Главная » Духовная трапеза » Неделя 14-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

00:03
Неделя 14-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

Неделя 14-я по Пятидесятнице
(Мф 22:2-14)

 
Изъяснение притчи о созванных на вечерю — Величие благ, даруемых нам Христом — Брачное одеяние души
 
В нынешнем Евангелии излагается притча о браке царского сына. Иносказательно, под образом устроения брачного пира, на который приглашены были многие, говорится здесь о первоначальном устроении на земле новозаветной Церкви Христовой. Еще в Ветхом завете подобное иносказание употребляется в пророческом видении Соломона в следующих выразительных изречениях, которые мы весьма часто слышим при богослужении на паремийных чтениях: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: кто неразумен, обратись сюда! И скудоумному она сказала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное (Притч 9:1-5).
Когда для устроения царства Божия и Церкви на землю пришел Господь Иисус Христос, Ипостасная Премудрость Отчая, то Он всех людей призывал к участию в уготованной Им вечере божественной любви, для всех открыл вход в царство небесное, кто только желал спасения и был послушен гласу божественного призывания. Зваными прежде всего были иудеи, которые за много веков были предуведомлены чрез пророков о пришествии Мессии, ждали его и более всего надеялись быть участниками царства Христова.

Для оживления такой надежды перед вступлением Христа в общественное служение послан был от Бога к Израилю последний, величайший из всех пророков, Предтеча Христов Иоанн, в духе и силе Илии провозвещавший о скором пришествии Мессии и приближении царства Божия (Мф 3:2). В то же время Сам Христос посылал пред лицом Своим двенадцать апостолов, которым заповедал идти к овцам погибшим дома Израилева и проповедовать, глаголю -ще: яко приблизися царство небесное (Мф 10:6-7). Но предуведомленные о пришествии Месии и званые иудеи остались глухими к пророческим вещаниям, не послушались проповеди Иоанна и не хотели внимать любвеобильному гласу самого Спасителя. Немногие из них последовали за Спасителем, но большая часть иудеев, особенно первосвященники и старейшины, отверглись Христа и предали Его на смерть. Когда, наконец, по страдании Христа, дело спасения рода человеческого совершилось, всем отверст был вход в царство небесное и благодатью Святого Духа уготована была вечеря божественной любви в таинствах церковных, Христос через своих апостолов опять обратился с приглашением к званым иудеям. Скажите званым, — так убеждал многомилостивый царь неблагодарных людей: — вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото и все готово; приходите на брачный пир. Но они, принебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил оных и сжег город их (Мф 22:4-7). В сих словах содержится пророчество о гонении иудеев на Церковь Христову и о бедственной участи этого неблагодарного народа. Иудеи не только не хотели внимать обращенной к ним проповеди апостолов, но всегда дышали против них злобой и убийством, жестоко преследуя всех учеников и последователей Христовых, за что и были жестоко наказаны. Чрез тридцать с небольшим лет после вознесения Господня Иудея была завоевана римлянами и совершенно опустошена; Иерусалим был обращен в развалины, и жители отведены в плен. Проповедь евангельская из Иудеи перенесена была в другие страны, и скоро все концы вселенной огласились вещанием проповедников евангельского учения. Многие из язычников, считавшиеся отверженными от царствия Божия, охотно откликнулись на зов божественный, присоединились к обществу христиан и начали славословить пресвятое и великолепое имя Святой Троицы. Так образовалась на земле Церковь Христова и в ней любовью божественной открыто было для всех людей пристанище спасения, уготована божественная трапеза, где все верные могли преизобильно пользоваться благодатными дарами, питаться нетленной пищей и утолять жажду духовную из неистощимого и живоносного источника благодати, который посреди вертограда духовного, то есть Церкви православной, течет в жизнь вечную и наполняет ниву Господнюю для возращения на ней живых леторослей веры и добродетели.

Поистине блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! (Лк 14:15). блаженны званые на брачную вечерю Агнца (Откр 19:9). Но что мы слышали в нынешнем Евангелии? Сам Христос свидетельствует, что много званых на Его вечерю, а мало избранных. Много еще остается на свете людей, совсем не ведущих Христа, чуждых заветов обетования, упования не имущих, безбожных в мире (Еф 2:12). Много познавших Христа и принявших обеты звания христианского, но по лжеверию и суемудрию не желающих быть в церковном союзе, упорно пребывающих в гибельном отчуждении ересей и раскола. Много и православных сынов Церкви, но заблудших, уклоняющихся от благодатного общения с Христом из-за земных и чувственных пристрастий и на любвеобильный зов Его отвечающих: имей мя отреченна. Что может быть неблагодарнее и преступнее подобного отказа от божественного призывания? Некогда израильтяне, имевшие наследие в земле Ханаанской и ведомые Самим Богом, отреклись туда идти, своими желаниями обращались опять в страну рабства, предпочитали небесной манне египетские яства и за то многие погибли в пустыне, не увидав земли обетованной. Мы, христиане, имеем лучшее наследие в небесном Иерусалиме и самим Богом призываемся к участию в наследии святых в свете, избавлены от власти тьмы и призываемся в царство возлюбленного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, в котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов (Кол 1:12-14). Можем ли мы отрекаться от благодатного общения с Христом? Можем ли пренебрегать великими дарами искупления и предпочитать им блага и удовольствия земные, временные и чувственные? Правда, от неразумия и притупления нравственного чувства у многих христиан происходит равнодушие и невнимание их к требованиям веры и неразумное предпочтение суетного и вредного вечному и спасительному. Но кто в этом виноват? Не должны ли христиане рассеивать в умах своих мрак религиозного невежества и умягчать ожесточенное сердце послушанием Богу, раскаянием и исправлением? Призвавший нас к небесному наследию Христос Господь дал нам и возможность достигать этого наследия. Он дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного (1 Ин 5:20), преподал нам чистую и совершеннейшую веру и научил в ней тому, во что люди должны веровать, что знать и делать и на что надеяться, чтобы быть добродетельными и богоугодными. Пред светом этого богопознания мрак невежества, неверия, суеверий и предрассудков сам собою исчезает, наши христианские убеждения становятся твердыми, наша вера живой и плодоносной. Кто же виноват, если некоторые христиане намеренно смежают очи свои пред сим спасительным светом, не хотят слышать глаголов жизни и спасения и из источника богопознания, для всех открытого в слове Божием и в проповеди церковной, не хотят почерпать спасительных истин веры, и для утоления своей духовной жажды ищут в пустыне мира кладенцы сокрушенные, безводные, или кладенцы хананейских мыслей, содержащие в себе воду (учение) вредное, негодное? Таковы во многом числе обращающиеся в народе книги для чтения суемудренные, пустые и суеверные. Божественная же книга Священного писания, единственно могущая умудрить нас во спасение, многими совсем не знается и пренебрегается. Можно ли, пренебрегая источником богопознания и не зная главнейших истин искупления, быть истинным христианином, ревностным исполнителем Закона Божия? Не будет ли вера такого христианина слепая и нравственные убеждения его шатки? Без познания Христа и руководства Его примером и учением христианин не может исправить жизнь свою — он неизбежно сбивается с истинного пути, пути следования за Христом, блуждает по распутиям мира, не видя пред собой истинной цели, и погибает, если вовремя не сознает своих заблуждений и не воззовет о помощи к Спасителю Богу. Человеколюбивый и многомилостивый Господь не оставляет немощных и заблудших чад Своих без благодатной помощи, подает им все божественные силы, яже к животу и благочестию. Для ищущих оправдания и спасения Господь учредил Свою святую Церковь, где каждый из нас может получать все необходимое для духовного ободрения, подкрепления и освящения.

Итак, христиане, будьте верными сынами Церкви Христовой, и под ее спасительным руководством соделайтесь достойными участия в благах царства небесного. Все, отрекающиеся от христианства и вообще от участия в благодатном общении с Господом в таинствах святой православной Церкви, будут низвергнуты в тьму кромешную, ту будет плач и скрежет зубов.

Но и все мы, вступившие в Церковь Христову и именующиеся христианами, подвергнемся подобной же участи, если не будем уготовлять себя к достойному общению с Господом чрез благоукрашение души своей добрыми делами. Если мы не будем жить по-христиански, если ограничимся одной наружной праведностью, то пред лицом Праведного Судии — Бога явимся как бы обнаженными, с одной своей греховной нечистотой и безобразием, и потому будем лишены небесного блаженства. Добрые дела, совершаемые нами со смиренным сознанием нашего недостоинства и с молитвой о благодатной помощи Божией, именно и служат для души нашей той брачной одеждой, которая покроет нашу естественную немощь и соделает нас непостыдными пред лицом Божиим на страшном суде Его. О таком брачном одеянии души нашей говорит апостол Павел, преподавая верующим следующие наставления. Облекитесь, — говорит он, — как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрив, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенств (Кол 3:12-14). Внимая сему апостольскому наставлению, особенно надлежит нам остановиться мыслью на словах апостола: более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенств. Из сих слов видно, что главной опорой нашей богоугодной деятельности должна быть любовь, первее всего к Богу, потом к ближним, в той же степени, как мы любим самих себя. Любовь к Богу и ближним поистине есть та золотая нить, из которой сплетается светлая одежда оправдания нашего пред Богом. Только чрез любовь достигнем мы благодатного общения с Богом в царствии небесном. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин 4:16), говорит святой апостол Иоанн. Без любви никакие духовные дарования и подвиги не будут иметь значения в очах Божиих. Святой апостол Павел весьма выразительно изъясняет это в следующих словах: если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор 13:1-3).

Итак, держитесь любви (1 Кор 14:1), любовь есть исполнение закона (Рим 13:10).


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 594 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar