Главная » Духовная трапеза » Духовная Трапеза. Пятая неделя Великого поста

00:00
Духовная Трапеза. Пятая неделя Великого поста

Пятая неделя Великого поста
(Мк 10:32-45)

 
Время живота моего мало и исполнено болезней и лукавства, но в покаянии мя пришли и в разуме призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему. Спасе, Сам мя ущедри.
Тропарь 4-й песни Великого канона
 
Вседействующая благодать Божия служит первой и главной причиной обращения грешника. Никтоже может прийти ко Мне, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его (Ин 6:44), говорит Сам Иисус Христос. Без помощи предваряющей благодати Божией грешник не может отрешиться от уз греховных, встать и твердо идти по пути нравственного исправления и очищения себя от скверны греховной.
Только благодать Божия могущественна расторгнуть сети, коими опутывает человека со всех сторон мир, плоть и диавол, только она озаряет темную глубину греховного состояния человека животворным светом, при коем грешник ясно может видеть свою погибель. Без помощи благодати Божией человек нищ и убог, слеп и наг и совершенно безоружен пред лицом своих злобных врагов. Без Мене не можете творите ничесоже (Ин 15:5), говорит Иисус Христос. Бог есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении (Флп 2:13). Как глаз самый здоровый не может видеть, если не озаряется лучами света, так и человек не в состоянии без благодати Божией проводить добродетельной жизни (Блаженный Августин). Как неоснащенный корабль по произволу бури влечется туда и сюда, так и душа, лишенная благодати Божией, постоянно находится под управлением греха, который влечет ее не туда, куда она хочет, а туда, куда направит ее ЗЛОЙ дух (Святой Златоуст, бесед. 37 на Мф.). Так свидетельствуют святые отцы и учителя Церкви. Но чтобы удостоиться благодатной помощи Божией, нам нужно искренно сознать нужду ее и усердно молиться о даровании благодати. Близ Господь всем призывающим Его, призывающим во истине (Пс 144:18). Благодать Божия стучит в двери сердца нашего и влечет нас к покаянию, — Господь простирает к нам всемогущую десницу. Нам должно с полной готовностью отзываться на призывный глас, — с твердым упованием держаться за крепкую руку Божию, с непоколебимой решимостью оставить путь греха и начать добродетельную жизнь. Иначе, если мы затворим сердце наше от сочувствия добру и с упорной привязанностью к чувственности будем пребывать во тьме порока, то свет небесной благодати не проникнет внутрь нас, как не может проникнуть свет в дом, отовсюду заколоченный. Точно также, если духовный слух наш будет непрестанно оглушаем шумом мирского веселья и разгула страстей, мы не услышим гласа Божия, призывающего нас к покаянию. Или, если наше душевное зрение будет ослеплено самомнением или лживым мудрованием, то и самые поразительные указания перста Божия будут для нас невидимы и непонятны. Примером может служить упорство и ослепление народа иудейского. Многократно Господь являл иудеям то грозные, то милостивые знамения Своего призывания и попечения, но они слухом слышали и не разумели, глазами смотрели и не видели, ибо огрубело сердце людей сих (Мф 13:15). То же самое нередко случается и между нами. В вихре страстей и житейской многопопечительности мы не слышим божественного гласа, зовущего нас к покаянию, не ощущаем действий десницы божественной, то милующей, то карающей нас с благотворной целью нашего исправления. Между тем, многочисленные примеры из жизни святых показывают нам, что, при содействии благодати Божией, иногда самые случайные и маловажные обстоятельства производили решительный переворот в жизни грешника. Так что грешники, даже самые великие и безнадежные, внезапно озаренные благодатью Божиею, при виде неисходной бездны своего грехопадения, возвышались духом, совершали решительный переворот в своей жизни и затем, вступив на добродетельный путь, старались сохранить самое деятельное и неуклонное стремление к исправлению себя и к обузданию своих дурных наклонностей. Мы это видим в житии святой преподобномученицы Евдокии (1/14 марта). Она была великая грешница, всю свою молодость провела в разврате, среди богатств и чувственных удовольствий. Случайно слышит она за стеною своей комнаты чтение инока Германа о страшном суде и казни грешников. Умилительное чтение, сопровождаемое сердечными вздохами и молитвой, возбуждает в душе грешницы искру совести, она сознает свое погибельное состояние и тотчас же делает решительный переворот в своей жизни. Подкрепленная благодатью Божиею, новообращенная грешница мужественно побеждает свои мирские привязанности, раздает все свое имение и удаляется в монастырь, где шестьдесят лет подвизается для спасения души своей. Подобный же пример представляется нам в житии преподобной Марии Египетской 1/14 апреля), также прежде бывшей великой грешницей, по своем обращении от греха сорок восемь лет безысходно пребывшей в пустыне среди самых тяжких лишений. Таково же обращение преподобного Давида, иже бе разбойник (6/19 сентября).

Всякий человек, тяжко согрешивший, или целым рядом преступлений навыкнувший влачить жизнь в рабстве греху, может возвратиться на оставленный им путь правды и снискать потерянную им милость Божию. Нет греха, побеждающего милосердие Божие, ибо Бог всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти (1 Тим 2:4). Как бы глубоко ни пал человек, как бы ни были тяжки и многочисленны его преступления, благодать Божия может взыскать его и извести из самых безысходных глубин греха и отчаяния. Потому никто из нас не должен падать под тяжестью грехов своих, но с упованием на богатство милосердия, кротости и долготерпения Божия всем должно возбуждать себя от греховного усыпления и прибегать к благодатным средствам спасения — в вере, покаянии и приобщении Христу. При этих средствах и трудное покажется легким и невозможное сделается возможным. Стоит только человеку утвердить себя в решимости восстать от падения, помощь Божия не укоснит прийти благовременно. И сколько бы несчастных рабов греха, ведущих постыдную жизнь среди разврата, нетрезвости и других животных наслаждений, освободились от греховного ига, достигли свободы чад Божиих в послушании закону Божию, если бы были внимательны голосу благодати Божией, призывающей грешника ко спасению многоразличными способами! К несчастью, многие так глубоко погрязли в пороках, что остаются бесчувственными и не видят своего нравственного безобразия, не думают об исправлении и по упорству своему и нераскаянному сердцу сами себе собирают гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим 2:5). Пред лицом таких подвижников покаяния, какие указывает нам святая Церковь в преподобных Евдокии, Марии Египетской, Давида разбойника и др., надлежит нам давать отчет о нашем покаянии.

Спросим самих себя: сопровождается ли наше покаяние глубоким сознанием всей тяжести наших грехопадений, приносится ли с сердечным сокрушением о содеянном нами зле и с твердой решимостью побороть грех, исправиться и утвердиться в неуклонном шествии по пути правды и добродетели? К сожалению, наша ежегодная исповедь весьма часто не приносит нам благих плодов нравственного очищения и оправдания пред Богом оттого, что приносится не так, как надлежало бы по закону Божию. Когда же покаяние нашебывает бесплодным?

Покаяние бывает бесплодным тогда, когда христиане приступают к исповеди не с искренним сознанием нужды очищения своей совести от отягощающих ее грехов, но по одному заведенному обычаю, когда исполняют долг говения только наружно, из страха, чтобы люди не осуждали, или же из фарисейского самохваления. Как часто между нами бывает, что многие идут на исповедь с легкомыслием, не обдумавши наперед, в чем они должны каяться, а на вопросы отца духовного отвечают сухо и безучастно к своему греховному состоянию, стараются отделаться общими неопределенными ответами или даже совсем скрывают тяжкие грехи свои. Очевидно, такие грешники не видят своих прегрешений, не сознают своей гибели, и внутренний страж их — совесть — в них усыплена. Может ли быть какая польза от подобной исповеди? Никакой. Как пришел человек на исповедь с душой холодной и очерствевшей от нераскаянности, таковым и уйдет. Скверна греховная, не омытая слезами сердечного сокрушения, так и остается на душе. Только печаль человека о своей греховности пред Богом производит, как говорит апостол, неизменное покаяние ко спасению (2 Кор 7:10). Слезы покаяния, подобно росе, падающей на опаленную дневным зноем землю, всегда живительно действуют на иссушаемую страстями душу грешника, возбуждая в ней силу к борьбе с грехом и привлекая божественное милосердие в отпущении грехов. Плач о грехах служит признаком искренности покаяния и потому есть самое благотворное средство к заглаждению грехов. Слезы блудницы, которая облила ими ноги Спасителя, приняты были некогда Господом за многоценную жертву, которой жена-грешница искупила свои многие грехи и получила полное прощение от Бога (Лк 7:47). Царь Давид, впадший в тяжкий грех, был проникнут таким глубоким сокрушением, что слезы были для него хлебом день и нощь (Пс 41:4), слезами он питие свое растворял (Пс 101:10), он утомлял себя воздыханиями своими, каждую ночь он омывал ложе свое слезами (Пс 6:7). Зато и снял с него Господь вину греха его (Пс 31:5). И многие святые показывают нам пример спасительного плача о грехах, коим они прежде всего пролагали путь милосердию Божию и снискивали благодатную помощь к борьбе с грехом. Бог не спасает никого насильно, без собственного участия и ревностного стремления к спасению. Когда сердце наше греховным бесчувствием затворено от божественного посещения, тогда человек лишается спасительного действия благодати Божией. Слышите слово Господа, глаголющего: Ревнуй убо и покайся: се стою при дверех и толку, аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним и той со Мною (Откр 3:19,20). Может ли привлечь к нам любовь божественную наше леностное, кратковременное говение, наша исповедь легкомысленная, холодная или даже иногда лицемерная? Что пользы от того, если мы, омывшись от скверны греховной покаянием и приобщением Святых Христовых Тайн, опять погрузимся в тину греховную, опять начнем оскорблять Бога своими грехами! А это всегда с нами бывает. Раз в год мы стараемся, по-видимому, усердно поговеть, попоститься, покаяться, но затем опять на целый год откладываем всякую заботу о душе своей, нисколько не заботимся об исправлении себя, об отсечении своих греховных пристрастий и о преуспеянии в добрых делах. Одним словом, после устами принесенного раскаяния не хотим приносить плодов покаяния. Не уподобляемся ли мы при этом упоминаемой в Евангелии (Мф 21:19) бесплодной смоковнице, которая, хотя и имела много листьев, но не имела совсем плодов, за что ее Господь и лишил Своего зиждительного благословения, и она засохла. Листья смоковницы означают наружное благочестие. Как плодовитое дерево ценится не по листьям, а по плодам, и всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь (Лк 3:9), так и мы с одним наружным благочестием, со своим телесным постом, говением и поклонами, не заслужим оправдания от Бога, если не принесем плодов покаяния в исправлении нашей жизни. Скоро и легко можно сказать: «Верую и исповедую свои грехи», но одни слова ничего не значат. Одна вера без дел мертва есть (Иак 2:20), по писанию и покаяние без добродетели бесплодно. Нужно на деле доказать свою веру и свое исповедание. Нужно много поработать над душой, чтобы очистить ее от скверны греховной, исторгнуть из нее плевелы страстей и соделать ее нивой плодоносною. Царствие Божие силою берется, говорит Спаситель, и только употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12).

Покаявшись в своих согрешениях и принятые под благодатный покров милосердого Отца небесного, бойтесь снова согрешать, чтобы не быть изменниками Его любви и не заслужить праведного Его гнева и отвержения. Противоборствуйте греховным искушениям, пока сила и помощь Божий не оставили вас. Боритесь с врагом, пока стоите на ногах, а падшим и ослабевшим трудно уже бороться. От частого падения в грехе притупляется духовная наша чувствительность, затмевается сознание нашего погибельного состояния в грехе. Грех, от повторения его и продолжительного пребывания в нем, обращается для человека в привычку, вполне овладевает его душой и так запутывает ее в своих сетях, как паук запутывает свою добычу, и она лишается всякой возможности сделать какое-либо движение. Благодать Божия спасает нас только при нашем участии и деятельной готовности противиться врагу спасения нашего. Что же может сделать для нас благость Божия, когда мы, добровольно отдавшись в плен греховный и окованные цепями своих страстей, не хотим соответствовать благодатному призыванию Божию своею готовностью к исправлению? Да и всегда ли возможно такое исправление? Всякая вещь, часто повреждаемая, обыкновенно делается негодной к исправлению. К уврачеванию запущенной и упорно продолжающейся болезни перестают уже действовать лекарства, когда их многократно .употребляют. Так и от частых падений греховных душа наша может дойти до такого состояния, что сделается неспособной к исправлению и уврачеванию. Раны греховные, учащаемые и не исцеляемые, наконец, объемлют все существо грешника, так что, по выражению пророка, от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис 1:6). Какое тут возможно врачевание? Только чудодейственная сила божественная может уврачевать такие язвы неисцельные. И от этой-то силы и помощи божественной отпадает грешник в своем упорстве и нераскаянности. Бойтесь дойти до такого состояния беспомощности. Трезвитесь и бодрствуйте пред искушениями вражьими, и Господь поддержит всякое малейшее стремление ваше к преуспеянию в добродетели.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 656 | Добавил: Православие | Теги: Пятая неделя Великого поста, Духовная трапеза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar