со злыми духами. Поэтому святые ангелы в Писании называются воинством небесным (Лк 2:13), и их предводителем и Архистратигом силы небесной именуется Архангел Михаил. Сатана, бывший самым светоносным из всех бесплотных сил, впал в самолюбие, гордость и злобу, ни-спаде архангельская власти и увлек за собою многих других духов. Тогда Архангел Михаил, как верный служитель Божий, собрав ангельские лики, не увлекшиеся примером сатанинского возношения, рек: «Вонмем и станем добре пред Сотворившим ны». И произошла на небе война. Михаил и ангелы его воевали против дракона, и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную (Откр 12:7-9). С того времени и началась война, продолжающаяся и доныне в мире земном и поднебесном. Диавол ходит в мире, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Пет 5:8), — святые ангелы противоборствуют ему, охраняют города, селения, стихии природы от враждебных действий диавола. Как отрадно для человека иметь уверенность, что у него есть невидимые защитники, святые ангелы, крепостию и силою больше его суще (2 Пет 2:11)!

В отеческих сказаниях говорится, что один инок, Моисей, впал в такое ослабление от искушения вражия, что решился оставить келью, несмотря на увещания старца Исидора. Этот старец, чтобы ободрить унывавшего инока, взял его с собою, возвел на крышу и говорит ему: «Смотри на запад». Моисей взглянул и увидел там бесчисленное множество демонов: они были в смятении и с шумом стремились на брань. Старец опять говорит ему: «Посмотри на восток». Моисей взглянул и увидел бесчисленное множество святых ангелов, облеченных славою. Затем сказал ему старец: «Вот те, которых посылает Господь на помощь святым, а те, которые на западе, воздвигают брань против нас. Но помощников наших гораздо более». Тогда авва Моисей ободрился и возвратился в свою келью (Достоп. сказ, о подв. св. отцов, стр. 156, §1).

Из этого святоотеческого примера видно, что христианин, воин Христов, который ведет брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф 6:12), не остается одиноким и беспомощным, потому не должен унывать и ослабевать. Особенно надлежит всегда помнить, что у каждого верующего христианина есть свой ангел-хранитель (Мф 18:10), который пребывает с христианином от самого крещения и до смерти. Это неотступное пребывание ангела-хранителя спасает человека благочестивого и боящегося Бога среди самых жестоких обуреваний зла. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их (Пс 33:8), говорит слово Божие. Своей мощной силой он отражает нападения вражьи, умеряет силу бедствий и под кровом крыл своих соблюдает человека невредимым посреди огненного искушения. Охранительное служение ангелов преимущественно направлено к ограждению нас от греховного падения. Грех зарождается в душе человека незаметно, таясь в ней, подобно искре под пеплом. Диавол старается раздуть эту искру, усилить в душе пламя греховное, утвердить дурное намерение и достигает своей цели, так что человек уже простирает свою руку, чтобы совершить неправду и преступление. Но вот внутри его происходит внезапная перемена, совесть пробуждается, мерзким кажется ему задуманное дело и он отвращается от него. Это действие ангела-хранителя, соблюдающего душу человека от грехопадений. Как часто подобное быстрое обращение на путь добродетели совершается с самыми закоренелыми грешниками! Вспомните пример обращения праведной Марии Египетской, праведной Евдокии, праведной Пелагеи и др. Среди самого сильного разгара греховных страстей вдруг слышит грешник внутри себя необычайный призыв к покаянию, темная глубина порочной души его внезапно озаряется светом, дающим возможность грешнику видеть свое нравственное безобразие, и он ощущает особенную решимость и силу к борьбе с грехом. Все это очевидно совершается по благоволению Божию, при невидимой помощи святых поборников добра, ангелов-хранителей. Особенно благопотребна бывает эта помощь для человека в последние минуты разлучения его с жизнью. В страшный час смертный, когда все друзья и сродники оставляют человека, заступником и утешителем является тогда один наш ангел-хранитель. По учению православной Церкви светло предстоит он тогда, яко красен добротою, сладкий, веселый и солнцеобразный, с радостным воззрением вселяя надежду спасения, отъемля страх. Он простирает над умирающим свои светлыя и пресвященныя крыла, защищая душу от горьких врагов, ищущих ее исторгнути и восхитити. Под той могущественной защитой небоязненно проходит душа человеческая чрез мытарства лютаго миродержца, употребляющего последние усилия погубить грешную душу (Канон ангелу-хранителю).

В лице святых ангелов мы имеем могущественных защитников и охранителей наших, и верных друзей наших в течение всей нашей многомятежной жизни. Но как мы можем знать ангелов, когда они для нас невидимы, и как можем чтить их служение, когда его большей частью не ощущаем? Правда, облеченные плотью, мы ныне только отчасти можем познавать явления духовного мира, гадательно, созерцать этот мир как будто чрез тусклое стекло (1 Кор 13:12). Тем не менее, по милости Божией, чрез божественное откровение мы знаем об ангелах столько, сколько это благопотребно нам для того, чтобы достойно чтить их, приближаться к ним молитвою и чистотою жизни и подражать им в исполнении воли Божией, единой и для всех обязательной, яко на небеси и на земли. Что же божественное откровение сообщает нам о строе жизни и служении обитателей небесного мира?

Из откровения божественного мы знаем, что святые ангелы в небесном мире составляют обширное царство, сохраняющее свое устройство в том первобытном и неповрежденном виде, в каком оно вышло из рук премудрого Творца. Все там живет и движется в строгом порядке и подчинении верховной воле. Ничего нет случайного, произвольного и беспорядочного, как это бывает в нашем земном мире, подвергшемся расстройству после грехопадения прародителей. Подобно тому как бесчисленные звезды неизменно пребывают на небесах в определенном месте или совершают свое течение от начала века правильно, не нарушая единства мироздания, сонмы святых ангелов живут и действуют в определенном им круге и не выступают из своего чина, несмотря на то, что различаются между собой по крепости своих духовных сил и по степени близости к Богу. Святой Дионисий Ареопагит (память 3/16 октября), ученик святого апостола Павла, на основании Священного Писания говорит в своей книге «Небесная иерархия», что святые ангелы разделяются на три лика, а каждый лик на три чина. К первому, высшему лику, принадлежат серафимы, херувимы и престолы, ко второму — господства, силы и власти, к третьему — начала, архангелы и ангелы. Сии названия девяти чинов ангельских присвоены им потому, что выражают свойство их служения Богу и людям. Кроме того, слово Божие называет семь высших в небесной иерархии духов, иже пред престолом Божиим суть (Откр 1:4). Святой Димитрий Ростовский в таком порядке исчисляет сих высших духов: 1) Михаил Архистратиг, первый служитель божественной славы, страж и защитник Божией чести; 2) Гавриил, изъявитель сокровенных божественных тайн; 3) Рафаил — служитель божественных врачеваний; 4) Уриил — держащий свет и огонь, освещающий нас познанием Бога и возжигающий сердца человеческие любовью божественной; 5) Салафиил, служитель божественных молений, к молитве нас возбуждающий; 6) Иегудиил, служитель божественных хвалений и исповеданий; 7) Варахиил, служитель Божиих благословений и дарований. Нам, земнородным, знать степени ангельского служения благопотребно в том отношении, чтобы строем и порядком мира небесного утверждаться нам в добром порядке земного жития. Если ангелы покорно и мирно, каждый в своем чину, совершают свое служение Богу, если они не имеют покоя ни днем, ни ночью, чтобы только споспешествовать славе имени Божия и преспеянию в мире добра, не должны ли и мы так же смиренно, терпеливо и всеусильно стараться благоугождать Богу исполнением наших обязанностей по роду нашего звания и состояния, от Бога нам определенного? Нет равенства между ангелами, несравненно превосходящими нас крепостью сил своих духовных дарований (2 Пет 2:11), — не безумно ли нам, немощным и удобопреклонным к беззакониям, искать равенства здесь, на земле, жаловаться и роптать на Бога в недовольстве своим состоянием? Не должны ли мы, подобно ангелам, предстоять духом пред лицом Божиим в совершенном послушании Его велениям, со страхом и трепетом ожидать милости и помощи свыше, а не прогневлять Бога своим недовольством? Откровение божественное сообщает нам, что в мире ангельском произошло печальное разделение: некоторые духи не захотели покоряться Богу, отпали от Него и за то низвержены были с неба, а добрые и послушные ангелы приближением своим к Богу и созерцанием Его Слова так утвердились в истине и добре, что сделались уже непреклонны к злу. Злые же, за непослушание и гордость отчужденные от Бога, дошли до крайнего упорства, сделались нераскаянными и непримиримыми врагами Богу и людям. Это всем нам должно непрестанно помнить для поддержания духовного бодрствования в борьбе с греховными искушениями, происходящими от наваждения диавольского.


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 695 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar