Главная » Духовная трапеза » Духовная Трапеза. (Лк 8:5-15)

13:00
Духовная Трапеза. (Лк 8:5-15)

Неделя 22-я по Пятидесятнице
(Лк 8:5-15)

 
Духовно-нравственное образование, необходимое для плодотворного действия в нас слова Божия
 
В нынешнем Евангелии излагается притча Господа нашего Иисуса Христа о сеятеле и семени. В этой притче в сравнении поля, назначенного для посева, с сердцем человеческим, восприемлющим слово Божие, указывается, что необходимо для плодотворного действия в нас слова Божия. По животворному действию в сердцах человеческих слово Божие поистине есть семя жизни духовной. Что бывает с землею не насеянной?
Какой она имеет пустынный, мрачный и неблагообразный вид, будучи или совсем оголена, или покрыта сорными, бесполезными травами и терниями? Не то же ли самое бывает и с душой нашей, когда она не оплодотворена семенем слова Божия и в своем поврежденном греховном состоянии является безобразной, пустой и лишенной всяких плодов добродетелей? В мире вещественном жизнь и произрастание зависят от Бога. От Бога дано твари всякое семя жизненное. Сам Бог при создании мира сказал: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по -подобию, и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем (Быт 1:11). С тех пор осемененная Творцом земля, произращающая в течение многих тысячелетий разнообразные растения, не теряет своей производительности, и эти семена, сколько бы ни возрождались, не перестают быть способными к новому и новому возрождению. Так и семя жизни духовной — Слово Божие, принесенное на опустошенную грехом землю Единородным Сыном Божиим и чрез богоизбранных апостолов рассеянное повсюду, мало-помалу бесплодную и жаждущую пустыню мира обратило в вертоград напоенный (Ис 58:11) святую Христову Церковь, утвердившуюся во всех концах вселенной и принявшую в свою ограду избранных от всех племен и народов. Делатель добрый и насадитель благих семян истинной веры и благочестия, Господь Иисус Христос не оставляет насажденный Им на земле вертоград — святую православную Церковь. Он воодушевляет и укрепляет силою многою пастырей и учителей церковных, так что чрез них слово благовествования Христова не теряет своей плодотворной силы, но пребывает доселе во всем мире плодоносно и растимо (Кол 1:5,6). Верные и послушные чада Церкви, слышав слово Божие, добрым и благим сердцем держат его и плод творят в терпении (Лк 8:15). Таковые поистине представляют собой плодоносную ниву, дающую обильный плод сторицею. Радуется небесный Домовладыка, видя доброе прозябание на ниве Своей, и уготовляет небесные житницы — блаженные обители для душ, произрастивших в жизни добродетельные плоды. Какова же участь тех, кто, принадлежа обществу христиан и возрастая на ниве Христовой под осенением и орошением благодати Христовой, остаются бесплодными, подобно незрелым колосьям, дающим одни плевы или солому? Сказано в Евангелии, что небесный Домовладыка соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (Лк 3:17), то есть осудит на вечное мучение.

Как же нам избегнуть сей погибельной участи? Необходимо усиленно стараться возделывать ниву сердца своего, то есть располагать себя к тому, чтобы семена слова Божия, или, что то же, учения христианского могли быть восприняты нами, возросли и принесли нам спасительный плод оправдания пред Богом. Поле тогда только может быть плодоносно и растимо, когда оно возделано и обработано. Всякий благоразумный и старательный хозяин заботится о своем поле, огораживает его, чтобы оно не было затоптано прохожими, тщательно вспахивает, очищая от камней и сорных трав. Усердный труд не пропадает даром, хорошо возделанное поле дает обильный урожай и поощряет землевладельца на будущее. Не так ли точно мы должны поработать над душою своею?

Первоначальным и существенно необходимым средством к воспитанию и образованию души нашей так, чтобы она сделалась способной к восприятию доброго учения веры и других общеполезных знаний, служит школа. Справедливо говорят наши пословицы: Ученье свет, неученье тьма; красна птица пением, а человек учением; ученье лучше богатства; кто грамоте горазд, тому не пропасть. Опыт свидетельствует, что чем выше образование, тем благоустроеннее наша жизнь домашняя и общественная. Но одному тому, чтобы умножалось число образовательных заведений, нельзя еще вполне радоваться. Можно радоваться только тогда, когда наши дети в школах получают образование религиозно-нравственное, воспитываются в духе православия и усвояют закон Божий не по букве, одним умом и памятью, но более сердцем. К этому должно быть приложено преимущественное внимание как со стороны учащихся, так особенно со стороны родителей и воспитателей. Желательно, чтобы наши дети еще ранее школы были подготовлены к сердечному усвоению религиозных знаний и в течение своего школьного образования были поддерживаемы родителями и воспитателями в ревностном и благоговейно-внимательном отношении к урокам Закона Божия. Поистине счастливы те дети и юноши, которые с детства в своей семье питаются духом веры и благочестия. Никогда не забываются те святые впечатления, какие получают дети чрез пример и наставление своих благочестивых родителей. Раннее религиозно-нравственное образование удобряет душу и делает ее благоприятной почвой для насаждения всех добрых семян учения. Успех во всех предметах школьного образования главным образом подготовляется благочестивым домашним воспитанием. Религиозно воспитанный юноша всегда бывает послушен, исполнителен, терпелив и прилежен, воздержан и чужд суетных развлечений, мешающих делу. Оттого он успешнее достигает конца своего образовательного поприща и, выходя затем на самостоятельное служение в обществе, находит в вере и благочестии твердую опору. Итак, чтобы нам быть плодоносным насаждением на ниве Христовой, важнейшей задачей нашей жизни должно быть попечение о нашем религиозно-нравственном образовании. От юных лет до глубокой старости мы должны иметь своей учебной книгой Священное Писание, читать его как можно чаще, изучать и уразумевать под руководством отцов и учителей церковных, без суемудрия и колебаний, по простоте сердечной веры. Для не могущих читать Священное Писание лучшей школой духовно-нравственного их образования служит церковь, где слово Божие читается и изъясняется, где все истины веры изобразительно представляются в священнодействиях и обрядах. Для того надлежит всем неленостно ходить в церковь, стоять при богослужении благоговейно, внимательно, и всем, даже неученым — младенцам о Христе, откроется божественная мудрость, утаенная от премудрых и разумных (Мф 11:25).

К сожалению, многие из христиан и в школе легкомысленно относятся к изучению закона Божия, и дома мало, даже вовсе не читают слова Божия, редко ходят в церковь, где оно проповедуется, и если бывают в церкви, не вникают в смысл евангельских чтений и поучений церковных по рассеянности или по житейской многопопечительности. Для таких людей слово благовествования Христова кажется малопонятным, скучным и бесполезным. В познании самых главных и существенных истин веры они остаются невеждами и оттого бывают слабы и изменчивы в исповедании веры, легко впадают в суеверия и поддаются хитрым обольщениям лжеучителей. Многие, слушая слово Божие, трогаются им, сознают свою греховность и обещают исправиться, но не хранят в сердце своем слышанного, не размышляют о полученных уроках веры и благочестия; потому скоро забывают слышанное слово благовестия Христова, и оно бывает у них бесплодно. Сердце таких людей, как говорит Сирах, подобно разбитому сосуду и не удерживает в себе никакого знания (Сир 21:17). Наконец, немало между нами таких, которые с готовностью слушают слово Божие и поучаются в законе Божием, но не прилагают к жизни правил веры и благочестия по недостатку терпения и самоотвержения, потребных для благочестной жизни. Не достигают такие люди плодов оправдания пред Богом, ибо сказано в Писании: не слышателие закона праведны пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся (Рим 2:13). Не вдруг созревает в нас плод спасения. Для достижения неба требуется много терпения. Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Посему-то и сказал Спаситель, что истинные христиане, спасающиеся — те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении (Лк 8:15).


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 519 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar