Неделя 26-я по Пятидесятнице
(Лк 12:16-21)
Злоупотребление богатством — Высшая цель жизни человеческой
Евангелие настоящей недели (Лк 12:16-21) о богаче, полагавшем все счастье своей жизни в умножении богатства и по суду Божию скоропостижно умершем, показывает, что в пристрастии к богатству происходит вечная погибель души нашей. Упоминаемый в нынешнем Евангелии богатый человек достиг изобилия и довольства не какими-нибудь противозаконными средствами, но его нивы, при Божием благословении и в предшествующие годы дававшие обильные плоды, в нынешнем году были еще более урожайны, так что некуда было девать собранных плодов. За что же этот человек погубил душу свою? За то, что злоупотребил дарами Божиими — не так распорядился своим богатством, как повелевает Бог. Что сотворю, яко не имам, где соврати плодов моих? — недоумевал богач. И вот как решил распорядиться изобилием своих благ: Се сотворю, — сказал он, — разорю житницы моя и большая созижду, и соберу ту вся жита моя и благая моя: и реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаша на лета много: почивай, яждъ, пий, веселися (Лк 12:17-19). Как будто и в самом деле некуда было ему поместить избыток своего урожая. Сколько вокруг нас всегда алчущих и жаждущих помощи, бедных и нищих, «утробы которых — многовместительные житницы для наших богатств» (Благовести, толк, на это место)! Что бы богатому человеку уделить частицу своего хлеба, этим неимущим, он об этом и не подумал, а весь избыток своего урожая решил употребить в свою пользу, и при том не на что-нибудь полезное, а на прихоть, на объядение, пьянство и разгульную жизнь. Так нарушил он закон Божий, повелевающий благотворить ближним (Мф 5:7, Ев 13:16). Не подумал этот человек и о Боге, Который дал ему урожай — забыл, что мы только сеем, а произращает и плодотворит наши посевы Бог. Бог посылает земледельцам благовременный дождь, согревает нивы животворными лучами солнечными, отвращает бури, которые в один час губят все на созревающих полях. Забыл все это богач и не принес Господу Богу славы и благодарения за изобильный урожай. Очевидно, он был человек маловерующий. Если бы свет веры не перестал сиять в его душе и упование на Промыслителя Бога было бы в нем твердо, не так бы стал он судить о пользовании благами земными. Не стал бы он считать себя полновластным обладателем богатства, не стал бы говорить: жита моя и благая моя (Лк 12:18). Вера научила бы его признавать себя только временным распорядителем, приставником к богатству, обязанным пред Богом не употреблять его произвольно, расточительно, на прихоти. Не стал бы он так надеяться на богатство, если бы имел твердую надежду на Бога, Который все подает нам нужное и никого не оставляет без пропитания. Без Бога никто не может себя обеспечить, при всех вещественных средствах, не только на лета многа, но на один даже день. Расчеты любостяжателей обыкновенно разлетаются, как прах, и думающие прожить долго среди праздного веселья и чувственных удовольствий часто скоропостижно отдают Богу душу свою, умирают, в нераскаянности. Таков праведный суд Божий на всех, злоупотребляющих дарами Божиими, собирающих богатство свое с корыстной целью, а не в Бога богатеющих, не употребляющих его по воле Божией на добрые дела, на благоустройство семьи и дома, на поддержание благотворительных учреждений, на исправное выполнение государственных повинностей, на частную милостыню с доброхотным произволением. Не для того ли Бог ущедряет нас своими вещественными дарами, награждает изобилием плодов земных и успехом в трудах, чтобы нам благочестно, в чистоте и воздержании, мирно проводить жизнь нашу (1 Тим 2:2)? Противоречат этому намерению Божию люди, злоупотребляющие богатством, и строго наказуются они за свое безумное пристрастие к благам земным! Среди полного изобилия является ангел смерти и как бы насильственно исторгает богача из среды живых. Душа праведнаго не истязуется, а покоится в руце Божий (Прем 3:1), — смерть же грешников люта. Ранняя и насильственная смерть обыкновенно следует за безумным употреблением благ земных. Злоупотребляющие богатством — невоздержные, чревоугодники, пьяницы — не только отравляют свою жизнь тяжкими и неисцельными болезнями, но в омуте страстей теряют стыд и совесть, заслуживают бесчестие пред людьми, а еще более преступны они пред Богом. Ибо что скажут такие люди Богу на страшном суде Его? Какой дадут тогда ответ небесному Домовладыке и о своем приставлении домовнем (Лк 16:2), о том, как они распоряжались имуществом, порученным им от Бога? Господь спросит их: «Кормили ли вы алчущих, поили ли жаждущих, больных и заключенных в темницах посещали ли, одевали ли нагих, странных принимали ли?» Скажут грешники: «Нет, ничего этого мы не делали, а блага земные, бывшие в нашем распоряжении, мы употребляли на себя: ели, пили, веселились». И скажет Господь: отыдите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу. Так как вы не сделали ничего в пользу меньших братии, нищих и убогих, то все равно, что для Меня Самого ничего не сделали и ничего потому не заслужили, кроме вечного осуждения (Мф 25:45).
Так гибельна страсть греховного своекорыстного любостяжания. Подумайте, как глубоко эта страсть коренится в душе. Сильна она бывает даже до гробовой доски и к старости даже более усиливается и обуревает душу, когда все другие страсти потухают. Гибельные последствия страсти любостяжания, овладевающие душой человека, сами собой происходят из того естественного закона сердца человеческого, что оно всецело стремится туда, куда влечет его внутреннее его расположение. Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф 6:21), говорит Спаситель. Если человека одолевает страсть любостяжания, он всеми своими помышлениями и чувствами прилепляется к богатству, а Бога оставляет, так как не может раздвоиться — Богу работать и мамоне (Мф 6:24). Богатство для человека любостяжательного становится идолом, которому он служит вместо Бога, как свидетельствует святой апостол Павел, прямо называя любостяжание идолослужением (Кол 3:5). За такое-то нечестье лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в царствии Христа и Бога (Еф 5:5). Кроме того, любостяжание, расторгая союз человека с Богом, отлучает его от союза любви к ближним, делает его бесчувственным и немилосердым к бедным, нуждающимся в благотворительной помощи. До чего доходит такое бесчувствие, видно из притчи о богаче (Лк 16:19), который среди своих пиршеств ни разу не обратил даже внимания на бедного Лазаря, в виду всех валявшегося в болезни у ворот немилосердого богача. Человек, одержимый страстью сребролюбия, становится подобен глухому аспиду, затыкает уши свои от воплей и стонов самой горькой нищеты и нужды. Но этого мало. Любостяжательный готов бывает даже на всевозможные неправды и преступления. Апостол прямо называет сребролюбие корнем всех зол (1 Тим 6:10), и действительно, нет более гибельной язвы для общежития, чем любовь к деньгам. Большая часть преступлений порождается страстью любостяжания и жадностью к деньгам. От желания обогатиться происходят все обманы, хищения, грабежи и убийства. Желающие обогащаться, — свидетельствует святой апостол Павел, — впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим 6:9).
Люди суетятся и хлопочут о многом, относящемся к покою и услаждению тела, а о том, что едино есть на потребу (Лк 10:42), о спасении души, мало думают. Рассчитывают долго прожить в богатстве и удовольствиях, но забывают, что страшный час смертный нередко приходит внезапно и навеки разлучает со всеми благами и прелестями мира сего. Отходит, таким образом, душа миролюбца в загробную жизнь одинокой, беспомощной и не готовой к оправданию пред Богом, так как в суете мирской и в упоении благами земными она вовремя не запаслась добрыми делами, которые одни только на суде Божием могут оправдать нас и искупить наши неправды. Все чувственное и тленное останется на земле и потеряет для души всякую цену после смерти. Подумайте, благоразумно ли увлекаться скоропреходящими благами и чрез пристрастие к ним лишать себя вечных благ царства небесного? Не свойственнее ли мудрости христианской из богодарованного нам вещественного богатства делать такое употребление, чтобы оно служило не временному нашему покою, но к вечному блаженству, по заповеди Спасителя, Который сказал: Приобретайте себе друзей богатством неправедным (тленным), чтобы они, когда обнищаете (когда умрете), приняли вас в вечные обители (Лк 16:9)? Полезно помнить притчу святого Варлаама из Пролога, наглядно изображающую должное отношение к богатству.
В некотором государстве граждане имели древнее обыкновение избирать царем чужестранца, не знающего их нравов, и поручали ему полную над собой власть, но 'только на один год, а как скоро минует сей срок, отсылали его на пустой остров. Однажды воцарился у них чужестранец — разумный и пекущийся не столько о настоящем, сколько о будущем. Он не так поступал, как прежние цари, которые только пили, ели и веселились. Он более всего старался найти себе мудрого советника и вместе верного друга, который бы научил его всем законам и всем обыкновениям страны, ему повинующейся. Услышав о горестной участи, которая чрез год неминуемо его постигнет, он ужаснулся, но, придя в себя, начал собирать из всех казнохранилищ серебро, золото, драгоценные камни, всякую пищу, и все сие чрез верных рабов отправил на остров, который после царского дворца будет его жилищем. Быстро прошел год, и граждане восстали на него, как и на прежних царей, поступили с ним так же, как и с прежними. Но пустой и безлюдный остров был для него не местом ужаса и казни, но местом упокоения и радости. Обитая там, он смеялся над злобой граждан.
Притча сия означает следующее: государство — суетный мир сей; граждане — пагубные страсти, которые, услаждая чувства только настоящим, исторгают из памяти будущее. Прежние цари изображают людей, которые, живя беспечно, вдруг постигнуты бывают смертью и отходят на вечное мучение. Мудрый царь изображает христианина, который, запасаясь добрыми делами, предпосылает их к Богу для своего оправдания и удостоения царства небесного (Пролог, 19 ноября, стр. 196).
Каждый из нас, стремясь к достижению земного благополучия или уже пользуясь богодарованным избытком благ земных, не должен поставлять себе целью временное своекорыстное употребление этих благ, но получение чрез них будущей небесной награды. Человек — существо разумное, предназначенное к вечному блаженству. Немногим Господь умалил его пред ангелами, славою и честью венчал его, поставил его владыкою над делами рук Своих, все положил под ноги его (Пс 8:6,7). Для того ли человек поставлен царем и владыкою на земле, чтобы погрязать в чувственных наслаждениях подобно неразумным животным? Как созданный по образу Божию, он должен уподобляться своему Первообразу в совершенствовании нравственных сил через упражнение в добрых делах. Будете совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф 5:48) — вот высшая цель нашей жизни. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Созидая человека, Бог сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию, а подобными Богу мы соделываемся не тогда, когда едим, пьем и облекаемся в одежды, потому что Бог ни ест, ни пьет, ни облекается в одежды, но когда блюдем правду, показываем человеколюбие, бываем снисходительны и кротки, милуем ближнего и украшаемся всякой добродетелью». Святой Василий Великий в самом устроении тела человеческого указывает высшую цель его жизни: «Ты сотворен прямым для того, чтобы не влачил ты жизни своей на земле, но взирал на небо и на Сущего там Бога, и чтобы не гонялся за скотским наслаждением, но, согласно с данным тебе разумом, жил небесной жизнью».
|