Главная » Духовная трапеза » Неделя о расслабленном. Духовная Трапеза

00:19
Неделя о расслабленном. Духовная Трапеза

Неделя о расслабленном
(Ин 5:1-15)

 
Спасительная сила благодати Божией, пребывающей в Церкви Христовой — Грех как главная причина телесных болезней — Христианские утешения в болезни
 
Нынешнее Евангелие повествует, что в Иерусалиме во времена Иисуса Христа была у так называемых Овчих ворот купель, или водоем, где получали исцеление многие больные, слепые, хромые, сухие, ожидавшие движения воды; ибо в эту купель однажды в год сходил ангел и возмущением воды сообщал ей целительную силу, но только для того, кто первый успевал погрузиться в купель; прочие же, опоздавшие, несколько лет должны были ожидать случая, чтобы получить исцеление... 


Необычайно было действие силы божественной в этой купели, но почему врачевание было так ограничено и во времени, и в числе врачуемых? Почему только один первый счастливец пользовался благодатным источником? Нельзя не видеть в этом обстоятельств знаменательного изображения Церкви ветхозаветной, к которой принадлежал один только народ израильский, первенец и избранник Божий, который, по силе завета с Богом и данных ему обетовании, один только пользовался благодатными средствами к своему освящению и спасению. Прочие же народы мира языческого, отчужденные от общества израильского, чуждые заветов обетования (Еф 2:12), принуждены были в течение многих веков томиться в ожидании избавления от гнетущего их нравственного зла. Но вот приходит на землю Христос Спаситель и открывает в недрах основанной им новозаветной Церкви вечный и неиссякаемый источник спасения для всех людей. Теперь не одни потомки Авраама чада Божий, но все народы усыновлены Богу во Христе Иисусе, пред Которым нет уже ни иудея, ни язычника, нет ни раба, ни свободного, но все одно во Христе Иисусе (Гал 3:26-28). Теперь к приснотекущему и вечно животному источнику благодати, пребывающей в Церкви православной, призываются все без различия люди отеческим гласом Господа, глаголющего: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Ин 7:37). Просветивший мир спасительным учением своим и за спасение наше проливший на Кресте пречистую кровь Свою, Христос Господь в евангельской проповеди и в таинственном общении с верными не престает изливать всем обильные токи жизни и бессмертия, утолять их жажду такою водою, которая делается в них источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин 4:14). Неудивительно, если при Овчей купели, где благодать Божия действовала ограниченно и ангел сходил только один раз в год, много было одержимых разными недугами. Но что может быть прискорбнее, когда при живоносном источнике благодати, неистощимо и непрерывно действующей в недрах Христовой Церкви, так же много, если еще не более, больных разными душевными и телесными недугами, имеющих ослепленный ум, расслабленную волю и не могущих право ходить по стезям заповедей божественных? Очевидно, что спасительная сила Божией благодати не исцеляет наших душевных недугов по нашей вине, вследствие нашего равнодушия и нехотения подчиниться требованиям Высшей воли и послушаться гласа божественного призывания нас ко спасению. Христос, обретший при Овчей купели расслабленного, обратился к нему с вопросом: хощеши ли цел быти, и когда тот с полной готовностью ответил: ей, Господи, хощу, тогда только получил он благодатную помощь. И от нас, если мы желаем себе спасения, прежде всего требуется, чтобы мы сознали свои немощи душевные и телесные, восчувствовали нужду в благодатном врачевании и ревностно стремились к источнику спасения и сокровищнице благодати — к Церкви православной. Только в этой богоучрежденной врачебнице каждый из нас может получить все благопотребные средства к исцелению своих многообразных недугов, если будет приступать к ней с искренней, вседушевной готовностью воспринять благодать освящения и спасения. Расслабленный, тридцать восемь лет лежавший при Овчей купели, не ослабевал в своем желании получить исцеление оттого, что не успевал попасть в купель. Он каждый год напрягал последние остатки своих сил и стремился к животворному источнику, не теряя надежды на свое исцеление. Так и мы должны со всей ревностью, терпением и постоянством исполнять свой христианский долг, по указанию и под руководством матери нашей Церкви православной. Прилежное посещение храма Божия, благоговейное участие в таинствах церковных, достойное соблюдение постов, праздников и других дел богопочтения должно быть неотложным нашим делом. Плоды благочестия христианского не замедлят открыться в нашей жизни, в благопоспешении дел наших, в упрочении нашего здравия и долгоденствия. Христианин, верующий и свято чтущий уставы церковные, всегда готов располагать жизнь свою правильно, строго блюдет во всем умеренность и легко избегает пороков, умаляющих дни жизни человеческой (Сир 30:26). В сокровищнице веры и упования христианского он почерпает такую бодрость духа, что от него бежит всякая страсть, уныние и малодушие; даже среди самых неблагоприятных обстоятельств он остается верен и благодарен Богу, даже хвалится в скорбях своих (Рим 5:3). Крепко надеясь на Отца своего небесного, благочестивый христианин всегда бывает весел и радостен, оттого и здоров.

В евангельском повествовании о чудодейственном исцелении Спасителем расслабленного говорится, что Христос, исцелив его, дал ему такое предостережение: вот ты выздоровел, теперь не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5:14). Это слово божественного предостережения относится и ко всем нам! Всякому из нас надлежит помнить, что главная причина болезней наших происходит от греха, т.е. от той нравственной порчи души нашей, которая изнутри неизбежно заражает тело, проявляясь в нем теми или другими болезненными припадками. Значит, если мы желаем быть в добром здоровье и избежать многих болезней, то должны избегать грехов и, прежде всякого телесного врачевания, должны озаботиться тем, чтобы уврачевать наши язвы душевные. Медицинская наука и опыт указывают многоразличные причины болезней, но все сии причины можно назвать только второстепенными, так как они сами ведут начало от коренной причины, именно от греха. Эта первая причина большей частью потому оставляется без внимания при суждении о болезнях, что она бывает отдаленною и заслоняется ближайшими поводами к заболеванию. Между тем несомненный опыт уверяет нас в том, что чем кто согрешает, тем и заболевает — и если отстранить причину, не будет и последствий. Так, например, человек ленивый, беспечный, проводящий неподвижную жизнь, страдает обыкновенно от малокровия, одышки и ослабления сил. Этого, конечно, он избежал бы, если бы изменил свой праздный образ жизни и посвятил себя правильному и полезному труду. Справедливо сказал древний мудрец: во всех делах твоих будь осмотрителен, и никакая болезнь не приключится тебе (Сир 31, 26). Точно так же алчность в приобретении жизненных средств и вообще неудержимость характера, побуждающие человека к непомерному напряжению сил, истощают здоровье, утомляют, ослабляют и приводят искателей благ земных ко многим случайным опасностям. Апостол говорит: желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим 6:9). При мирном довольстве скромной долей, при умеренном труде и в простоте жизни вернее всего сохраняется здоровье и человек далек бывает от смертных опасностей. Не без основания говорит пословица: живи просто, проживешь лет со сто. Много также тяжких болезней происходит от плотоугодия, чревоугодия, сластолюбия и вообще от всякого неумеренного удовлетворения наших телесных потребностей. Невоздержный сам себя явно наказывает и губит. Не так заметно, но, тем не менее, однако же, неотразимо, действуют на здоровье и порождают в теле тяжкие болезни, грехи мысленные, состоящие в унынии и скорби, в зложелании и зависти, в ревности, гордости и т.п. Под гнетом этих страстей человек часто впадает в такое безотрадное состояние духа, что не дорожит и жизнью, решается даже на самоубийство, при всем довольстве и даже избытке земных благ. Много таких примеров у нас на глазах, а еще более от господства в нынешнее время страстей видим мы людей душевнобольных, с разбитым сердцем, с потрясенными нервами и оттого в высшей степени расслабленных телесно, неспособных к труду и обреченных на скоропостижную смерть. О пагубном влиянии душевного расстройства на телесное здоровье так говорит Сирах: печаль многих убила, ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит старость (30:25,26). И премудрый Соломон говорит: веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости (Притч 17:22).

Вот в чем, христиане, тайна долголетней жизни и безболезненной старости: избегайте греха, живите по-христиански, трудолюбиво, воздержно, кротко, без ропота и уныния. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота твоего (Притч 9:11). Но как нам удержаться от искушений греховных? Откуда получить помощь в борьбе с нашими страстями? Где найти вернейшее средство против греховной заразы? Сами по себе мы совершенно бессильны в борьбе с гнездящимся в нас грехом. Один всесильный Помощник наш Бог, к Которому прежде всего и более всего мы должны прибегать и у Него просить помощи, чтобы нам одолеть грех и удержаться на спасительном пути добродетелей, ибо у Господа милость и многое у Него избавление (Пс 129:7). От божественной Его силы мы получаем потребное для сохранения нашей жизни и для преуспеяния в благочестии (2 Пет 1:3). Под кровом и защитой Всевышнего мы вполне будем безопасны. Он избавит нас от тлетворной заразы греховной и от всякой болезни, от всякой гибельной и опустошительной язвы (Пс 90:1-9). В источнике любви божественной мы найдем совершенное отеческое к нам благоволение и всепрощение, ибо нет греха, побеждающего милосердие Божие. Надлежит нам только самим заботиться, чтобы Господь сказал каждому из нас: прощаются тебе грехи твои (Мф 9:2), и тогда Он скажет: возьми постель твою и ходи (Ин 5:8). Так Господь по вере и любви нашей к Нему исцелит наши недуги душевные, вкупе же и телесные.

Помощь против болезней и утешений, а также посредством естественного врачевания прежде всего подается нам от Бога чрез нашу молитву и таинства церковные. О силе и действенности молитв церковных так говорит святой апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:13-15). Сын мой, говорит премудрый сын Сирахов, в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. И дай место врачу, ибо и его создал Господь и да не удаляется он от тебя; ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими (Сир 38:9,12,4). Но что делать несчастным страдающим, когда ни молитвы не помогают, ни врачебные средства не действуют? Конечно, волею и неволею приходится терпеть. Чем же страдальцу укрепляться в терпении, чем утешаться в своем неисходном положении? Утешать и укреплять христианина в перенесении болезни более всего должна твердая вера в ту несомненную истину, что болезни для нас необходимы и благотворны, что преблагой Господь в отеческом попечении о нас болезнями телесными врачует нас от гибельных язв греховных, дабы нам, очищенным временными страданиями, иметь участие в святости Его и стяжать мирный плод праведности (Ев 12:10,11), попускает нам пострадать плотию, да престанем от греха (1 Пет 4:1) — предает нас в измождение плоти, да дух спасется (1 Кор 5:5). При таких убеждениях христианину, впадшему в болезнь, следует не роптать на свою судьбу, но благодарить Бога, что ему дается в пре-терпении болезней спасти свою душу (Лк 21, 19) и чрез временную скорбь достигнуть вечной славы и радости в царствии Божием. Вспомним многострадального Иова, который за благопокорливое и благодарное перенесение своих скорбей удостоился сугубой милости от Бога. Также упоминаемый в евангельской притче Лазарь принят был в лоно Авраамово не за какие-либо особенные подвиги, но за благодушное терпение. И в ликах прославленных Богом святых мы чтим много таких, которые удостоились прославления за благодарное долготерпение в болезнях, таковы: преподобный Пимен Многоболезненный (память 7/20 августа), преподобный Никон Сухий (11/24 декабря) и другие. Так и каждому страдальцу в самой тяжкой его немощи подается благодатное утешение, если он с сердечной верой обращается к Богу. Нужно только всем нам тщательно блюсти, особенно в дни счастья и здоровья, чтобы в душе не угасал животворный светильник веры. По силе веры душа христианина становится неуязвимой для внешних скорбей, напротив, в нем, когда внешний его человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор 4:16). Наконец, для христианина в состоянии болезни, кроме живоносного источника веры и упования на Бога, открыт еще обильный источник утешения в любви христианской, ценить которую более всего научает болезнь. В крепости сил и здоровья мало мы дорожим любовью и услугами других — мало и сами сочувствуем нуждам страждущих ближних. Но в немощи болезненной как дорога дружеская помощь и как важна самая маловажная услуга! Одно даже посещение больного со словом участия и сострадания к нему сколько может пролить целительного бальзама в его страждущую душу! Блажен тот, кто в дни счастья и здоровья приобрел себе искренних и верных друзей. Верному другу нет цены, верный друг — врачевство для жизни, говорит Сирах (6:15:16).

Будем молить Господа, чтобы Он даровал нам безболезненное и мирное житие, — но если Ему благоугодно посетить нас болезненной скорбью, то с верой, любовью и упованием на милость Божию примем скорбь эту, как спасительное для нас врачевство духовное; предадим себя, всю нашу жизнь в волю Божию, благую и совершенную.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 881 | Добавил: Православие | Теги: Неделя о расслабленном | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar