Главная » Духовная трапеза » День святой Пасхи. Духовная Трапеза

12:01
День святой Пасхи. Духовная Трапеза

День святой Пасхи
(Ин 1:1-17)

 
Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь, праздников праздник и торжество есть торжеств: в онъже благословим Христа во веки.
8-я песнь канона Пасхи
 
Светло торжествует весь род христианский в день восстания Спасителя из гроба. Прошло уже около дух тысяч лет со времени этого события, но значение праздника от того не умаляется и радость христианская не ослабевает. Сколько великих и поразительных событий, некогда совершившихся в жизни народов и в свое время возбуждавших всеобщее торжество, с течением времени изгладилось из памяти, а если сохранены в воспоминании, то уже не с прежней живостью и торжественностью.
Отчего же событие Воскресения Христова не поддается неизменному закону времени, все поглощающего, все приводящего в забвение, сокрушающего все памятники славных дел человеческих? Оттого, что Воскресение Спасителя есть исключительно дело Божие, от века предопределенное Триипостасным Богом и приводящее род человеческий к сознанию вечного торжества веры, правды и добродетели христианской над неверием и неправдою.

Воззрите на Спасителя, восстающего из гроба с победным знамением в руке! Как победитель смерти и ада, со всеми их исчадиями — неверием, лукавством, злобою и другими язвами души человеческой, Христос всем верующим подает светлую надежду такой же победы, и Его знамя для христиан всегда служило знаменем торжества веры христианской. Знамя воинское драгоценно для каждого воина — оно собирает ратоборцев вокруг себя при рассеянии во время битвы, воодушевляет и ободряет, такое же значение для победного торжества христианского имеет знамя Воскресшего Спасителя. Под этим знаменем собранные христиане, несмотря на свою беззащитность, бедность и малочисленность, постепенно восторжествовали над своими сильными и озлобленными врагами — иудеями и язычниками, которые с самой смерти Спасителя и Его воскресения, в течение нескольких столетий, почти непрерывно преследовали и старались истребить последователей Распятого. Под славным знаменем Христовым православная христианская Церковь впоследствии единодушно и единомысленно собиралась защищать святые истины веры от суемудренных искажений еретических. И доныне под тем же знаменем воскресшего Христа Спасителя Церковь с силою многою восстает против современных Неверов, во всеоружии лжеименного знания усиливающихся ниспровергнуть истину Христову. Много чудес творил Иисус Христос для доказательства Своего божественного учения, но эти чудеса не на всех действовали. Многие по неверию приписывали их действию злой силы — Веельзевула, другие, хотя удивлялись им, но не доходили до полного убеждения в Божестве Спасителя. Воскресение Христово было чудо из чудес, долженствовавшее окончательно поразить неверие и утвердить истину Христову. Это событие действительно и послужило основным камнем для всего здания христианства. Если бы не было Воскресения Христова, вера христианская не давала бы твердой опоры убеждениям человеческим. Посему-то святой апостол Павел и говорит: аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша (1 Кор 15:14). Так праздник Воскресения Христова есть поистине праздник самой христианской веры, торжество вечной истины над ложью и заблуждениями человеческими. И как никогда не может погаснуть в душе человека искра любви к истине, так никогда не престанет человек выражать искреннюю радость о торжестве этой истины, потому и праздник Воскресения Христова всегда будет самым светлым и торжественным выражением этой радости.

Взирая на Христа Спасителя, в силе божественной восставшего из гроба и посрамившего все козни вражьи, не должен ли радоваться христианин, скорбящий и изнемогающий от жизненных невзгод и озлоблений? Не должны ли укрепляться отрадным упованием все невинные страдальцы при мысли о том, что воскресший Господь силен защитить и поддержать попираемую неправдою добродетель и за временные лишения воздать вечным воздаянием в небесном царствии Своем? Он Своим воскресением положил начало нашему блаженному воскресению и открыл пред нами светлую область вечной жизни, где должны завершиться все дела человеческие праведным мздовоздаянием. Теперь, сколько ни торжествуй порок, сколько ни усиливайся злоба человеческая попрать невинность и правду, эта правда и эта добродетель непременно восторжествуют, по силе правды Божией, если не в сей, то в будущей жизни. Какое было бы безотрадное состояние человека, если бы верою в воскресшего Спасителя не оживлялась его надежда на бессмертие! Кто без этого животворного упования был бы в силах преодолеть гибельное приражение отчаяния и проходить путь жизненных испытаний бодренно и твердо! Теперь в победном торжестве воскресшего Спасителя каждый христианин может обрести и ободрение для своего скорбящего сердца и опору для своей колеблющейся веры.

Днесь всякая плоть веселится и радуется, яко Христос воскресе и ад пленися, — так воспевает святая Церковь, выражая главный предмет радости христианина в благознаменитый день настоящего праздника нашего. Ненасытный ад много веков держал в плену души людей, начиная от Адама. Никто из ветхозаветных людей, даже самые великие праведники, не могли возвратить себе райского блаженства, потерянного прародителями, все сходили душами своими в ад, крепко держимые там диаволом под узами мрака как пленники, — для всех закрыт был вход в царство небесное, союз неба с землею был прерван, их разделяла враждебная людям область князя воздушного. Милосердый Бог не дал до конца погибнуть грешному роду человеческому — послал на землю Единородного Сына Своего спасти людей от смерти и диавола крестом и воскресением Своим. Умилостивши Отца небесного Своими безмерными страданиями на кресте и восприяв в Своем славном воскресении божественную славу, Христос победоносно совершил дело избавления нашего от вечной погибели. Содрогнулась тварь, видя Господа распятого, солнце омрачилось, земля потряслась, но вскоре это стенание природы сменилось радостным трепетом всей твари при вести о славном воскресении Христовом. Воскрес Христос и Своею смертью попрал смерть. Он сошел в ад, разрушил вереи адовы. Ад огорчися, встретив Христа в преисподних своих (Ис 14.9). Огорчился он, когда увидел, что Сошедший в ад пленил его, — взял ад плоть, а приразился Богу, — взял землю, а встретился с небом, — взял то, что видел, а впал в то, что не видел, — был своим Пленником связан, сокрушен и упразднен (Пасх. ел. Златоуста). Воскрес Христос и пали демоны, возрадовались ангелы и благодатная жизнь водворилась среди людей, искупленная пречистой Кровью Агнца Божия, вземшего грехи мира.

Пасха наша есть праздник всемирного и вечного откровения свободы чад Божиих силою распятого и воскресшего Спасителя. Потому, чтобы достойно и благо-плодно праздновать этот наш торжественный праздник, должно тщательно блюсти великий дар благости Божией, какой сообщен нам смертью и славным воскресением Христовым, именно дар духовной свободы. Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал 5:1), — вот нам самое благовременное для настоящего дня наставление апостольское.

Ни один предмет так смутно не представляется обыкновенному понятию человеческому, как понятие о свободе. Обыкновенно свободу смешивают со своеволием и всеми силами стремятся к удовлетворению своих прихотливых желаний, как к истинному вожделенному плоду свободы. Но это самое превратное и гибельное понятие о той свободе, к какой призваны христиане. Истинная свобода христианина состоит в отрешении от своей греховной воли и во всецелой преданности высшему водительству воли божественной. К свободе призваны вы, братия, — говорит апостол Павел, — только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал 5:13). Угождение плоти ни к чему иному не приведет нас, как опять к рабству греховному и осуждению праведным судом Божиим. Плотские помышления суть вражда против Бога: ибо закону Вожию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим 8:7,8). Вспомните, что было с израильтянами. Победоносно изведенные из горького рабства фараонова, они, последуя влечению чувственности и своеволия, скоро забыли о чудодейственной помощи Божией, пришли в такое состояние слепоты духовной, что, жалея об оставленной ими стране рабства, неоднократно возмущались против божественного вождя, требуя вести их назад в Египет. То же самое бывает и с христианами, когда они, последуя естественному влечению своей греховной природы, думают только о самоугождении, ослепляются своеволием, не хотят, да и не могут, наконец, возвыситься до свободного послушания воле божественной. Какие же для них плоды искупительной смерти и славного воскресения Христова? Христос для того и сходил на землю, чтобы дать нам область чадом Божиим быти (Ин 1:12), сделать нас сынами и наследниками Божиими (Гал 4:7). Раб греха и должник своей плоти не может достичь этого высокого звания. Нельзя угождать двум господам, требования коих совершенно противоположны, — так нельзя служить Богу и плоти. Христиане, усыновленные Богу и обновленные благодатью Христовою, должны вести жизнь не по плоти, а по духу, не по страху рабскому исполнять закон Христов, а по духу сыновней любви к Отцу небесному. Христианин тогда только познает истинную свободу, когда его ветхий человек, т.е. грехолюбивая природа, его страсти и похоти распинаются с Христом, его тело греховное упраздняется и он становится мертвым для греха, живым же для Бога во Христе Иисусе (Рим 6-11). Соединенный с Христом подобием смерти христианин соединяется с Ним и подобием воскресения (Рим 6:5). Спогребшись с Христом крещением в смерть, христианин воскресает с Ним для новой жизни. Грех уже не царствует над обновленным христианином. Освободившись от греха, он становится рабом праведности, рабом Богу в послушании Ему (Рим 6:18). Плод такого послушания есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим 6:22). Вот какова истинная свобода, к какой призваны христиане Христом Спасителем!

Если желаете стяжать сей великий дар свободы христианской, помните следующее наставление апостольское: да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать: ибо вы не под законом, но под благодатию (Рим 6.12-14).

Сердце христианина, отягощенное повседневными печалями и злобой житейской, заключенное большей частью в самолюбивом стремлении к удовлетворению своих личных желаний, невольно наполняется радостью и делается особенно расположенным делить эту радость с другими в дни духовных торжеств, когда вспоминаются великие благодеяния Божия, явленные роду человеческому чрез Господа нашего Иисуса Христа. В ряду этих торжеств без сомнения, высшее место занимает светлый праздник Воскресения Христова. Этот праздник даже не может быть поставлен в ряду других праздников, — это праздников праздник и торжество есть торжеств. Все священные воспоминания, соединенные с другими праздниками христианскими, получают свое значение от великого события Воскресения Христова и заимствуют свет своего торжества от этого светлого праздника. В сей нареченный и святой день всякая плоть веселится и радуется. Оттого и общение мира и любви в этот праздник естественно должно быть полнее и совершеннее. Радость не умеет скрываться; она всегда бывает видна и в сияющем взоре человека, и в особенной живости его телесных движений, а вместе с тем в сердечном благодушии и готовности к братскому общению. Выражением сего в светлый праздник Воскресения Христова служит глубоко знаменательный обычай христиан приветствовать друг друга лобзанием мира и любви во имя Воскресения Спасителя. Какое высокое и умилительное зрелище представляет ныне общество христианское! У всех на душе весело, все спешат друг друга поздравить. И богатый, и бедный, и знатный, и нищий в духовном торжестве сближаются между собою, дают друг другу братское целование. Все христианское общество представляет ныне как бы единую семью, братски соединенную единомыслием и любовью. О, если бы этот священный обычай пасхальных приветствий не был только одним наружным действием, но истекал из глубины нашего сердца, проникнутого божественною любовью, и сопровождался действительным приумножением в обществе христианском братской любви! Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5:7). Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет 2:21,22). Он и словом и примером Своим учил нас братскому единодушию и любви. Посему и празднование наше в честь пострадавшего и воскресшего Спасителя должно быть не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но в бесквасии чистоты и истины (1 Кор 5.8). Радость христианина всегда, а особенно в такие великие дни пасхальные, должна быть радостью о Господе (Флп 4:4), а не земною радостью о предстоящих чувственных утешениях в пище-питии, в развлечениях и забавах, но эта радость, по преимуществу, должна быть радостью духовной. Мы тогда только достойно будем праздновать день Воскресения Христова, когда в этот день просветимся торжеством любви Христовой и не наружно только или лицемерно друг друга обымем, но сердечно и искренно возлюбим друг друга и ненавидящим нас простим вся воскрешением. Только тогда наша радость будет радостью о Господе и наше праздничное торжество будет действительным выражением нашего братского общения во имя воскресшего Спасителя, когда в настоящие святые дни мы не забудем помочь или словом утешения, или своими благотворениями тем из наших братии, которые ныне находятся в скорби, нужде, в болезни, в узах темничных. Во всякое время нелегко переносить тяготу жизненную, никогда не бывают сладки лишения и потери, — но особенно тяжело это переносить в светлые праздничные дни, когда все радуются и веселятся. В это время скорбь душевная удваивается, а вместе с тем ощутительнее и благотворнее бывает для скорбящих всякое постороннее сочувствие и помощь, им оказываемая. Посему всегда, а особенно в сии светлые дни праздника нашего, нам не следует забывать своего долга благотворения и общения, помня, что таковыми благоугождает-ся Бог (Ев 13:16). И мы поистине принесем самый лучший и приятнейший дар Богу, если к своим праздничным Богохвалениям присоединим жертву своего усердия и любви к несчастным и бедствующим братиям нашим. Отец сирот и утешитель скорбящих, Господь наш Иисус Христос, за всякую нашу благотворительную жертву в пользу Его меньших братии, воздаст нам сугубо и приумножит нашу радость силою своего вседейственного благословения, без которого невозможно иметь нам в жизни нашей никакого счастья и довольства.

Радостен праздник Воскресения Христова для земнородных, но не менее он радостен и для душ, преставившихся от мира сего. Христос есть Глава Церкви не только земной, но и небесной. Он, как говорит святой апостол Павел, для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и над живыми (Рим 14:9). В день славного Воскресения Христова все исполнилось света: небо и земля, и преисподняя, и этот праздник достойно празднует видимый мир и невидимый в единодушном общении верой и молитвой, так как теперь нет той непроходимой пропасти, какая до Воскресения Христова отделяла земнородных от усопших их братии, нет тех крепких затворов ада, где умершие были заключены в непроницаемом мраке. Воскресший Спаситель сошел в ад и сиянием Своей славы рассеял непроницаемый мрак тартара, разрушил врата адовы, сокрушил вереи его вечные, содержащие тамо связанные и из плена возвел с Собою на небо всех, с верою ожидавших Его пришествия. Христос воскрес и тем положил начало нашему блаженному воскресению и соединению с Богом. Христос воста от мертвых, начатой умерших бысть (1 Кор 15:20). И вот вслед за Ним, как победителем смерти и ада восшедшим на небеса, пред престолом Вседержителя собрался торжествующий собор искупленных кровью Агнца и призванных к блаженству от скорби великой (Откр 7:14). Как же теперь не радоваться небожителям, как не праздновать светлого Воскресения Христова, приведшего их к общению с Богом, источником Света и блаженства. Прекрасно эта радость изображается в следующей пасхальной песне: егда снисшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже! Слава Тебе! Не можем не сочувствовать сей премирной радости и мы, живущие на земле, помня, что там, в обителях Отца небесного, есть отцы, братия и сродники наши по плоти, и с которыми смерть, производящая разрушение только телесного состава, не может прекратить нашего духовного общения, — но напротив, это общение или, лучше сказать, сродство душ еще более усиливается при освобождении от телесных уз. На основании сего сродства, по естественному влечению сердца, каждый из нас, особенно в дни пасхального торжества, невольно располагается к тому, чтобы поделиться своей духовной радостью с усопшими, сходить на могилы присных и приветствовать их со светлым воскресением Христовым. Так установился трогательный обычай поминать усопших в дни пасхального торжества. Чтобы это поминовение не нарушало торжества пасхальной недели, святая Церковь относит поминовение на вторник Фоминой недели. День сей называется Радоницей, и сим названием выражается та великая духовная радость, с какой Церковь при воспоминании о победном торжестве воскресшего и сошедшего Спасителя приветствует отошедших от мира сего. Живая вера в искупительные заслуги Иисуса Христа, Сына Божия, великого Первосвященника, прошедшего небеса (Ев 4:14), утверждая нашу надежду на облегчение участи усопших братии, тем более должна побуждать нас молиться о них, что многих из преставившихся и в светлые дни пасхального торжества тягота греховная не престает удручать скорбью. Необходимо в этом положении помочь усопшим нашей молитвой о них. Действие сей молитвы они живо ощущают и радуются, получая облегчение и утешение от Господа, внемлющего молитвам церковным. Истину эту несомненно утверждают многократные откровения Божий о судьбе преставившихся, таковы откровения преподобного Макария (Четьи-Минеи, 19 января), святого Георгия Двоеслова (Пролог, 29 января) и других.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 641 | Добавил: Православие | Теги: Духовная трапеза, День святой Пасхи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar