Главная » Духовная трапеза » Третья неделя Великого поста, Крестопоклонная. Духовная Трапеза

20:00
Третья неделя Великого поста, Крестопоклонная. Духовная Трапеза

Третья неделя Великого поста, Крестопоклонная
(Мк 8:34-38, 9:1)

 
Благословен Господь Бог Израилев, крестом своим разрушивый древнюю клятву и сего предло-живый нам в поклонение. Того целующе верно, того и воспевающе, Твою великую милость поем непрестанно.
Ирмос 9-й песни канона
 
Святая Церковь предлагает ныне для торжественного поклонения святой и животворящий крест Господень. Поклонение животворящему кресту в настоящую седмицу, среди великопостных подвигов, имеет особенное значение для благодатного воодушевления христиан в борьбе с греховными страстями, гнездящимися в нас, со злобными наваждениями вражьими, с нашим маловерием и унынием во время горькой нужды и бедственных случаев нашей жизни. Еще в Ветхом завете спасительная сила креста, утоляющая горькие печали наших немощей телесных и душевных, преобразовательно указана была в некоторых событиях.
Во время сорокалетнего странствования народа Божия по пустыне, древо, положенное по повелению Бо-жию в горькие воды Мерры и усладившее их, прообразовало собою крест Сладчайшего Спасителя нашего, Своими страданиями утолившего печаль и стенание людей. В медном змие, повешенном на дереве и подававшем исцеление от смертоносного угрызения всем, с верою взиравшим на него, так же преобразовательно указано спасительное действие крестных страданий Христовых от губительного яда греховного. Если для ветхозаветных верующих, созерцавших благодать Божию в прообразах, вера в грядущего на распятие Спасителя была так действенна, тем более нам, чадам Нового завета, верующим во Христа, уже пришедшего, и от полноты Его божественной любви получающим благодать на благодать (Ин 1:16), надлежит твердо веровать в силу Божию, являемую крестом Христовым, и пользоваться ею во спасение наше. Сию непобедимую и непостижимую силу животворящего креста Христова давно уже знает и испытывает род христианский: ею всегда с дерзновением пользовались богопрославленные святые отцы и исповедники веры Христовой к утверждению на земле истины евангельской. Сею силою добро-победные мученики ограждались от смертной опасности и страха пред лицем мучителей, одерживая над ними под хоругвью креста Христова изумительные победы. Силою креста Христова утверждались скипетры многих царей и царств, одерживались блистательные победы христолюбивыми воинами над врагами зловерными. Пред крестным знаменем всегда трепетали и исчезали, как дым, полчища бесовские, злокозненно нападавшие на благочестно в преподобии и правде живших и спасавшихся подвижников и подвижниц Христовой Церкви.

Христос, простерший на кресте пречистые длани Свои и готовый всех верных Своих учеников и последователей обнять Своею божественною любовью, да вразумит, да научит и да наставит нас не свою волю творить, не свои прихоти и страсти ублажать, но вполне предаваться державной воле Божией и не только безропотно, но с радостью нести крест злостраданий, если промыслу Божию угодно на нас его возложить. Великое будет для нас счастье и неоцененное приобретение, если мы при подножии креста Христова твердо усвоим себе такой спасительный урок преданности и послушания воле Божией.

Для чего Спаситель наш, невинный и совершенно безгрешный, претерпел столь позорную и мучительную казнь? Той же язвен быстъ за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша (Ис 53:5) — так отвечает нам откровенное слово Божие. Христос пострадал за нас нечестивых (Рим 5:6). Праведник умер за неправедников, чтобы привести нас к Богу (1 Пет 3:18), примирить с Ним кровию креста все земное и небесное, а нас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, соделать святыми и непорочными и неповинными (Кол 1:20-22). Пред таким величием любви божественной, явленной нам в спасительных страданиях Христовых, какое окаменелое сердце не умягчится животворной скорбью покаяния и какой грешник при подножии креста Господня не прольет слез сокрушения в своих грехах в надежде милостивого всепрощения? Любвеобильный Спаситель, простерший на кресте Свои пречистые длани, до обымет Своей любовью и привлечет к Себе всех, обремененных тяжестью греховной, никого из них не отвергнет, если только они с верою и упованием приближаются к древу жизни и спасения. И какие великие и тяжкие грешники пред лицом милосердого Спасителя получали совершенное помилование не от дел своих, но преимущественно по благодати Божией чрез веру и покаяние. Вот мы видим припадающую к стопам Спасителя жену грешницу. Она, желая предварить других учеников Христовых своим усердием в воздаянии Христу почести погребения, мазала Его пречистые ноги миром, обливала их слезами, отирала волосами головы своей и целовала их. Как начаток плодов покаяния, еще прежде всяких добрых дел, спасительны были эти слезы сокрушенной женщины, и она тотчас услышала вожделенный глас Христа: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк 7:47). В тяжкий грех впал апостол Петр, страха ради иудейского отрекшийся от своего Божественного Учителя. Но вот, когда Петр стоял еще во дворе архиерейском и когда по этому двору проводили осужденного Господа, и Господь, обратившись, взглянул на Петра, то этим божественным взором, внезапно, как бы молнией, озарена была душа отпадшего апостола, обнаружилась пред ним вся постыдная его измена, благодать покаяния коснулась его сердца, и Петр горько заплакал (Лк 22:62). Этими слезами он смыл с себя свой тяжкий грех и избежал погибельного пути Иудиной нераскаянности (Мф 27:5). Но вот еще пред нами самый поразительный пример спасительной силы покаяния в лице разбойника, висевшего одесную креста Христова. Все, по-видимому, погибло для сего злодея; уже сочтены минуты, когда он, после человеческого воздаяния, должен впасть в руки Небесного Судии и подвергнуться вечному мучению. Но что делает сила веры пред всепрощающей божественной любовью Спасителя? Лишь только покаявшийся преступник изрек слово сердечной мольбы о своем помиловании, воскликнув пред Спасителем: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем, тотчас был не только прощен, но и удостоен царства небесного. И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне со мною будешь в раю (Лк 23:42,43). При распятии Христовом много стояло народа на Голгофе, много было мимоходящих зрителей Христовых страстей. Все вначале относились к распятому Спасителю большею частью со злобною насмешкою. И стояху людие зряще, ругахуся же и князи с ними. Ругахуся Ему и воины приступающе и оцет придеюще Ему (Лк 23:35,36). И мимоходящие хуляху Ему, покивающе главами своими и глаголюще: уа, разоряяй церковь и треми деньми созидали ю, спасися Сам и сниди с креста (Мк 15:29). Но среди этой бесчувственной и озлобленной толпы врагов Христовых скоро начинают проявляться сострадательные чувства к Божественному Страдальцу. Всматриваясь ближе в лицо Распятого, сохранявшего кротость и незлобие ко врагам Своим даже среди тяжких мучений, слыша предсмертные слова Его и видя необыкновенные знамения, сопровождавшие смерть Его, многие из народа убеждались, что висевший на кресте Страдалец был не обыкновенный преступник, но человек праведный, и потому они возвращались домой с сердечным сокрушением, бия себя в грудь (Лк 23:48). Некоторые в это время отчасти проникали в тайну страстей Христовых. Один из распорядителей казни, которого предание церковное называет Лонгином сотником, видев все, бывшее при кресте, прямо исповедал Христа Сыном Божиим, сказав во всеуслышание: истинно Человек Сей был Сын Божий (Мк 15:39). Впоследствии Лонгин сотник запечатлел свою веру во Христа мученическою смертью и причислен к лику добропобедных мучеников (память 16/29 октября).

Если спасительная сила оправдания, сокрытая в крестных страданиях Христовых, так могущественно действовала в сердцах людей, чуждых веры во Христа и бывших далече от Него, нам ли, православным христианам, уже искупленным кровью Христовой, и принятым в благодатное общение с Ним, не надеяться на милосердие Спасителя нашего? Приступим с твердым упованием к крестному древу жизни и спасения, и пострадавший за нас Спаситель поможет свергнуть бремя греховное, раздерет рукописание согрешений наших. Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша (1 Ин 1:9).

В знамении креста Христова, коим соделано спасение всего мира, сокрушена сила вражья и всем дарован скипетр царства небесного, заключается таинственная, непобедимая и непостижимая сила любви божественной, ограждающая христианина на всех путях его жизни от многоразличных бед, скорбей и напастей среди лукавого века сего, от злобы человеческой, от неистовства страстей, от насильства вражия.

Посему крест Христов есть первый и важнейший предмет благоговейного почитания в мире христианском, постоянная и неотъемлемая принадлежность христианского богослужения. Крестом венчаются у нас святые храмы и иконостасы; им совершается наше освящение в таинствах и во всех священнодействиях церковных. Кресту мы поклоняемся и его лобызаем каждый раз при выходе из храма в благословение и спасительное для нас напутствие. Крест мы носим на груди от купели крещения; им мы знаменуемся при всех наших начинаниях, при наших входах и выходах. Крестом мы благословляем детей наших и сами в священническом благословении уповаем получить милость Божию ко благопоспешению дел наших. Крест мы, наконец, поставляем над могилами усопших отцов и братии наших, в чаянии их блаженного воскресения и победного торжества силою распятого Господа, победителя смерти и ада. Под осенением креста Христова должна проходить вся жизнь наша от колыбели и до гроба. И блажен тот, кто сохранит живую и твердую веру в спасительную силу сего божественного знамени, пользуется им всегда с глубоким благоговением. И воистину, нигде мы не получим столько великих и спасительных уроков, как при подножии креста Христова. На нем начертано все, что нам надлежит знать о Боге и о наших отношениях к Нему и о наших религиозных обязанностях. Наше падение и восстановление, грех и благодать, правосудие и милосердие — все это явственными письменами начертано на кресте Христовом. Крест Христов, по выражению святых отцов, есть наше училище и судилище. Он учит нас самым первым и важнейшим добродетелям: безропотному терпению в злостраданиях и напастях, невинно с нами бывающих, любви к ненавидящим и обидящим нас, к зложелателям и врагам нашим, смирению и самоуничижению, распятию нашей плоти с ее страстьми и похотьми. Кающиеся грешники при кресте Христовом могут находить самое отрадное и единственное для себя утешение в той истине, что Бог не хочет смерти грешника и что именно для нашего спасения на кресте пострадал Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Который, Своими страданиями удовлетворив правосудию Божию за грех первородный, разодрал рукописание согрешений наших и Своей пречистой кровью омыл нашу греховную нечистоту, соделав нас присными Богу и возлюбленными Его чадами. Распростерший длани Свои на кресте, чтобы всех обнять Своей любовью и привести к Себе, Спаситель наш всем с верой припадающим к Нему вещает слово примирения, никого не отвергает от Себя. Помиловав сораспятого с Ним разбойника, Христос и всякому грешнику дает утешение и ободрение в той истине, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, и что наше покаяние даже при последнем нашем издыхании будет принято, если только оно будет подкреплено верою и запечатлено таинственным общением с Христом в принятии Его пречистого Тела и Крови. Но при этом не забудьте, что если для кающихся и прибегающих под покров милосердия Божия возвещается с креста всепрощающая любовь божественная, то для упорных и нераскаянных произносится с креста Христова грозный суд и страшное прещение гнева Божия за то, что они в своем греховном ослеплении презирают любовь божественную, ни во что вменяют Кровь заветную (Ев 10:29) и, таким образом, как бы вновь распинают Сына Божия и ругаются Ему (Ев 6:6), подобно неверовавшим иудеям. Кто не устрашится сего праведного прещения?

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 654 | Добавил: Православие | Теги: Крестопоклонная, Духовная трапеза, Третья неделя Великого поста | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar