Главная » Духовная трапеза » Неделя 20-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

00:04
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

Неделя 20-я по Пятидесятнице
(Лк 16:19-31)

 
Бедность не есть несчастье, а пристрастие к богатству гибельно
 
Евангельское чтение настоящего дня содержит в себе изложение притчи Господа нашего Иисуса Христа о богатом и Лазаре (Лк 16:19-31). Притча сия решает один из главных жизненных вопросов, что лучше, богатство или бедность? При близоруком взгляде на жизнь вопрос этот охотнее всего решается нами в пользу богатства, как самого желанного блага, могущего доставить нам счастье. И какое в самом деле может быть сравнение богатства с бедностью?
 Так обыкновенно думают люди. При богатстве человек живет в покое, тепле и довольстве. Богатство доставляет почет и уважение. Что ни захочет богатый, все ему доступно. А бедный всегда в трудах, заботах, часто в озлоблении, унижении и болезнях, происходящих от скудной пищи, ветхой одежды и нездорового жилища. Нет, скажут, нехорошо проводить жизнь в бедности; несравненно лучше быть богатым. Но погодите увлекаться призрачным блеском богатства. Взгляните беспристрастнее на то, что нам показывает ежедневный опыт жизни человеческой, и вы убедитесь, что невелико счастье быть богатым, и быть бедным не значит быть несчастным. Думаете ли, что богатство дает человеку покой душевный? Но сколько у богатого забот, тревог и огорчений? Может ли сидеть сложа руки обладающий богатством, если не хочет быть обобранным и лишиться всего своего имущества? И какой скользкий и опасный путь ведет к обогащению! Переходят люди сушу и море, чтобы побольше добыть злата и сокровищ, подвергают себя всевозможным опасностям и, ослепляемые пристрастием к богатству, многие прямо идут к погибели, решаясь даже на преступные средства. Многие погибают, лишаясь доброго имени, чести, здоровья и самой жизни. Некоторым удается в короткое время разбогатеть. Пример таких скоробогатеющих обыкновенно возбуждает зависть в других, не дает им покоя, так что все, что они имеют для безбедного прожития, им кажется малым, хотят захватить больше и больше. К чему наконец приводит такая необузданная погоня за богатством? Ни к чему более, как к горькому разочарованию в тех надеждах на богатство, какими лелеяли себя люди, жертвовавшие ради приобретения его своим здоровьем и покоем. Опыт несомненно убеждает, что земное богатство тленно и скоропреходяще, потому и не может быть пригодно даже к временным целям человеческого счастья. Богатство не дает этого счастья, не наделяет человека прочным покоем и радостью. Не спасает богатство ни от болезни, ни от смерти; напротив, оно само служит нередко главным источником человеческих болезней, само ускоряет для человека приближение последней роковой развязки. Гибельные искушения плотоугодия, невоздержания, роскоши всегда близки к людям, располагающим избытком денег. Ничто так не может скоро испортить человека, как богатство. Желающие обогатиться, как свидетельствует святой апостол Павел, впадают в искушение и в сеть и во многия безрассудныя и вредныя похоти, который погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим 6:9).

Если при зрелом взгляде на богатство и бедность мы на опыте убеждаемся, что и в течение настоящей жизни от них не зависят наши счастье или несчастье, то что сказать об участи людей в будущей загробной жизни? Там земное положение людей совершенно изменяется. Ныне чтенная в Евангелии притча Иисуса Христа о богатом и Лазаре показывает, что по определению суда божественного загробная участь человека может быть совсем противоположна земной. Может быть так, что кто в сей жизни наслаждался благами земного счастья, тот за гробом принужден будет терпеть жестокие мучения, а кто здесь терпел, тот там найдет утешение на лоне Авраама.

Нужно ли говорить, чья участь лучше: того ли богача, который на всяк день веселился светло на земле и потом попал в ад, или нищего, который после смерти наслаждался райским блаженством? Между тем, что служило причиной вечной гибели богача, как не богатство и соединенное с ним неумеренное пользование земными удовольствиями, отвлекающими его от заботы о спасении души?

Правда, богатство само по себе не может быть злом для человека. Напротив, оно есть даяние благо и дар совершенный, свыше сходяй от Отца светов (Иак 1:17). Потому иметь богатство и умножать его не запрещается христианам. Но весь вред богатства происходит от неправильного на него взгляда и от неразумного употребления. Богатство пагубно для человека, если он всей душой прилепляется к нему, служит и поклоняется как бы какому божеству, забывая свои обязанности по отношению к истинному Богу. Да и как может истинно чтить и любить Бога тот, чье сердце привержено к богатству? Сказано в Евангелии: где сокровище ваше, там будет и сердце вашею; Никто не может служить двум господам; не можете служить Богу и мамоне (богатству) (Мф 6:21,24). В этом смысле и сказано апостолом, что любостяжание есть идолослужение (Кол 3:15), прямая измена истинному Богу в вере, любви и уповании. Но если бы христианин и не допустил себя дойти до забвения Бога, все-таки от пристрастия к богатству ему трудно будет исполнять закон Христов и идти за Христом узким путем спасения под тяжким бременем житейских забот, неизбежно соединенных с пользованием богатством. Спаситель сказал: трудно богатому войти в царство небесное; удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство небесное (Мф 19:23,24). Чтобы избежать опасностей от богатства, необходимо нам утвердится в той мысли, что все принадлежит Богу, что мы ничего не принесли в мир и ничего не можем вынести из него (1 Тим 6:7). Если же верховный Владыка наделяет нас богатством, то наделяет не с тем, чтобы мы им произвольно распоряжались как полные собственники, но как только приставники к богатству употребляли его согласно с требованием закона Божия на дела благотворения. В этом отношении великое значение имеет богатство. Пользуясь им, много добра можно сделать к упрочению счастья ближних наших в жизни семейной и общественной. Задача истинного христианина в том главным образом состоит, чтобы пользоваться богатством и не забывать и своего ближнего, страждущего и нуждающегося. Нелегкая это задача, потому что требует самоотвержения, ибо нет ничего труднее нам себя ограничивать и себе отказывать. Притом богатство, понимаемое как неотъемлемая собственность, имеет такую притягательную силу, что возбуждает в душе ненасытность, вследствие которой человеку богатому и в изобилии обеспеченному всем, бывает всегда жалко расстаться с незначительной долей его состояния в пользу ближних, и он остается глух и жестокосерд к самым горьким, вопиющим их нуждам. Того ли ожидает от нас Христос, открывший нам самый верный и ближайший путь к небу в самоотверженной любви и благотворительности? Христос говорит нам: приобретайте себе друзей богатством неправедным (тленным), чтобы они, когда обнищаете (то есть когда умрете), приняли вас в вечные обители (Лк 16:9). Для этого земное богатство только и нужно. Затем оно будет ничтожно и исчезнет, как призрак, пред лицом смерти, когда душа наша отрешится от телесной оболочки, и за ней в загробный мир пойдут только добрые дела.

Не оттого ли между людьми привыкли считать бедность несчастьем, что многие, имея чувственный взгляд на жизнь, в благах мира сего видят цель жизни и мало ценят блага небесного царствия. Подлинно было бы безотрадно положение бедных, если бы не было будущей вечной жизни и праведного мздовоздаяния за дела наши за пределами гроба. Но так как земная жизнь в сравнении с вечностью есть не более как мгновение, и все земное благополучие пред небесным блаженством ничто, то возможно ли считать злом недостаток земных благ, тленных и скоропреходящих, когда человек может обладать несравненно высшими благами духовными, может приобресть себе неоцененное сокровище веры, любви и прочих добродетелей, составляющих неотъемлемое богатство, неувядаемую красоту и славу души нашей? Бедность, таким образом, не есть зло. Она есть удел, от Бога назначенный человеку, благий жребий, данный ему Творцом с премудрой целью. Непостижимо для нас определение воли божественной, когда из жизненных даров неодинаковый бывает удел людям: одному дается пять талантов, другому — два, а некоторым только один талант. Но если так определено Богом, значит, так и должно быть. Никто не имеет права прекословить определениям небесного Промысла. Потому никто из бедных не должен роптать и жаловаться на свое положение в той мысли, что и при скудном уделе даров Божиих, при одном только таланте, от Бога данном, можно человеку правдивостью, честностью, трудолюбием заслужить от Бога честь и славу, услышать вожделенный глас Господа: Рабе благий и верный! О моле был еси верен, над многим тя поставлю (Мф 25:23). Никто из бедных не должен стыдиться своей бедности. Кроткая, благопокорливая, чуждая лукавства и пороков бедность достолюбезна пред очами Божиими. Сам Иисус Христос, нас ради обнищавший, дабы мы обогатились Его нищетою (2 Кор 8:9), и в течение Своей земной жизни не имевший, где главу приклонить (Лк 9:58), благоволил бедных и нищих наречь Своими братьями (Мф 25:40). Известно также, что апостолы, первые проповедники веры Христовой, по наставлению Спасителя не имели у себя никакого имущества, ни другой одежды, кроме той, которую носили, ни других сапог, ни денег, даже медных (Мк 6:8) и были в полном смысле нищими, бесприютными странниками, терпевшими голод и жажду, стужу и наготу (2 Кор 11:27). Но эти смиренные служители Слова Жизни под своим рубищем скрывали великое богатство духовное: они были нищи, но многих обогащали, ничего не имели, но всем обладали (2 Кор 6:10).

Возлюбив нищету и все блага мира сего почитая тщетою и сором (Флп 3: 8), апостолы и всем христианам внушали, чтобы они не презирали бедных, не гордились пред ними богатством своим, но уравнивали их во всем с собою. Святой апостол Иаков писал верующим: Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там или садись здесь, у ног моих, то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного (Иак 2:1-6).

В нынешнее время, когда более всего обращают внимание на внешность, на блеск жилищ, красоту и ценность одежд, а о внутренней красоте души своей мало заботятся, возлюбим простоту и умеренность жизни среди избытка своего, а если кому из нас дана в удел бедность, не падем духом, не устыдимся жребия Божия, но сохраним себя чистыми от греха, и нас Господь не лишит вечных и нетленных благ царствия Своего.


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 794 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar