Главная » Духовная трапеза » Неделя о мытаре и фарисее. Духовная Трапеза.

19:05
Неделя о мытаре и фарисее. Духовная Трапеза.

Неделя о мытаре и фарисее
(Лк 18:10-14)

 
Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится. Смирим себя пред Богом мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешных. Стихира на Господи воззвах
 
 
С недели о мытаре и фарисее святая Церковь начинает нас приготовлять к приближающемуся Великому посту, во время которого каждый из нас должен исполнить христианский долг исповеди и святого причащения. С этой недели начинается умилительное пение покаянных песней: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! На спасения стези настави мя, Богородице! Особенно же в нынешнем Евангельском чтении притчею о мытаре и фарисее мы пробуждаемся к сердечному сокрушению о грехах своих и к смиренному исповеданию пред Богом своего недостоинства. Мытарь — это живой образ каждого грешника, ищущего оправдания, и его покаянная молитва должна служить образцом наших молитв. Как он поступал в сознании своей греховности, так должны поступать и мы, чтобы достигнуть спасения. 

 
Отверзлись двери покаяния мытарю, и он пошел в дом свой оправданным — и нас Господь помилует и утвердит на стези спасения, если мы в своем греховном положении будем поступать подобно мытарю. Какие же достоподражаемые свойства спасительного покаяния указывает нам Спаситель на примере мытаря, и чего мы должны остерегаться, чтобы не быть осужденными вместе с фарисеем?
 
Почувствовав в душе своей тяготу греховную и желая облегчить ее раскаянием пред Богом, мытарь оставляет свои обыденные занятия, отрешается от житейских забот и идет в церковь, чтобы пред лицем Божиим излить скорбь свою о грехах и помолиться о своем прощении. Так должен поступить и каждый христианин, ищущий оправдания. Первый его шаг на пути покаяния должен был направлен к молитвенному общению с Богом в святом храме, где Господь благоволит являть свое присутствие и приближать нас к Себе. Приидите ко Мне вси тру-ждающиися и обременении, и Аз упокою вы — так Господь взывает ко всем грешникам, изнемогающим под тяжким бременем греховной суеты и печалей века сего. Особенно же в церковной молитве Господь говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:20). Не говорите: «Я могу дома помолиться и просить у Бога прощения: Бог примет нашу молитву, где бы она ни совершалась». Правда, Бог вездесущ, всюду Он близок к нам и везде слышит наши молитвы. Но мы-то, по немощи своей, в шуме житейской суеты мало бываем способны и готовы к истинной молитве, развлекаемые и обуреваемые земными помышлениями, неудержимо вторгающимися в нашу душу среди домашней обстановки. Из снисхождения к немощи нашей Господь и избрал храм местом особенного Своего присутствия, дабы мы в этом небеси подобном селении славы Божией могли беспрепятственно возносить свои молитвы. Кающемуся грешнику необходимо прилежное посещение храма Божия для приготовления себя к исповеди и святому причащению. Весьма прискорбно, что ныне христиане стали произвольно сокращать время говения до того, что и одной недели не выполняют, как следует, относительно хождения к службам церковным и соблюдения поста. А что сказать о тех говельщиках, которые в избранную неделю говения начинают ходить к службам с пятницы, а в субботу причащаются? Успеют ли они в такой короткий срок предрасположить свою душу к достойному принятию таинства? Очевидно, это печальный признак небрежения о спасении души своей.
 
Но не забудем, что одного хождения в церковь и говения, хотя бы очень прилежного, недостаточно для нашего оправдания. И фарисей молился Богу в храме и постился дома, но не получил оправдания, потому что и пред лицем Божиим не имел расположения к покаянной молитве. Он не каялся, но хвалился собою, возносился, но не смирялся. Мытарь же предстоял пред Богом с сердцем сокрушенным и смиренным, и такое смирение делало его молитву пламенной и покаяние богоугодным. Он не стыдился унизить себя пред другими, не скрывал своего недостоинства. Позади всех он стоял в церкви и, ударяя себя в грудь, внутренне терзался своей греховностью, считал себя безответным пред Богом и полагался единственно на Его милосердие. Покаянная молитва мытаря была услышана, и он был помилован Богом. В таких расположениях должен утверждать себя и каждый христианин кающийся, чтобы получить оправдание пред Богом. Покаянная молитва его, подобно молитве мытаря, должна быть проникнута сердечным сокрушением и полным сознанием греховности. Сознание есть половина исправления. Но прийти к сознанию своей вины и не обольщаться самооправданием, сколько важно для грешника в деле его исправления, столько и трудно.
 
Самолюбие так глубоко коренится в нашей поврежденной природе, так отуманивает наш ум, что мы бываем более расположены во всем себя оправдывать, скрывать свои недостатки и даже услаждаться своими мнимыми достоинствами. Хотя и горько нашему самолюбию прямо и беспристрастно видеть и сознавать согрешения наши — правда, говорят, глаза колет, но это необходимо всякому, желающему себе спасения.
 
Смиренное сознание наших грехов есть дверь к спасительному покаянию и исправлению нашей жизни, и потому всем нам, желающим вступить на этот спасительный путь, прежде всего надлежит молить Господа, чтобы Он помог нам победить наше самолюбие и своенравие, отряс от очей наших прилипший к ним прах гордыни, открыл нам дверь спасения в смиренном исповедании грехов наших. Отчего же именно и происходило такое упорство и ослепление фарисеев, главных вождей и руководителей народа иудейского? Оттого, что они были ослеплены духовной гордостью, считали себя людьми особенными (слово «фарисей» и значит особенный), избранными, святыми, которым, как потомкам Авраама, вполне принадлежит право на наследие царствия Божия. В чаду такого самомнения фарисеи не видели своего нравственного безобразия, не считали для себя нужным покаяния, дерзая даже пред лицом всевидящего Бога хвалиться, говоря: несмь якоже прочий человецы обидчики, грабители. Напротив, каким путем пришли к Иисусу Христу некнижные рыбаки, грешные мытари и вообще простой народ? Путем смирения и сознания своих немощей. Не то же ли бывает и в нынешнее время с христианами? Как много погибает людей от самообольщения и гордыни! Обуяет человека гордость, не хочет он ни пред кем смириться, ни пред старшими, ни пред начальниками — считает себя выше всех, не терпит противоречий, а тем более обличений, как бы ни были они справедливы. К чему неизбежно приводит такая гордыня? Только к нравственному падению и постыдному уничижению пред Богом и добрыми людьми. Всяк возносяйся смирится, сказал Спаситель (Лк 18:14). Это постоянно оправдывается житейским опытом. Ложное и преувеличенное понятие о своих силах делает человека самоуверенным, беспечным и вообще малоспособным к преуспеянию в добродетели. Гордый доволен собою, не желает и не ищет улучшения себя, а таким образом располагаясь проводить жизнь свою в неподвижности и праздности, легко погрязает в пороках и не обнаруживает никакого желания к самоисправлению. Гордость отуманивает человека, мешает ему бодрствовать над собою, взвешивать свои силы при борьбе с врагами спасения. Единственное средство спасения — помощь Божия — отступает от человека гордого, ибо Бог гордым противится и к таким людям легко приближается злой дух, древний искуситель, который сам за гордость был низвержен с неба и тем же средством всегда старается устроить погибель людям. Отражать вражьи искушения ничем так верно и усиленно нельзя, как только смирением. По свидетельству святых подвижников благочестия, сих опытных борцов со злыми духами, от одоления вражиих искушений «не спасет нас ни подвижничество, ни бдение, ни какой другой труд, если не будет при сем истинного смирения. Был один отшельник, изгонявший бесов. Спрашивал он их однажды: чем изгонять вас, постом? Они отвечали: мы не едим и не пьем. Бдением? Отвечали: и мы не спим. Удалением в пустыню? Отвечали: и мы живем в пустынях. Итак, что же изгоняет вас? Бесы отвечали: ничто другое не побеждает нас, кроме смирения» (Достопам. сказ, о подв. св. отш., стр. 243, §6). Один брат просил авву Матоя дать душеспасительное наставление. Преподобный сказал: «Пойди, моли Бога, чтобы он ниспослал в сердце твое скорбь и смирение; будь всегда внимателен к грехам своим, не осуждай других, а себя почитай ниже всех» (там же, стр. 164, §11). Преподобный Моисей говорил: «Если человек в своем сердце не сознает себя грешником, Бог не услышит его» (там же, стр. 160, §14). Рассказывается о сем авве Моисее, что когда он сделан был клириком и облекли его в стихарь, архиепископ сказал ему: «Вот теперь ты весь стал белым, авва Моисей!». Он отвечал: «О, если бы, владыко, и изнутри так же, как извне». Архиепископ, желая испытать авву Моисея, сказал клирикам: «Когда войдет авва Моисей в алтарь, изгоните его и идите за ним, чтобы услышать, что станет он говорить». Старец вошел, клирики начали поносить его и выгнали, говоря: «Ступай вон, ефиоп». Старец, выходя, говорил самому себе: «По правде с тобою сделано, чернокожий ефиоп: ты не человек, зачем же ходишь с людьми» (там же, стр. 157, §4). Таково было смирение великих подвижников. И справедливо замечание блаженных отцов: «Чем ближе человек к Богу, тем более сознает себя грешником; ибо пророк Исайя, увидев Бога, назвал себя окаянным И нечистым» (Ис 6:5) (там же, стр. 162, §2).
 
Преступна гордость человеческая, присвояющая себе мнимые совершенства — противна она Богу и презренна пред людьми. Много согрешаем все мы (Иак 3:2) и если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин 1:8). Но не все то золото, что блестит, и не всякая добродетель, кажущаяся такою пред людьми, заслуживает оправдания пред Богом. Под видом смирения нередко проявляется лукавое фарисейское смирение, которое Бог так же строго осудит, как Он осудил фарисейскую гордость и самохвальство. Это ложное смирение имеет только вид самоуничижения, при нем у человека нет сознания своего недостоинства и готовности покориться воле Божией, но под покровом наружных и лицемерных знаков самоуничижения нередко скрывается даже величайшая гордость и упорство своеволия. Много побуждений представляет общественный быт к проявлению людьми лицемерного смирения. Главным же образом своекорыстное желание выставиться пред людьми, подделываться под личный вкус тех, от кого человек надеется получить какую-либо пользу, заставляет многих на время смирять и уничтожать себя. Но только на время. Проходит нужда такого невольного самоуничижения, и тот же человек, бывши столь смиренным и покорным, поднимает голову, проявляя свое самолюбие и самодурство. Что, кроме вреда, может принести для общества такое лукавое попрание истины и правды? Но вот что особенно прискорбно. Фарисейское лицемерие чаще всего проявляется в религиозной области, порождая множество ханжей и пустых святош, старающихся казаться пред людьми смиренными, богомольными и благочестивыми, но под видом благочестия часто скрывающих свое глубокое нравственное развращение. Кого хотят обмануть подобные люди? Не Бога же Всеведущего, испытующего сердца человеческие? Нет. Все эти новые фарисеи, подобно древним, стараясь выставить напоказ свое благочестие, домогаются только какой-либо выгоды от людей или похвалы от них. Нередко это им удается, и пред людьми они часто похваляются и пользуются почетом, но от Бога им не будет никакой похвалы, никакого оправдания (Мф 6:5). Не оправдается человек пред Богом одной только наружной святостью. Не принесет человеку никакой пользы одно наружное уничижение, когда в нем нет духа смиренного. Это лицемерие — та фарисейская закваска, от которой Спаситель предостерегал своих учеников, говоря: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк 12:1). Среди века сего, лукавого и развращенного, необходимо и для всех нас такое предостережение. Живите в простоте веры и искренности любви, без всякого лукавства и хитрости, и этим заслужите похвалу от людей и награду от Бога.
 
Когда человек фарисейски успокаивается на своем мнимом благочестии, он неизбежно впадает в самообольщение, в духовную слепоту так, что не видит своих пороков или старается скрыть их, и оттого бывает жестокосерд и несправедлив к ближним. Так самообольщенный своей праведностью фарисей впал в грех осуждения ближнего. Невелик, на первый взгляд, грех сделал фарисей, когда сам в себе осудил мытаря (Лк 18:11). Не лично укорил фарисей мытаря, стоявшего позади всех, не публично его оклеветал, но только сам в себе подумал и сказал худо о мытаре. И, однако же, за такое осуждение лишен был божественного оправдания. Так и мы, не должны считать маловажными пересуды ближних наших, хотя бы мы это делали домашним образом, без злобы против ближнего и без всякого намерения повредить его доброму имени, но единственно по непривычке сдерживать свой язык. Господь за каждое праздное слово потребует от нас отчета (Мф 12:36) и осудит за всякое наше дурное помышление (1 Кор 4:5). Почему мы думаем, что избежим гнева Божия за пересуды ближнего, тем более что в этом случае мы предвосхищаем суд Божий? Ты кто еси, судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит, или падает (Рим 14:4). Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он, как Всеведущий, Един ведает и душевное устроение каждого человека, и силу, и дарование, и телосложение, и способности, сообразно с этим и судит всех. Положим, что, осуждая ближнего в мыслях, мы ничем ему существенно не повредим, но и не сделаем никакой пользы. Польза эта была бы действительной, если бы мы вместо заочного осуждения прямо в глаза ближнего по-братски сказали ему: брат, нехорошо это ты делаешь! И если бы вместе с тем указали ему средство исправиться, то такое наше вразумление, как плод братской любви христианской, было бы достохвальным действием. Но когда мы фарисейски осуждаем ближнего не с целью его исправления, а ради собственного восхваления, то мы только вре-дим себе, питая в сердце своем духовную гордость, способную ослеплять человека до того, что ему становятся не видными в себе самые вопиющие неправды, а чужие маловажные поступки представляются великими преступлениями. Духовная гордость есть самый опасный недуг для Души нашей: духовной гордостью в самом корне иссушаются зачатки наших добродетелей. Недаром Спаситель взывал: горе вам, книжницы и фарисее лицемеры! (Мф 23:23). Како убежите от суда (огня) геенскаго? (Мф 23-33). Так чрез фарисейское самовосхваление и осуждение ближнего христианин сам себя отчуждает от Бога, лишается Его благодатной помощи и подвергается осуждению божественному. Не судите да не судими будете (Мф 7:1) — сказано в Евангелии.
 
Осуждение ближнего преподобный авва Дорофей называет делом бесовским, ибо что иное делать бесу, как не смущать и вредить, а мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою, когда вредим душе ближнего злословием и клеветою. Ничто так не прогневляет Бога, говорит преподобный, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление (от Бога), как злословие, или осуждение, или уничижение ближнего (Слово аввы Дорофея). Поистине, блажен тот, кто не только не отверзает уст своих к произнесению слов укоризны, осуждения и насмешки против ближнего своего, но даже из сердца своего изгоняет всякое подозрительное, худое мнение о ближнем. Блажен, кто относится к ближнему, явно впадшему в тот или другой грех, благодушно сострадательно, с любовью. Эта самая любовь, какой благожелательный христианин прикрывает слабости других, всегда служит и для него самого могущественным покровом его грехов. Неложно слово Спасителя: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный (Мф 6:14). О том, как Бог милует и прощает человека за неосуждение ближнего, преподобный Анастасий Синаит предлагает к нашему назиданию следующую повесть.
 
Некий муж, пребывая в иноческом чине, проводил дни свои во всяком нерадении и, в лености прожив всю жизнь свою, приближался к смерти. И когда разболелся последней смертной болезнью и уже был при последнем издыхании, нисколько не убоялся смерти, но разлучался от тела тихо, радостно и с улыбкой на лице. Бывшие при этом братья с изумлением сказали ему: «Мы видели тебя, брат, проводившим жизнь в нерадении, и теперь не знаем, откуда у тебя в сей страшный час такое спокойствие и улыбка сладкая». Брат, немного приподнявшись на одре, сказал им: «Подлинно, честные отцы, я проводил жизнь свою во всяком нерадении, и вот теперь принесены были пред меня и прочтены все записанные злые дела мои. Ангелы Божий сказали: «Знаешь ли это?» Я отвечал: «Знаю хорошо, однако с тех пор, как оставил мир и постригся, я не осудил человека, не имел ни на кого злобы и молю, дабы на мне исполнилось слово Христово; ибо Он сказал: «Не осуждайте, дабы не быть осужденными, оставьте и оставится вам». Когда я сказал это, святые ангелы разорвали запись грехов моих. Посему-то я с радостью и беспечально и отхожу к Богу». Рассказав сие, брат предал с миром Господу душу СВОЮ (Пролог, 30 марта).
 
Будем же усердно молиться, чтобы Господь Бог помог нам сознавать наши грехи и не осуждать ближнего, тогда и мы будем утешены божественным прощением и помилованием при исходе живота нашего.

Как правильно подготовиться к Великому посту
Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни)
Не фарисеи ли мы?
Кто такие фарисеи в Библии
Неделя о мытаре и фарисее. Духовная Трапеза.
Неделя о мытаре и фарисее. Евангельские беседы
Неделя о мытаре и фарисее. Объяснения апостольских чтений
Мытарево смирение (Неделя о мытаре и фарисее)
В неделю мытаря и фарисея. Феодор Студит. Огласительные поучения.
Неделя о мытаре и фарисее

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 597 | Добавил: Православие | Теги: Духовная трапеза, неделя о мытаре и фарисее | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar