Главная » Духовная трапеза » День Благовещения Пресвятой Богородицы. Духовная Трапеза

12:02
День Благовещения Пресвятой Богородицы. Духовная Трапеза

День Благовещения Пресвятой Богородицы

25 марта/7 апреля
 
Днесь спасения нашего главизна (начало), и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ними Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Тропарь праздника
 
День Благовещения Пресвятой Деве архангела Гавриила служит в истории христианства началом событий, при которых от века предопределенное спасение падшего человека приводится в исполнение. Днесь спасения нашего главизна, воспевает ныне Св. Церковь, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает.
Стоя в отдалении веков при созерцании события, совершившегося в бедном Галилейском городе Назарете, и следя за победоносным шествием христианства в мире, кто из нас не воскликнет вместе с апостолом: О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Како не испытаны су-дове Его и неизследимы путие Его! (Рим 11:33). Какой необыкновенный путь избран благостью Промыслителя к обновлению мира! Как изумительно из столь малого, по-видимому, и незаметного в глазах мира события Назаретского возросло столь величественное древо христианства, покрывшее сенью весь мир! Не в ветре бурном, не в землетрясении, не в огне (3 Цар 19:11,12) было сошествие на землю Сына Божия, но в тихих глаголах архангела кроткой Деве возвещено было наитие на нее силы Вышнего. Не из рода сильных земных, но из народа порабощенного, из бедной хижины простого древоделателя избирает Господь Ту, Которая должна была послужить делу спасения восприятием Сына Божия, стать лествицею нашего приближения к Богу и непосредственным звеном союза земли с небом. Се раба Господня: буди мне по глаголу твоему (Лк 1:38), так отвечала небесному Благовестнику Богоизбранная Дева, Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим. Какое великое назначение, и как глубоко смирение Богородицы!

Склонимся, христиане, пред величием Божия о нас смотрения и по примеру Богоматери, со смиренной верою приявшей божественное определение о высоком Ее назначении и слагавшей в сердце Своем все слышанное и виденное (Лк 2:19), размышлением о величайшей тайне воплощения Сына Божия будем питать не столько ум, для которого эта истина совершенно непостижима, сколько сердце свое, соделывая его достойным к возвеличению Господа, и волю свою, уготовляя ее на дела благие, достойные звания христианина. В самом деле, может ли что быть отраднее для верующего христианина, чем сердечная уверенность в том, что с воплощением Сына Бо-лсия каждый из нас получил право чадом Божиим быти (Ин 1:12) и не только чадом, но и чадом возлюбленным (Еф 5;1), причастником звания небеснаго (Ев 3:1), наследником Богу, сонаследником Христу (Рим 8:17)? На такую высоту звания христиане возведены тем, что Иисус Христос соединил в Себе естество Божеское и человеческое. Он есть истинный Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца и благоволил быть истинным человеком, преискренне приобщился естества человеческого (Еф 2:14), чтобы обожить естество наше, вменить нам Свою праведность и соделать нас божественнаго причастниками естества (2 Пет 1:4). Во всей праведности и святости ангелов мы не может иметь участия, потому что они не нашей плоти и крови. Во Христе же Богочеловеке мы имеем не только совершеннейшего Ходатая и Посредника пред Богом, но совершеннейшего человека, так что принятые в общение Его жизни и смерти деятельным подражанием Его совершенствам и приобщением Тела и Крови Его, мы приводимся к богоподобию. В воплощении Сына Божия естество человеческое, как сухая бесплодная ветвь, привитая к животворной Лозе — Христу (Ин 15:1), получает в Нем не только всю свою жизненность, но силу развития и усовершенствования нравственного в меру возраста исполнения Христова (Еф 4:13). До какой степени нравственной высоты и святости способна достигнуть немощная природа человеческая, укрепляемая полнотой божественной жизни и силы Христовой, показывает нам сонм христианских мучеников и подвижников благочестия, изумлявших мир ангелоподобной чистотой жизни, высотой ума, смирением, самоотвержением, бесстрастием и светлой радостью даже пред лицом мучений и смерти. Поистине это были люди не от мира сего, но в непрестанном стремлении к горнему еще в здешней жизни соделавшиеся причастниками божественного естества (2 Пет 1:4).

Христиане! Единородный Сын Божий, воплотившийся нашего ради спасения и преклонивый к нам небеса Своим сошествием на землю, указал чрез сие наше небесное назначение. Но как часто, среди многопопечительной суеты мира сего забывается нами высота звания христианского, и мы, мнящиеся быть верными христианами, познавшие Бога, паче же Познани бывше от Него, паки возвращаемся на немощныя и худыя стихии (Гал 4:9) плоти и страстей, яко же язычницы, неведящие Бога (1 Фес 4:5)! Как мало наша жизнь, в плотоугодии и чувственности проводимая, соответствует высоте нашего призвания! Еще прискорбнее видеть среди христиан, особенно в нынешнее время, таких, которые в суемудрии ума своего, не покоряясь верою тайнам божественного Откровения, сознательно располагают жизнь свою так, как будто выше их чувственного понимания нет ничего, и потому не верят и отвергают самые существенные истины христианской веры. Не странно ли, как подобные люди, почивая под величественным древом христианства и в благоустройстве своей общественной и домашней жизни питаясь плодами его, не хотят поднять умственных очей своих вверх, чтобы видеть, что именно все благотворные плоды и падают с этого древа, корни которого они стараются подрывать! Кому уподобим род сей? — нетрудно это понять. Мы же, христиане, укрепляясь в простоте и искренности веры благоговейным размышлением о величии превосходящей разумение любви Христовой (Еф 3:19), явленной нам в воплощении сына Божия, будем молить Бога, да даст нам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца наши (Еф 3:16,17).

Христиане! Долг звания нашего призывает нас, чтобы мы, прославляя Богоматерь, особенно старались крепко и нерушимо блюсти тот священный союз Ее с нами, какой Бог вочеловечившийся благоволил постановить, восприяв и обожив естество наше. Ибо все верующие во Христа составляют одно великое семейство, все братья по вере и усыновлению Богу Отцу Спасителем нашим, — все, следовательно, имеют по благодати Божией единую общую Матерь — Пресвятую Богородицу.

Какое счастье для христианина быть в сем союзе, иметь такую любвеобильную Матерь и быть под таким могущественным покровительством Царицы небесной!

Понятно, чем выше и благотворнее эта любовь, тем страшнее и гибельнее лишиться ее. Посему необходимо нам непрестанно помышлять о том, если Богоматерь всегда готова явить нам Свою материнскую любовь, мы-то всегда ли оправдываем данное нам по милости Божией право именоваться Ее чадами? Снизойдем в круг наших земных отношений, и здесь нам наглядно представится то, к чему обязывает нас усыновление наше Богу и основанное на сем отношение наше к пречистой Богоматери. Мы увидим, что благоугодно для Нее и чем мы можем возрадовать Ее материнское сердце. Посмотрите на порядок жизни семейной. Что составляет силу и славу семейства, что может радовать всякую мать и что может ее огорчать? Без сомнения, всякая мать семейства радуется, когда видит, что дети ее соединены взаимной любовью и согласием, когда они благоповедением и трудами приумножают общее семейное достояние и среди счастья и довольства, с цветущим здоровьем, достигают возраста совершенного. Так точно и в великом благодатном семействе христиан любовь и согласие, лежащие в основании их взаимных отношений, прежде всего служат предметом радования Богоматери. Да вси едино будут (Ин 17:21) — вот о чем с воплем крепким и со слезами молился Спаситель во днях плоти Своей при последнем прощании с учениками Своими. Не того ли самого желает от христиан Пречистая Богоматерь? Не лучший ли для Нее дар от земнородных, когда единство и общение любви не нарушается между членами великого семейства христианского?

Далее, как семья крепнет и достигает своего благосостояния только тогда, когда все члены семейства действуют совокупными силами, имея в виду общее благо, так и в великом семействе христиан, в союзе веры и любви и в братском общении между собою, все христиане должны стремиться к общему благу и спасению. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал 6:2), — вот апостольское завещание, которое должны свято блюсти все находящиеся в христианском союзе. Своекорыстный или расточительный сын — язва семейства, и беспечный или ленивый также недостойный член семьи.

Так и пред лицом Отца небесного и преблагословенной Богоматери всякий христианин, не исполненный ревности к благочестию, не проникнутый самоотвержением ради общего блага и спасения, нерадящий о дарах благодати Христовой, есть недостойный сын Отца Небесного и не может радовать Богоматерь.

Пречистую Богоматерь может утешать только наше чистое и безукоризненное житие. Радостно для Нее наше искреннее благочестие, наше усердие к молитве, к посещению храмов Божиих и вообще наше нелицемерное послушание властям и уставам церковным. Ей противны всякая вражда, злоба, коварство, столь часто проявляющиеся в наших взаимных отношениях. Она не может благоволить к тем, которые не чтут Сына Ее, не исполняют Его божественных повелений, изложенных в святом Евангелии и в уставах православной Церкви, которой Спаситель вручил руководительство спасения нашего. Те, которые являются непослушными сынами Церкви, не могут достойно именоваться чадами Божиими и снискать материнскую любовь Богоматери. Будем помнить это и усугубим наше старание вести жизнь согласно со званием христианским.

Преукрашенная божественною славою Богоматерь не забывает и нас, земнородных. По силе Своей материнской любви она стоит к нам ближе всех небожителей. И кто из христиан не ощущает в сердце своем этой близости к нам Богоматери и теплоты Ее любви? Если с именем земной матери в душе человека естественно возникает отрадное представление о существе искренно и нежно любящем, тем более для христианского чувства небесная Матерь должна являться самой усердной заступницей и теплейшей ходатаицей пред божественным Ее Сыном. И что может быть сильнее ходатайства Богоматери? Некогда Вирсавия, мать царя Соломона, вошла с прошением в царскую палату; царь встал со своего престола, встретил ее, поклонился ей и приказал поставить для нее особый престол по правую сторону себя. И когда она сказала, что хочет просить его об одном деле, он с сыновним почтением отвечал ей: проси, мать моя, я не откажу тебе (3 Цар 2:20). Подобным образом не говорит ли всегда Преблагословенной Матери божественный Сын Ее, Господь наш Иисус Христос, когда Она ходатайствует за нас? Уповаем, что такое ходатайство Ее самое непреложное и неизменное. Это подтверждает вековая история христианской Церкви, свидетельствующая, что во все времена и во всех местах чудодейственная помощь Богоматери широкою рекою разливалась в роде христианском, и Ее благодатный покров миру, ширший облака, вполне может быть уподоблен древу светлоплодовитому и благосеннолиственному, коим питаются верный и под коим укрываются от жгучих страстей и нападений вра-жиих. Много может моление Богоматернее к благосердию Владыки. Никто, притекающий к ней, не отходит посрамленным. Всем любвеобильная Богоматерь являет благовременную помощь. Она утешает всех скорбящих, подает нечаянную радость унывающим, утоляет наши болезни душевные и телесные, отъемлет греховную скверну от души нашей. Божия Матерь есть верная наставница целомудрия, подательница благодати, утверждение веры, исправление людей. Она есть венец царей благочестивых, честная похвала иереев благоговейных, церкви непоколебимый столп, избранная воевода, приводящая христиан к победе над врагами внешними и внутренними. И можно ли исчислить все бесчисленные благодеяния, явленные Богоматерью роду христианскому! Человеческий ум и язык не в силах изобразить величия и силы Небесной Заступницы нашей. Веру в Ее чудодейственную помощь Святая Церковь выражает тем, что при своем богослужении особенно возбуждает нас к славословию, благодарению и прошению Божией Матери при всех случаях нашей жизни. Все ектений (кроме сугубой), произносимые на службах церковных и руководствующие нас к молитве, всегда оканчиваются обращением к Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычице нашей Богородице, и чрез это указывается нам, что Она есть первая молитвенница за нас пред Богом. При совершении божественной литургии Святая Церковь, возбуждая нас к молитвенному призыванию святых, велит нам изрядно (т.е. особенно) молиться к Пресвятой Деве Богородице.

Но в ряду служб церковных в честь Богоматери особенно умилительно молебное последование акафиста в похвалу Ее. Первоначальным поводом ко введению у греков в чин служб церковных чтения акафиста служило благодарственное воспоминание о троекратном избавлении Царьграда от врагов. Для всех же нас это последование акафиста в похвалу Богоматери, совершаемое среди наших великопостных подвигов, должно служить ободрением к борьбе с грехом, возбуждением к покаянию и сохранению чистоты жизни нашей. Богоматерь есть первая могущественная споспешница нам в покаянии. Пред Ее милосердием нет таких погибельных грешников, которые бы не могли надеяться на прощение. О всех Она готова умолять Сына Своего и Бога нашего, но только тогда, когда узрит наше искреннее желание и твердую решимость исправиться. С гневом и прещением Пречистая Богоматерь отвергнет недостойные моления людей нераскаянных.

Вот какое было однажды явление от чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная радость». Один человек, собираясь идти на грешное дело, молился по обычаю пред иконою Божией Матери, и вот он видит, что изображение на иконе движется и Пресвятая Богородица представляется ему живой со Своим Сыном. У Богомладенца открываются язвы на руках, ногах, на боку и из язв потоками струится кровь, точно на кресте. Увидев сие, грешник воскликнул: «О, Госпоже! Кто это сделал?» Богоматерь отвечала: «Ты и прочие грешники; вы снова распинаете Сына Моего вашими грехами. Вы называете Меня Материю милосердия, а сами огорчеваете Меня своими грехами».

Да устрашимся такого гнева и прещения Богоматери. Будем возносить пред лицом Ее жертву хваления не устами только, но и своим чистым и непорочным житием в послушании веры Христовой, чтобы нашей небесной Ходатаице не укорно было предстоять за нас пред престолом Сына Ее.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 626 | Добавил: Православие | Теги: Духовная трапеза, День Благовещения Пресвятой Богород | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar