Главная » Духовная трапеза » Неделя 25-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

00:04
Неделя 25-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

Неделя 25-я по Пятидесятнице
(Лк 10:25-37)

 
Подвиг христианского милосердия — Свойство истинной благотворительности — Благотворительность частная и общественная
 
Евангельское чтение настоящей недели о благодетельном самарянине (Лк 10:25-37) изъясняет нам требование закона Божия о христианском милосердии и помощи ближним. Господь сказал: один самарянин, проходя пустынной дорогой, нашел лежащим человека, ограбленного и избитого разбойниками. Проходившие прежде той же дорогой священник и левит, может быть, из страха быть также ограбленными, поспешили пройти мимо несчастного, не оказав ему никакой помощи. Самарянин же не побоялся этого, остановился около несчастного, перевязал его раны, возлив на них масло и вино, посадил на своего осла и привез в гостиницу, где, уходя, оставил денег для ухода за ним. Иди и ты твори такожде, сказал Господь вопрошавшему Его законнику, а в лице этого законника заповедал и нам оказывать действительную, не на словах только, помощь всем нуждающимся без различия, и своим и чужим.
Нужно ли доказывать, что подвиг милосердия многоценен в очах Божиих, и за каждую лепту милостыни будет нам от Бога великая награда в вечных обителях царства небесного. Блажени милостивый, яко тип помилованы будут, говорит Сам Спаситель. Путь милосердия есть самый прямой и верный путь приближения нашего к Богу. В сказании о преподобном Пимене Великом (память 27 августа/9 сентября) это наглядно изъясняется притчей.

Один человек сказал своему другу: я желаю видеть царя, пойдем со мной. Друг отвечал ему: пройду с тобой половину дороги. Сказал он и другому своему другу: пойди, проводи меня к царю. Он отвечал: доведу тебя до царского дворца. Он сказал и третьему другу: пойдем со мной к царю. Пойдем, отвечал третий друг, я доведу тебя до дворца, введу в него, скажу о тебе царю и представлю тебя ему. Братия спросили, что значит сия притча? Благочестивый собеседник отвечал: первый друг есть подвижничество, которое доводит до истинного пути; второй — чистота, которая достигает до небес; третий друг — милостыня, которая с дерзновением приводит к самому Царю-Богу (Достоп. сказ, о подв. св. отцов, стр. 211, §109).

Жития святых угодников Божих, особенно тех, которые известны под именем милостивых, показывают нам, как путем милосердия эти угодники Божий достигли небесной славы и подают нам спасительный пример к исполнению этой добродетели. Таковы святой Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (память 12/25 ноября), Филарет Милостивый (1/14 декабря) и многие другие милостивые, в житиях коих мы можем получить много полезных указаний к совершению дел милосердия.

Пример сих милостивцев учит, что для утверждения в подвиге милосердия необходимо питать и возгревать в сердце чувство братской любви и сострадания к нуждающимся и отложить всякое самоугождение, полагающее главную преграду нашей готовности к благотворению. От самолюбия и самодовольства человек нередко приходит к забвению и непониманию нужд ближнего. Справедливо говорит русская пословица: сытый голодного не разумеет. От забвения нужд ближнего именно и происходит то прискорбное явление, что у нас много лишнего имущества пропадает без пользы или употребляется на удовлетворение прихотей, тогда как небольшая часть нами бесполезно истрачиваемого достояния могла бы служить достаточным обеспечением целому бедному семейству. При сердечной готовности помочь бедным у каждого найдется что-нибудь для пожертвований и, таким образом, каждый из нас может исполнить христианский долг милосердия и удостоиться благословения Божия, хотя бы жертва была малая. Господь, благоволительно принявший лепту вдовицы, не оставит без небесной награды и малых пожертвований.

К сожалению, проверяя нашу благотворительную деятельность примерами святых милостивцев, мы не можем не сознаться, что дело благотворения у нас по большей части исполняется легкомысленно и нерассудительно. Посмотрите: вот к нам приходит в зимнее, холодное время бедный, почти без одежды и обуви, он просит у нас помощи. Мы обыкновенно подаем ему две-три копейки. Но что он может сделать на эти копейки? Ни одеться, ни обуться на это подаяние нельзя; собирать по копейкам очень долго, и вот нищий тратит наше малое подаяние нерассудительно и опять остается раздетым и разутым. Конечно, подавая и малую милостыню, мы исполняем долг христианский, и наше благотворение не останется втуне пред судом Божиим. Но цель благотворения не достигнута, не оказано нами прямой, существенной помощи нуждающемуся.

Другое дело, если бы мы, вникнув в положение бедного, отыскали у себя в доме старую одежду или обувь и дали нищему,— тогда бы мы защитили его от холода, и наше благотворение достигло бы цели. Во многих других подобных случаях от скудного подаяния милостыни общественная нищета не уменьшается, и само благотворение мельчает и не приносит тех благотворных плодов, какие оно могло бы принести при более разумном и целесообразном действии благотворителей. Небезразлично и для самих благотворителей, много или мало они подают бедным. Большая и меньшая мера благотворительности служит мерой преуспеяния христианина в любви Христовой, тому больше прощается грехов, кто много любит, как сказал сам Спаситель (Лк 7:47). В слове Божием милостыня сравнивается с семенем. Как земледелец чем больше сеет семян, тем обильнее собирает жатву, так и милосердый, чем щедрее дает милостыню, тем более получает плодов в умножении своего временного благополучия и в достижении личного оправдания пред Богом. Сеяй скудостию, говорит святой апостол Павел, скудостию и пожнет, а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2 Кор 9:6). Никто не должен опасаться обнищать от щедрого раздаяния милостыни. Бог, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей (2 Кор 9:10). Дающий нищему не обеднеет, а кто отвращает око свое от бедных в скудости будет мнозе (Притч 28:27). Вот как учат нас благотворить по-христиански святые отцы.

Один брат, увидев, что авва Нисферой имеет две одежды, спросил его, если придет нищий и попросит у тебя одежды, то какую ты отдашь ему? Старец отвечал: лучшую. Брат спросил: а если другой попросит у тебя, тому что дашь? Старец отвечал: половину другой одежды. Брат опять спросил: а если кто еще попросит у тебя, ему что дашь? Старец отвечал: раздеру остаток и отдам половину, а из другой половины сделаю себе опоясание. Брат спросил наконец: если кто попросит у тебя опоясание, тогда что сделаешь? Старец говорит: отдам ему, а сам пойду куда-нибудь и буду дожидаться, пока Бог пошлет мне одежду И прикроет меня (Достоп. сказ, о подв. св. отцов, стр. 177, §4).

Что Господь не оставляет щедродательных милостивцев, самоотверженно болезнующих о бедных и ничего не жалеющих для них, уверяет нас сам Господь Иисус Христос. Давайте, говорит Он, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк 6:38). В житии святого Иоанна Милостивого приводится случай, доказывающий, что в деле благотворения не должно жалеть при раздаче подаяний и бояться оскудения, но что каково подаяние, таково и воздаяние от Бога.

Однажды, когда святой Иоанн шел в церковь, приступил к нему один обнищавший гражданин, прежде бывший богатым. Святой Иоанн Милостивый, желая оказать сему бедному, но честному человеку существенную помощь, приказал из церковного имущества выдать ему пятнадцать литр золота, но казначей, опасаясь, чтобы не оскудела церковная сокровищехранительница, выдал только пять литр. В то же время одна благотворительница вручила святому Иоанну бумагу на получение пятисот литр золота. Читая эту бумагу, святой Иоанн познал от благодати Святого Духа, что эта благотворительница не все отдает, что она прежде назначила. Оказалось, что то уменьшение пожертвования было возмездием за милостыню, удержанную экономом вопреки назначению святого Иоанна. Благотворительница объяснила святому Иоанну, что за несколько дней на врученной ему бумаге было написано тысячу пятьсот литр золота, но ныне, разогнув бумагу, она увидела, что тысяча литр изглажена, как и кем, не знает сама. Она подумала, что не благоволит Господь отдать святому Иоанну более пятисот литр и так и поступила! Отпустив с благословением жертвовательницу, святой сказал экономам церковным: вы не послушали меня и удержали десять литр золота; за сие Господь в руках сей благотворительницы удержал от нас тысячу литр. Помните, какова милостыня, таково от Бога воздаяние (Четьи-Минеи, 12 ноября).

Но что делать благотворителям в нынешнее время, когда так много стало просителей, что, по-видимому, никаких средств недостанет, чтобы всем подавать хотя бы понемногу и никому не отказывать. К тому же в числе просящих милостыню весьма часто встречаются люди, которые злоупотребляют милостыней, обращая свое попрошайничество в ремесло по любви к праздности и по привычке жить за чужой счет.

Множеством таких попрошаек истинная нужда заслоняется от сострадательного взора, и смиренные бедные вынуждены бывают отступать пред нахальством нищенствующих по ремеслу и опытных в способах выманивать подаяние. И сами благотворители легко могут охладевать в усердии и даже оставлять благотворительную деятельность, боясь, что они будут обмануты и их милостыня не достигнет цели. Опасение это весьма естественное и основательное. Никому не хочется без цели хлопотать и бросать на ветер трудовое достояние.

Так что, неужели оставлять великое дело благотворительности? Нет, истинная любовь христианская не ослабевает ни пред какими препятствиями и огорчениями, но все препобеждает с самоотвержением и терпением. Дело благотворительности в глазах христианина не должно быть только приятным развлечением, льстящим самолюбию, но должно быть подвигом, требующим от нас терпения и усиленной внимательности. Легко разбросать деньги с благотворительным намерением, но без разбора раздавать пособие несообразно ни со свойством, ни с целью истинной благотворительности. Благотворительность должна быть разумная. Аще хощеши добро творити, разумей, кому творити (Сир 12:1), говорится в Священном Писании. Не смотри легкомысленно на раздачу подаяния. Приложи старание ознакомиться с просителями, расспроси их со вниманием, снизойди к их положению, посети их — тогда видно будет, кому и сколько помочь. От неослабной и проникнутой христианской любовью внимательности к просителям приобретается навык к различению истинной бедности. Христианину нужно помнить, что при распределении пособий не может быть принимаема одна мера. Никому не легко переносить нужду, но особенно это тяжело тем, которые прежде жили в избытке. Потому и помощь должна быть соразмерена с положением человека, и что вполне достаточно нищему, не привыкшему к изобильной жизни, то не может удовлетворить почтенного человека, жившего прежде в роскоши и пришедшего в бедность по случайным бедственным обстоятельствам. Совершаемая с должным разбором благотворительность должна быть также своевременна. Дорога помощь во время нужды, нужда не терпит и не может быть удовлетворена одними обещаниями. Голодному не будет сытно от одних слов, и страдающего от холода не согреешь одной лаской. Необходимо тотчас оказывать существенную помощь нуждающемуся, а не откладывать, дабы он не впал в безнадежность и не погиб от тяготы своей бедственной доли, не поддержанный своевременно братской помощью. Нельзя при этом не обратить внимания на то, что некоторые откладывают дело благотворения до смертного часа, успокаивая себя благочестивым намерением отказать по смерти в пользу бедных известную долю своего земного достояния. Доброе это, конечно, дело, потому что великую имеет силу милостыня, творимая при исходе души из сей жизни, но еще лучше, когда христианин и при жизни постарается помочь бедным. Тогда он еще в сей жизни вкусит сладость блаженной радости от плодов своих благотворении, и его предсмертный час озарится светлым сознанием свято исполненного долга любви христианской.

Обстоятельства жизни человеческой изменчивы: радость и горе, довольство и скудость неожиданно чередуются. Не от лености и нерасчетливости многие впадают в бедность. Часто стихийные бедствия посещают целые страны и области. Таковы бедствия от неурожая, градобития, пожаров, наводнений и т.п., в это время по необходимости увеличивается число нуждающихся и просящих помощи. Приходится протягивать руку за подаянием даже тем, которые никогда этого не делали и, скрывая свою бедность, совестились просить. Теперь же, вынуждаемые крайностью, с сердечной скорбью должны просить и принимать милостыню. Много таких, истинно бедных, скрывающих свою скудость и стыдящихся попрошайничества. Но так как всегда много таких, кто прибегает к выпрашиванию милостыни по лености, как к более легкому способу прожития, то христианской благотворительности предстоит трудная задача в толпе просителей выделять истинно нуждающихся, чтобы благотворение достигало своей цели. В исполнении этой задачи христианскому благотворителю оказывают помощь учреждения общественной благотворительности. Повсюду открывают у нас больницы, богадельни, приюты, дешевые квартиры, учреждают попечительства, братства. Во всех этих благотворительных учреждениях сострадательный христианин найдет у себя под рукой всегда готовое место, куда он может помещать свои пожертвования, с полной уверенностью, что его приношение будет употреблено разумно и достигнет своей благотворной цели. Так, частные лица, желающие, чтобы их милостыня доходила до истинно нуждающихся и не была потребляема тунеядцами, лучше всего сделают, если раздаяние своих пожертвований поручат членам общественной благотворительности, имеющим больше возможности исполнить это целесообразно. Вообще, чтобы дело благотворительности шло правильно и содействовало благу общества, необходимо соединенное и дружное действие общественной и частной благотворительности. Хорошо если для достижения святой цели облегчения скорбной участи алчущих и жаждущих братии, не имеющих ни одежды, ни пристанища, мы пойдем рука об руку, помогая друг другу, когда, кроме личных наших подаяний нуждающимся, будем усердно поддерживать материальными пожертвованиями существующие у нас благотворительные учреждения.


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 716 | Добавил: Православие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar