Главная » Духовная трапеза » День Покрова Пресвятой Богородицы. Духовная Трапеза.

10:00
День Покрова Пресвятой Богородицы. Духовная Трапеза.

День Покрова Пресвятой Богородицы

1/14 октября
 
Днесь, благоверный людие, светло празднуем, осеняемы Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Тропарь праздника
 
История праздника — Покров Богоматери над нашим отечеством — Благотворность упования христианского
 
Из всех наименований человеческих самое отрадное для сердца человеческого есть имя родной матери, которая нас родила, вскормила, сопутствовала своими горячими заботами нашему детству, не оставляла в юности и в летах зрелых, остается более всех готовой сочувствовать нам, радеть и помогать. Если всякому живому существу тепло и отрадно быть под крылом земной матери, то сколь отраднее для души нашей быть под покровом и заступлением Богоматери, нашей небесной и всесильной Заступницы и Помощницы! Земная мать, сколько бы ни любила своих детей, не может им дать всего нужного, не в силах защитить от многих неотвратимых бедствий и даже нередко может ошибаться в том, что для них нужно и полезно, может не вовремя расточать им свои ласки или неправильно употреблять меры строгости.
Богоматерь же, осиянная божественным светом и предстоящая престолу Сына Своего, лучше всякой родной матери знает все наши нужды и в Своем попечении о людях является неистощимым источником силы и благодати Божией, обильно источая сокровища любви своей и прямо от Себя, и чрез чудотворные Свои иконы, которые, как бесчисленные звезды во мраке ночи, во всем мире повсюду сияют грешному роду человеческому отрадным светом божественного благоволения. И нетрудно понять, почему чудодейственная сила Божией благодати более всего проявлялась в роде христианском чрез посредство Богоматери. Она ближе всех к Первоисточнику всемогущей силы — Господу Иисусу Христу, скорее всего может принести к Нему Свои ходатайственные моления и получить исполнение Своих молитв за обращающихся к Ней верных христиан. Много может моление Богоматернее к благосердию Владыки. Любя Своего Сына беспредельной и неизреченной любовью, Богоматерь несказанно любит и достояние Его — верных христиан. Дорога Ей слава божественного Сына, дорого потому Ей и благосостояние святой православной Церкви, основанной и искупленной бесценной кровью Христовой. Возлюбил Спаситель Своя, сущия в мире, до конца возлюбил их (Ин 13:1), предав Себя за них на смерть. Никого из труждающихся и обремененных, немощных и грешных не отталкивал от Себя любвеобильный Спаситель, но всем, особенно страждущим и больным душевно, Он, как небесный Врач, подавал скорую помощь. Преисполненная такой же любовью к роду христианскому, Богоматерь всюду и во все времена являлась и не престает доныне быть неизменной представительницей пред Сыном Своим и Богом нашим за людей согрешивших и озлобленных. Особенно приснопамятными остаются для рода христианского знамения чудодейственной помощи Божией Матери, явленные народам и царствам христианским в дни общественных их бедствий. Так, в православной Греции и в нашем отечестве силою веры и всенародной усердной молитвы пред ликом Богоматери особенно привлекалась Ее небесная помощь во время вражьих нашествий сарацин, персов, турок и татар. В сии бедственные времена как на православном Востоке, так и у нас много прославилось чудотворных икон Божией Матери, через которые явлена была дивная помощь угнетенным и бедствующим христианам! И ныне во славу и благодарение Богоматери совершаемый праздник Покрова Пресвятой Богородицы служит одним из таких памятников Богоматерней любви к роду христианскому. Дивное и глубокознаменательное видение открыто было в царствование греческого императора Льва Философа в начале X века по Рождестве Христовом. В то время Греческая империя и православная восточная Церковь были в самом бедственном состоянии. Многие области уже находились в руках неистовых врагов веры Христовой — магометан, но эти хищники не переставали вторгаться в пределы Греческой империи и не раз уже угрожали самой столице — Константинополю. Уныние было всеобщее, и вот в одно из сих грозных нашествий сарацин в Константинопольском Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, при всенощном бдении 1 октября в присутствии царя, царицы, всего синклита царского и множества народа блаженный Андрей Юродивый увидел свод храма отверстым и на воздухе окруженную пророками, апостолами и ангелами Божию Матерь, молящуюся за христиан и покрывающую их Своим омофором. Сподобившийся этого видения святой Андрей спросил ученика своего, Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, святой отче, и ужасаюсь». Услышав о сем чудном видении, жители Царьграда ободрились, укрепившись упованием, что Бог, ходатайством Заступницы небесной, отвратит от них грозное нашествие врагов. И действительно, с помощью Божией враги были побеждены и прогнаны. Не только теперь, но и в последующие, более бедственные времена, когда мусульмане вконец разорили православное Греческое царство, вера христиан в необоримое заступление и покров Богоматери служила спасительным щитом, под ограждением коего они ощущали в себе преизбыточествующую силу Божию. В подобном положении находились и предки наши во время векового татарского ига. В сии бедственные времена непостыдная надежда на покров и защиту Богоматери служила для православных россиян самым верным ограждением от уныния и отчаяния, окрыляла их молитвенный дух, и помощь свыше являлась благовременно. Так было, например, во время татарского нашествия под предводительством Тамерлана. В конце XIV столетия по Рождеству Христову в глубине Азии этот отважный предводитель шайки разбойников успел многочисленные татарские племена соединить под своим управлением в одно громадное полчище, чтобы с этим полчищем покорить все царства. Действительно, пред напором диких выходцев азиатских степей ни одно из бывших тогда государств не М01ЛО устоять. Подобно саранче, татары, предводительствуемые свирепым Тамерланом, сокрушали все, попадавшее им на пути. Тысячи цветущих городов Азии обращены были ими в пепел, и многолюдные государства сделались пустынями. Тамерлан, названный современниками бичом Божиим, подвигался все более и более к Европе и прежде всего обратил свой хищнический взор на отечество наше. В 1395 году он вступил в пределы России с целью покорить Московское государство. Все пришли в ужас, услышав о нашествии беспощадного и несокрушимого врага, уже достигшего берегов Дона и ознаменовавшего свой путь кровью и опустошением русских городов и селений. Великий князь Московский Василий Дмитриевич выступил со своим многочисленным войском навстречу врагу и остановился на берегу Оки близ Коломны. Но не на свою силу уповал благочестивый князь, а единственно ожидал спасения от Господа, пребывая с войском своим в непрестанной молитве. Благочестивый князь всем заповедал молиться об отвращении нашествия вражия. Во всем Московском государстве, особенно в первопрестольном граде Москве, народ с утра до вечера пребывал в храмах, совершая молебствия о князе и его воинстве. Наступивший пост пред праздником Успения Божией Матери был посвящен самому строгому воздержанию, самым усердным молитвам и покаянию для умилостивления гнева Божия. Среди наступавшего бедствия предки наши не могли забыть древних милостей Божиих, которые многочастно являемы были отечеству нашему заступлением Богоматери, защитницы рода христианского. В то время в пределах Московского государства, в городе Владимире, была чудотворная икона Божией Матери, писанная, по преданию, евангелистом Лукою и прославленная многими чудодейственными знамениями. По воле великого князя и митрополита Московского Киприана для ограждения от угрожающего бедствия и утешения скорбящих граждан столичного града эта чудотворная икона была принесена из Владимира в Москву. Пред стенами города, где ныне стоит Сретенский монастырь, на месте, в то время называемом Кучковым полем, чудотворная икона была встречена духовенством и всеми гражданами. Все молились со слезами и падали на колени, не переставая взывать: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую». И не вотще была эта прилежная всенародная молитва граждан московских. В тот же самый день, когда совершалась эта умилительная встреча в Москве чудотворной иконы Владимирской, Тамерлан, без всякой видимой причины, при достижении уже цели своего отдаленного похода и к немалому изумлению своих полководцев и войска, надеявшихся на большую добычу от грабежа столицы, приказал своим полчищам немедленно отступать. Летописец объясняет, что непобедимый завоеватель был побужден к столь поспешному отступлению грозным видением ему Божией Матери в виде жены, окруженной толпами молниеносных воинов, преградивших Тамерлану путь. Современные историки приводят другие причины отступления Тамерлана от Москвы. Но какие бы ни были причины бегства Тамерлана из России, благочестивые предки наши признавали в этом событии непосредственное действие державного Промысла Божия, молитвой и заступлением Богоматери проявившего свою спасительную силу к ограждению веры православной в отечестве нашем. Так всегда смотрели на это событие и последующие потомки русских, свято хранившие благодарную память о чудесном избавлении своего отечества, ныне, по истечении почти пяти столетий, это древле бывшее явление милости Божией столь же живо сохраняется в воспоминании нашем, ежегодно оживляемом церковным торжеством крестного хода (26 августа/8 сентября).

Дивное знамение милости Божией явлено было также от Смоленской иконы Божией Матери при нашествии татар в 1237 году. Когда татарские полчища, предводительствуемые Батыем, приступили к Смоленску, жители города, не видя ниоткуда помощи человеческой, обратились с горячей молитвой к Заступнице небесной, и Она явилась необоримой Воеводою к отражению врагов. Ночью в кафедральном соборе, где стояла Ее чудотворная икона, пономарю церковному было от Нее повеление объявить жителю города Меркурию, чтобы он в воинском вооружении явился в собор. Меркурий пришел в храм, стал пред иконой и услышал голос: «Угодник Мой Меркурий, посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский втайне хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своею ратью и с исполином силы своей, чтобы опустошить город, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведущих о нападении ратных, и силою Христа Бога победишь исполина; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Вместе с победою ожидает тебя венец мучения, который прими от Христа». Со слезами поклонился Меркурий до земли святой иконе Богоматери и вышел из храма и города. Призывая на помощь Божию Матерь, Меркурий проник в средину врагов и убил ратного исполина. Мужественно ожидал Меркурий нашествия врагов и отразил их силу, пособствуемый свыше молниеносными мужами в присутствии светлой Жены, от лика Которой ужас объял врагов. После Меркурий был поражен в голову и таким образом кровью запечатлел свой подвиг.

Много послужило торжеству веры православной в нашем отечестве явление чудотворной иконы Божией Матери в Казани в 1575 г. при царе Иване Васильевиче Грозном. Этот город незадолго перед этим был столицей татарского царства. При Грозном стали селиться в нем русские, но главное население состояло еще из татар, ослепленных ложным учением Магомета. И вот в подкрепление веры малочисленного общества христиан, живших среди магометан, совершается событие, долженствовавшее явно пред всеми свидетельствовать превосходство христианской веры. Как небесный вестник Божиего благословения на недавно покоренную страну и как предвестие будущего водворения здесь Церкви Христовой, является чудотворная икона Богоматери, от которой начинают исходить знамения чудесной помощи страдавшим неисцельными недугами. Какая радость и торжество для православных, столь благовременно получивших небесную помощь! Явление чудотворной иконы Божией Матери в городе Казани совершилось следующим образом.

Богоматерь явилась девятилетней девице Матроне и повелела объявить светским и духовным властям города, чтобы взяли Ее икону из земли на указанном месте. Девица о первом видении из страха никому не объявила. Когда видение повторилось, она сказала матери, но мать не внимала словам ее — только после третьего грозного явления Богородицы и приказания исполнить Ее волю, девица Матрона со своей матерью возвестили архиепископу и воеводам о сокрытии в земле неоцененного сокровища. На показанном месте стали рыть, но ничего не находили. Только когда сама Матрона начала копать, открылась в земле Богородичная икона, не только не повредившаяся от сырости, но сохранившаяся так, как бы она только что была начертана живописцем. Узнав о дивном обретении святой иконы, жители города собрались во множестве, и архиепископ с крестным ходом препроводил обретенную икону в ближайший храм, где начались явные чудотворения. В 1595 году царь Феодор Иоаннович повелел на месте обретения иконы построить женский монастырь. В этом монастыре приняли иноческое пострижение Матрона, удостоившаяся явления Богоматери, и матерь ее, также послужившая обретению иконы. С тех пор от сей иконы не перестает истекать благодать, и вместе с тем почитание сей чудотворной иконы со стороны благодарных россиян не ослабевает.

Вспоминая милости Богоматери, от древних лет являемые отечеству нашему, к чему мы обязываемся? Если Богоматерь так милосердна к нам, грешным, так любит православный род христианский, то, очевидно, и нам надлежит особенно заботиться о том, чтоб этой любви Богоматерней соответствовать своей благодарной любовью. Более всего нам должно крепко блюсти чистоту нашей веры и жизни, чтобы заслужить благоволение Богоматери, Которая не может взирать Своим чистейшим взором ни на что нечистое и мрачное, гнездящееся в душе человека, доколе человек не сознает этой нечистоты своей и не постарается омыть ее слезами покаяния. Вникая в события отечественной истории, мы убеждаемся, что вера, молитва и святость жизни угодников Божиих, живших в земле Русской, в особенности привлекали благоволительный взор Богоматери на предков наших и приближали дивную Ее помощь в дни тяжких бедствий. Преподобные Антоний и Феодосии Печерские, преподобный Сергий Радонежский, святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, Фотий и Киприан и многие другие своими святыми молитвами воздвигали на ходатайство Богоматерь и низводили Ее помощь отечеству нашему во время благопотребное. Но слышите, что говорит Сам Господь чрез пророка об Израильском народе? Аще предстанут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа Моя к людям сим (Иер 15:1). И действительно, народ Израильский, несмотря на то, что имел великих ходатаев пред Богом в лице своих праотцев и пророков, был предан в руки врагов, отвергнут Богом и рассеян по земле, потому что этот народ, изменявший Богу отцов своих, впадавший в идолопоклонство и нечестие, многократно избивавший пророков, посылаемых Богом и, наконец, распявший истинного Мессию, Христа Спасителя, был совершенно недостоин любви Божией. Значит, ходатайственные молитвы святых, друзей Божиих, не всегда могут быть действительными к отвращению гнева Божия от людей, если их грехи превышают долготерпение Божие. Значит, если Господь и пречистая Богоматерь внимали молитвенному ходатайству святых угодников Божиих, предстательствовавших о земле Русской, это значит, что наши предки своей верой и благочестием заслуживали небесную помощь. И действительно, святой залог веры православной в нашем отечестве сохранился целым и неприкосновенным, несмотря на многократно бывшие искушения изменить богоданной вере, например, во время нашествия татар и литвы. Предки наши в эти бедственные времена не только не впали в измену своей вере и благочестивым обычаям, но еще более укреплялись в благочестии. Не были, конечно, они свободны от грехов, но всегда с покаянием и смиренной молитвою повергались пред Богом, Пречистой Богоматерью и святыми угодниками. Никогда не забывали они милости Божий, но увековечивали память о них сооружением святых храмов, которые и доныне красуются в древних городах отечества нашего. В устроении храмов Божиих и в учреждении праздников в память о древних милостях, явленных Богом, пречистой Его Матерью и святыми роду христианскому, Церковь православная имеет целью возбуждать и поддерживать в нас христианское упование, всегда благопотребное среди треволнений и опасностей жизни.

В минувших событиях отечественных и в обстоятельствах собственной жизни благоговейный взор христианина не может не усматривать явного указания, что самая верная, могущественная и неодолимая помощь есть помощь божественная и что прежде всего и более всего мы должны искать этой помощи, на нее надеяться и соделывать себя достойными получения оной. Прискорбно, что между людьми, преданными чувственности, привыкшими все оценивать и измерять земной мерой и пользой, немного таких, кто был бы всегда способен и готов возвышаться до упования христианского и им воодушевляться в скорбях и обстояниях жизни. Забывая о Боге и Его всесильной помощи, люди обыкновенно усиливаются снискивать помощь и покровительство у людей или же самонадеянно полагаются на свои силы и богатство. Гибельны бывают последствия этих суетных земных надежд. Не на твердом камне, а на скользком и сыпучем песке строит свои предприятия и всю свою жизненную деятельность тот, кто на себя или на людей только надеется, а не на Бога. Пока течение жизни идет спокойно, не случается никакой беды, человек самонадеянный еще не замечает превратности своего счастья, он самодоволен и, по-видимому, тверд в своих душевных расположениях. Но как только буря несчастий потрясает его благополучие, не имеющий упования на Бога человек падает духовно и тщетно взывает о помощи к тем, на кого в своей жизни надеялся. Богатство, слава и почести не в силах исцелить и подавить душевную скорбь и уныние. Друзья большей частью изменяют и оставляют в дни несчастий и таким образом еще более увеличивают скорбь человека, подвергшегося бедствию. Посему-то Слово Божие внушает всем людям питать в душе своей упование на Бога и строго запрещает надеяться только на себя или на людей. Не надейтесь на князя, на сыны человеческие, в нихже несть спасения (Пс 145:3). Сия глаголет Господь: проклят человек, иже надеется на человека и утвердит плоть мышцы своем на нем и от Господа отступит сердце его (Иер 17:5). Благо есть уповати на Господа; блажени вси надеющиеся Петь (Пс 117:8, 2:12). Человек, преданный Богу, ищущий Его благоволения и покровительства, никогда не падает духом, но всегда ощущает, что живет под кровом Всевышнего и под сенью Всемогущего покоится (Пс 90:1). Хотя бы он лишился всякого земного покровительства и защиты, хотя бы на него восстало множество врагов с клеветой, злоречием и всякой неправдой, он не малодушествует, не ропщет на свое положение, но стоит твердо и говорит Господу: Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! Он избавит меня от сети; крылами Своими осенит меня. Он несомненно верует, что под могущественной охраной Всевышнего не приключится ему никакое зло, но что Верховный Покровитель сохранит его, хотя бы пришлось ему пойти и долиною смертной тени (Пс 22:4), и выведет, как свет, правду его и справедливость его, как полдень (Пс 36:6). Надеющийся на Господа счастлив в самом несчастии своем и не ощущает скорбного чувства потери при самых великих лишениях и злоключениях.


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 717 | Добавил: Православие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar