Главная » Духовная трапеза » Духовная Трапеза. Крещение Господа нашего Иисуса Христа

11:05
Духовная Трапеза. Крещение Господа нашего Иисуса Христа

Крещение Господа нашего Иисуса Христа

6/19 января
                                      
Иисус, живота Начальник, разрешимы осуждение грядет Адама первозданного, очищений же, яко Бог, не требуя, падшаго очищает во Иордане, в немже вражду убив, преимущ всяк ум мир дарует.
5-я песнь канона

Значение праздника Крещения Господня — Священные обеты, произносимые христианами при таинстве Крещения
 
Крещение Господа нашего Иисуса Христа есть одно из важнейших и поучительных событий жизни Спасителя нашего. Вникнем в смысл и значение этого события, чтобы яснее уразуметь Божие к нам благоволение и извлечь для себя благопотребное назидание. 


Придя на землю для спасения рода человеческого и возвещения ему небесной истины, Господь Иисус Христос до тридцати лет не начинал своей всенародной проповеди, потому что у иудеев в то время никто не мог ранее этого возраста выступить в качестве народного учителя или священника. Как обыкновенный человек, Иисус Христос жил с Матерью Своею в Назарете в доме мнимого отца своего Иосифа древодела, доколе не настало Ему время выступить на общественное служение. Тогда, по гласу Божию, Предтеча Господень Иоанн явился на берегах Иорданских с проповедью о покаянии и начал крестить приходящих к нему и исповедовавших грехи свои (Мк 1:5). Крещение, совершаемое Иоанном, имело таинственное значение: оно под видом омовения водою изображало внутреннее очищение и прощение грехов. Христос, будучи безгрешен, не имел нужды в таком крещении, но Он идет вместе со всеми другими к Иоанну, требует крещения и принимает его для того, чтобы Своим примером показать людям нужду покаяния и очищения грехов, а вместе с тем, чтобы прикосновением своего пречистого Тела к водам освятить водное естество и дать ему дар и силу освящения, как внешнему средству к таинственному обновлению верующих в таинстве крещения, которое Господь установил в Своей новозаветной Церкви. При крещении Спасителя произошло великое необычайное явление. Когда Иисус, крестившись, вышел из воды, отверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, на Христа и слышан был глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволил (Мф 3:17). В день крещения Своего Спаситель, по человечеству Своему будучи помазан Духом Святым, восприял звание Христа, то есть помазанника Божия, предвозвещенное пророками, и с этого дня началось утверждение Нового Завета.

Выражая значение праздника Крещения Господня, святые отцы называют этот день Богоявлением, а также днем Просвещения. Богоявлением этот день назван потому, что при Крещении ясным образом открылась доселе прикровенная от людей тайна святой Троицы, как это выражается в церковной песни: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетелъствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение (тропарь праздника). Днем Просвещения праздник Крещения назван потому, что с вступлением Христа в общественное служение по крещении началось просвещение рода человеческого светом евангельского учения, совершился восход истинного Солнца правды, люди, сидящие во тьме, увидели свет велий, — почему святая Церковь и поет Христу: Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный (кондак праздника). На основании того, что Христос погружением Своим в воду освятил естество водное, дабы через это видимое вещество невидимо сообщалась нам благодать Духа Святого в таинстве крещения, святая Церковь при воспоминании Крещения Господня торжественно совершает в день Богоявления великое водоосвящение. В этом торжественном и умилительном священнодействии выражается вера Церкви православной в неоскудевающую силу божественной благодати, данной нам во Христе и спасительно действующей на нас через видимое посредство. По силе этой веры освященная в день Богоявления вода становится великой святынею (агиасмой). Эту святыню церковь употребляет для окропления верующих и их жилищ, назначает пить тем, которые не могут быть допущены до причащения. О Богоявленской воде святой Иоанн Златоуст говорит следующее: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И вода эта не портится от времени, но, почерпнутая в день Крещения, целый год, а часто два и три года, остается свежею и неповрежденною и не уступает водам, только что почерпнутым из источников» (Устав церковный в навечерие Богоявления). И действительно, святая Богоявленская вода, с верою и в чистоте приемлемая человеком, оказывает нередко спасительное действие против недугов телесных и духовных, то есть страстей человека.

Совершая праздник Крещения Господня, святая Церковь прежде всего утверждает нашу веру в высочайший и непостижимый догмат святой Троицы, вполне открытый только в Новом Завете, затем руководит нас к нравственному обновлению и очищению, поучая нас, что это обновление может быть совершено только благодатью, данною нам во Христе Иисусе и открывшеюся явлением Спасителя нашего (2 Тим 1:10). Благодать эта непрерывно и неистощимо течет в недрах православной Церкви и сообщается всем верным членам ее в священнодействии таинств и через посредство многих священных предметов и вещей, к коим с верою прикасающиеся получают невидимую помощь, исцеление и очищение, как некогда жена кровоточивая исцелилась от прикосновения к ризе Спасителя. В православной Церкви находятся все средства к нашему освящению и оправданию. Мы все, во Христа крестившиеся, во Христа облекаемся, как говорит апостол (Тал 3:27), то есть получаем одежду невинности и святости. Все мы христиане — верные в совокупном множестве — составляем единую святую Церковь. Если же кто из нас согрешает, то имеет все средства загладить и очистить свой грех. Только беспечность наша и закоснелость во грехах отчуждает нас от близ сущего пред нами и животворного источника освящения. Потому и безответны мы будем пред Господом, если не захотим воспользоваться дарованными нам чрез посредство православной Церкви благодатными средствами к нашему духовному просвещению и обновлению.

Далее, воспоминая событие крещения Господня во Иордане, мы невольно приводимся к мысли о собственном нашем крещении, о котором не только ныне, но и всегда нужно помышлять, чтобы не забыть тех священных обетов, какие даются нам при этом великом священнодействии.

Установляя таинство святого Крещения, Иисус Христос говорил апостолам: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Мк 16:16); шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Из этих слов Спасителя видно, что крещению должна предшествовать вера со стороны крещаемых, — а чтобы веровать, нужно знать, во что веровать и, следовательно, должно научиться вере. Посему апостолы и их преемники, пастыри Церкви, желавших креститься предварительно научали вере. Это первоначальное наставление в истинах веры Христовой издревле производилось устно, или, как говорится по-славянски, огласительно, отчего и сами приготовляемые ко крещению назывались оглашенными. И ныне то же бывает, когда готовятся к крещению взрослые, приходящие к святой Церкви от язычников, иудеев и магометан. Но из среды христианского общества всех крестят в младенческом возрасте, по вере родителей и по опасению, чтобы детей, в случае их внезапной смерти, не лишить великой благодати этого таинства. Так как дети не могут свидетельствовать своей веры, то за них поручаются восприемники, которые при крещении произносят за них Символ веры и в то же время обязуются вместе с плотскими родителями научать своих крестников вере христианской в главных ее истинах. Вот о чем надлежит нам подумать. Многие ли родители, а тем более крестные отец с матерью, поставляют себе обязанностью прежде всех других попечений о своих детях позаботиться о просвещении их верою христианской? Многие ли беседуют со своими детьми о Боге, о Христе Спасителе, о благоугождении Богу, о молитве и о других существенных предметах христианского вероучения? Не случается ли, что дети до поступления в школу, а некоторые до полного своего юношеского возраста не слышат от своих родителей ни слова о Боге и Его святом законе? Что происходит от такого небрежения в религиозном воспитании детей? То, что душа детей грубеет, не имея в себе спасительных задатков веры и любви к Богу, так что если впоследствии и придется им изучать Закон Божий, их учение будет холодно и малоплодно без подготовления сердца их в детском возрасте в восприятии высоких истин веры. Кому неизвестно, что впечатления детства и данное в это время направление души человека остаются большей частью неизменными на всю жизнь? Горькие плоды непослушания и развращенности детей многие родители вкушают оттого именно, что небрегут о религиозном воспитании детей своих, и за то, что изменяют в этом отношении своему обету, изрекаемому пред лицем церкви при купели крещения детей своих.

Другое требование к крещаемым, вытекающее из существа таинства, состоит в покаянии и отвращении от греха. Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святаго Духа (Деян 2:38), — так говорил апостол Петр первому сонму уверовавших во Христа. То же самое внушает нам и святая Церковь в священнодействии Крещения. Приступая к таинству, крещаемый, обратившись на запад, к стране тьмы и мрака, области ада и сатаны, сам или устами восприемников произносит отречение от диавола и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всея гордыни его. Отречение от диавола, виновника греха, есть то же, что отречение от самого греха, и оно бывает троекратное в знак того, что это отречение твердое и решительное, сопровождается оно дуновением и плюновением на сатану, чем выражается совершеннейшее презрение ко греху. Обратившись потом на восток, к стране света Божиего и рая, приступающий к крещению также трижды дает обет соединиться со Христом, веровать в Него и поклоняться Ему с Отцем и Святым Духом. После троекратного погружения в воде во имя Отца и Сына и Святого Духа крещаемый таинственно омывается от грехов, возрождается к новой благодатной жизни и делается членом тела Христова — Церкви. В ознаменование своего очищения и обновления крещеный облекается в белую одежду и на него возлагается крест, при чем поют: елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся. Во всех этих священнодействиях выражается величие звания христианского и вместе с тем налагается на нас обязанность блюсти чистоту жизни нашей, как усыновленных Христу и призванных быть Его воинами, давшими клятву непрестанно вести брань с врагами спасения. Помыслим теперь, как тяжко мы оскорбляем Господа своими грехами и своею нераскаянностью! Какая черная неблагодарность нам, просвещенным и вкусившим дара небеснаго и соделавшимся причастниками Духа Святаго (Ев 6:4), изменять Христу, возвращаться опять к немощным стихиям греха и отдаваться во власть диавола, от которого торжественно отреклись при крещении! Подумаем о бедных детях наших, сподобившихся великой благодати крещения, по нашему за них поручительству — как мало мы заботимся об их нравственности и не только не отклоняем от них греховные соблазны, но нередко собственным дурным примером в слове и деле развращаем их юное сердце! Не есть ли это измена клятвенным обещаниям, данным нами пред Богом! Велика за это будет наша ответственность.

Да сохранит Господь каждого из нас от такой преступной измены Господу, дарующему нам все благодатные средства к нашему спасению.


Другие материалы о празднике Богоявления можно прочитать в рубрике Крещение Господне

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 555 | Добавил: Православие | Теги: богоявление, КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ 2016, 19 января | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar