Главная » Духовная трапеза » Неделя 10-я по Пятидесятнице . Духовная Трапеза.

23:00
Неделя 10-я по Пятидесятнице . Духовная Трапеза.

Неделя 10-я по Пятидесятнице
(Мф 17:14-23)

 

Христианские побуждения к труду — Усердие в деле — Тунеядство

Нынешнее апостольское чтение (1 Кор 4:9-16) дает нам благопотребный урок о необходимости труда и христианских побуждениях к нему. Святой апостол Павел при необычайных подвигах благовествования Христова, продолжавшихся непрерывно всю его жизнь, с путешествиями по различным странам, свидетельствует о себе и о других благовестниках веры, говоря: даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками (1 Кор 4:11). Известно из книги Деяний апостольских, что апостол Павел и его сотрудник в благовествовании Акила были скинотворцы, т.е. делатели палаток (Деян 18:3). Насколько велик был их труд, показывают следующие слова апостола Павла: мы ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою день и ночь (2 Фес 3:8).
Не на себя только работали апостолы, но трудились более всего для пособия нуждающимся ближним. Сами знаете, — так говорил апостол Павел пастырям Ефесским, — что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых (Деян 20:34,35). Какой высокий и достоподражаемый пример христианского трудолюбия для всех нас, и богатых и бедных, и знатных и простых! Первоверховный апостол, избранник Божий, удостоенный необычайных божественных откровений, стоя на высоте апостольского служения, не считал для себя унизительным ремесленный труд. Не хотел он жить за чужой счет, хотя и мог быть вполне законно обеспечен в своем содержании и довольстве приношениями тех, кого он облагодетельствовал неоцененными дарами благовестия своего. Несмотря на то, великий апостол не переставал трудиться добровольно и бескорыстно, и нам всем заповедует своим словом и примером любить труд и не тяготиться им. Но как часто многие из нас считают труд тяжким бременем и стараются от него всячески освободиться! Как часто в свободе от трудов полагается желанное благо и счастье жизни! Сколько возбуждают зависти те, которые, ничего не делая, бывают обеспечены в своем содержании! Правда ли это? Верно ли, что труд есть наказание и несчастье нашей жизни, а освобождение от работы есть счастье и блаженство? Нет, труд есть существенное назначение наше. Без труда все наши силы и способности ослабевают, не могут совершенствоваться и замирают, останавливаясь в своем развитии. «Неоспоримый опыт свидетельствует, — говорит один из знаменитых архипастырей нашей Церкви, — что в сей земной жизни человека никакая способность его не образуется, никакое знание не приобретается, никакой успех не достигается без того, чтобы человек не впряг себя в какое-нибудь ярмо, не понес какого-нибудь бремени труда» (Слова и речи Филарета, митр. Моск., т. II, стр. 298). Для существ разумных бездействие есть образ смерти. Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся, так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Праздность есть мать всех пороков, она строго осуждается Богом. Отчего же труд так немногим сладок, если в нем прямое назначение жизни для нашего блага, довольства и усовершенствования? Это оттого, что мы большей частью предпринимаем труды не по христианским побуждениям, не во славу Божию, как это заповедуется нам Словом Божиим (1 Кор 10:31), но руководствуемся в своих трудах побуждениями нечистыми и своекорыстными — работаем без мысли о Боге, без молитвы о Его помощи, не разбирая праздников, и не назначаем плодов своего труда на благотворительную помощь ближним. Тяжел и не сладок труд подневольный и непосильный, но в этом виноваты мы сами. Наша алчность только заставляет нас напрягать свои силы сверх меры — хотим скорее разбогатеть, возвыситься, отличиться. Сами мы делаемся рабами своекорыстных стремлений, пересиливаем себя хуже подневольных до упадка сил. И какой обыкновенно бывает конец такой лихорадочной деятельности? От непосильного и беспокойного труда гибнет преждевременно здоровье, а дело до конца не доходит, и многие замыслы человеческие разрушаются без успеха. Для своекорыстных и нетерпеливых тружеников эта безуспешность тяжела и невыносима. Мирно и терпеливо трудиться, а также благодушно и легко переносить жизненные неудачи могут только те, которые, руководствуясь христианскими побуждениями, совершают все дела свои во славу Божию и на общее благо, с самоотвержением и с благопокорливостью воле Божией. На такой только труд нисходит небесное благословение, венчающее его совершенным успехом. Без Бога мы всуе будем трудиться, как говорится в слове Божием: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его: если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс 126:1).

Труд не радует и не сопровождается желанным успехом оттого, что к нему не хотят люди прилагать своего усердия. От усердия к делу главным образом зависит успех всякого дела. Позаботится человек исполнить свои обязанности, свои урочные работы, он и пораньше встанет, чтобы за них приняться, и подольше вечером продолжит свои труды, чтобы поскорее подойти к концу работы. Старательный и усердный человек незаметно и постепенно преодолевает трудности своих дел, не страшится их многосложности и продолжительности, но неуклонным исполнением их постепенно идет вперед и преуспевает. Какое чистое и высокое наслаждение после успешной работы воспользоваться отдыхом, видеть плоды трудов своих, чувствовать себя обеспеченным от нужд и свое благосостояние упроченным! Невольно в душе честного труженика возникает тогда отрадное и в высшей степени ободряющее чувство хвалы и благодарности Богу, Подателю сил, благословляющему успехом всякое наше начинание. Люди ленивые и беспечные, исполняющие свои обязанности неохотно, кое-как, постоянно откладывающие свои дела, никогда не видят полного успеха и потому не могут ощущать такой сладости отдохновения, какую испытывают люди старательные и усердные. Чем же в нас должна возбуждаться ревность к тщательному и неуклонному исполнению житейских обязанностей? Конечно, прежде всего живым сознанием пользы и необходимости трудиться. К сожалению, это сознание во многих из нас бывает очень слабо и смутно. Большей частью для возбуждения нашего усердия к делу требуются понудительные меры. Обыкновенно нам нужно всегда напоминать о деле, заставлять делать неослабно, наблюдать и предупреждать уклонение от дела угрозой наказания. Может ли быть полезно для дела такое отношение? Понятно, что когда человек делает свое дело, исполняет свои обязанности по принуждению, не влагает в дело душу свою, не прилагает к нему усердия, никакое дело не может быть совершено легко и успешно. Труд без любви и усердия всегда бывает тягостен и мучителен. Невольное и неохотное исполнение дела приводит человека в жалкое состояние раба, лишенного свободы. Он уподобляется неразумному животному, работающему из-под палки. Хорошо ли человеку, существу разумному, ставить себя в один уровень с бессловесными, в своих действиях руководствоваться принудительными мерами? Нет, для того нам и даны разум и свобода, чтобы мы прилагали их к своей деятельности, исполняя все, для нас обязательное, добровольно и с сознанием пользы и цели дел наших. Если же для кого при преобладающем расположении к лености или беспечности необходимы какие-либо побудительные и поощрительные меры для возбуждения усердия в трудах, то для таковых самым благонадежным руководством может и должен служить пример других, ревностно подвизающихся на одном с ними поприще. Пример сильнее всяких побуждений действует на нас, возбуждает ревность к делу, поощряет. В особенности для каждого из нас, при исполнении наших обязанностей, должен быть священ долг последования доброму примеру родителей, наставников и начальников. В следовании этому примеру заключается верный залог нашего преуспеяния во всем. Опытность старших, оправданная многолетним успехом, самое верное ручательство и для успешности наших дел. Святой апостол Павел свидетельствует о себе и своих сотрудниках, что они занимались трудом и работали день и ночь для того, чтобы себя самих дать в образец для подражания (2 Фес 3:9). И святые подвижники, опытные наставники благочестия, твердо руководившие всех ко спасению не только с духовной стороны, но и со стороны благоустройства и порядка внешней жизни, учат поощрять друг друга к делу примером, а не дожидаться приказаний или понуждений. Так, один брат спросил авву Пимена: «Со мною живут братия: позволишь ли мне давать им приказания?» Старец отвечал ему: «Нет, но ты сам сперва сделай дело, и если они хотят жить по-твоему, то увидят, что должно им делать». Брат сказал ему: «Но они, отец, сами желают, чтобы я делал им приказания». Старец отвечал: «Нет, но ты будь примером для них, а не законодателем».

Из этого святоотеческого примера нетрудно усмотреть, что самый лучший и благонадежный способ возбуждения усердия и ревности к делу состоит не в принуждении, криках и угрозах, какими у нас обыкновенно сопровождаются все работы, но в мирном возбуждении усердия трудящихся добрым примером со стороны старших или распорядителей.

Вот еще благопотребный для нас святоотеческий урок относительно труда. Авва Исайя, великий подвижник, имевший под своим руководством много братии, желая преподать им наставление, поступил таким образом. Взявши зеленую ветвь в означение того, что совершает прогулку, он пошел на гумно и говорит владельцу земли: дай мне пшеницы. «А жал ли ты, авва?» — спросил тот. «Нет», — отвечал старец. Тогда владелец говорит ему: «Как же ты хочешь получить пшеницы, когда сам не жал?» А старец говорит: «Неужели не получает награды тот, кто не жал?» «Не получает», — сказал владелец. Так старец и ушел от него. Братия, которые видели, что он делал, просят его объяснить им, для чего он сие сделал. Старец говорит им: «Это я сделал для примера: так, если кто не будет работать, не получит награды ОТ Бога» (Достоп. сказ, о подв ев отцов, стр. 85, 5).

По нынешнему времени такой урок в особенности нужен для многих из нас, а также и апостольское предостережение относительно тунеядства: мы ни у кого не ели хлеба даром, чтобы не обременить кого из вас, говорит апостол (2 Фес 3:8). В самом деле, сколько среди нас охотников пожить на чужой счет и, ничего не делая, пользоваться плодами трудов ближнего! Как часто многие из нас забывают ту простую истину, что только собственными трудами он может приобретать себе право и прочное обеспечение в пользовании богодарованными нам средствами жизни и что, как говорил апостол, аще кто не хощет делати, ниже да яст (2 Фес 3:10). Тунеядец, небрегущий о пользе дела и думающий себя только успокаивать праздностью, может лишиться всех средств к своему содержанию и обнищать. Так мы и видим постоянно на опыте, что лукавых и ленивых работников нигде не держат, и только честные и добросовестные труженики твердо стоят на своих местах, пользуются доверием от начальников и хозяев, получают благовременную помощь и прибавку жалованья как достойную награду за ту пользу, какую они приносят добросовестным исполнением своей службы. Тунеядец же, заслуживающий презрения пред судом общественного мнения, тем более достоин осуждения пред судом правды Божией. Он грешит пред Богом тем, что данные ему таланты, то есть силы и способности душевные и телесные, не только не употребляет на добрые и общеполезные дела, но, проводя жизнь в праздности, поедает плоды чужих трудов, не отплачивая за то ничем со своей стороны. Может ли быть угодна Богу такая жизнь человека, исполненная хищения и неправды? Тунеядец есть тот же хищник, о котором сказано в Писании, что хищник царствия Божия не наследует (1 Кор 6:10). Обкрадывая ближних, тунеядцы более всего обкрадывают самих себя, лишаясь милости Божией за злоупотребление своими силами и способностями, которые они губят в своей праздности. Бог за это лишает их и того, что они имеют, ибо за честность и трудолюбие, как сказано в Евангелии, всякому имеющему дастся и приумножится, а у праздного и ленивого отнимется и то, что имеет (Мф 25:29).

Избегайте, христиане, праздности, ведущей ко многим порокам, нетерпимым в обществе человеческом. Возлюбите труд праведный и честный, укрепляющий и совершенствующий силы человеческие, содействующий преуспеянию в добродетельной жизни, упрочивающий наше земное счастье и ведущий к благоугождению пред Богом.

Однажды пришли для назидания к авве Ахилле старцы. Они увидели, что авва ночью вил большую веревку и просили его сказать им что-нибудь. Он сказал: с вечера и до сего времени я свил двадцать локтей и, право, не имею нужды в них. Но как бы не прогневался на меня Бог и не осудил меня за то, что, будучи в силах работать, не работаю, — потому тружусь и делаю по силам моим (Достопамятные сказания о подв. св. отцов, стр. 40, §5). Последуем все сему спасительному примеру.


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 646 | Добавил: Православие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar