Главная » Духовная трапеза » Неделя 17-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

12:04
Неделя 17-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

Неделя 17-я по Пятидесятнице

(Мф 15:21-28)

Сила веры — Терпение в молитве — Безуспешность наших молитв

 
Во время путешествия по Галилее Иисус Христос приблизился однажды к пределам языческих городов Тира и Сидона — и тут произошла замечательная встреча, о которой повествует нынешнее Евангелие (Мф 15:21-28). Из тех мест явилась к Иисусу Христу женщина хананеянка, у которой дочь была одержима беснованием. Зная об Иисусе Христе как о великом Чудотворце, исцелявшем в Иудее всякие недуги, хананеянка взывала к Нему: помилуй меня, Господи, Сыне Давидов, дочь моя жестоко беснуется! Но Он не отвечал ей ни слова. Тогда начали за несчастную женщину просить апостолы. Христос сказал им в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Между тем женщина подходит к Иисусу Христу, кланяется и снова просит, говоря: Господи, помоги мне. Иисус Христос говорит ей: нехорошо взять хлеб у детей и бросать псам. Несмотря на такое обидное сравнение, женщина не прекращает своей мольбы, а, припадая к стопам Спасителя, с твердой верой говорит: Господи! Но и псы едят крохи, которыя падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика твоя вера, да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. 


В чем же обнаружились величие и сила веры хананеянки, заслужившей от Спасителя особенную похвалу и немедленное дарование благодатной помощи ее болящей дочери? В глубоком смирении, с каким она обращалась с просьбой к Спасителю. В скорби своей несчастная мать не роптала, не жаловалась пред лицом Спасителя, что другим дается от Него помощь, а она лишена этого, не отчаивалась, когда получила решительный, по-видимому, отказ, но со смиренной верой просила хоть самой малой доли милости Божией. Не оскорбилась и обидным сравнением с псами, но словно говорила: «Ей, Господи, точно так! Я недостойная язычница, я великая грешница и не стою того, что принадлежит чадам Божиим, удели мне хоть малую крупицу Твоей милости: я прибегаю к Тебе, как пес под трапезу господина своего». Такое глубокое смирение несчастной матери, не оставлявшее в душе ее ни малейшей тени сомнения в получении просимого, не могло не привлечь благоволения Господа. Она получила просимое и исцеле дщи ея от того часа.

Из примера жены Хананейской познаем, что великую силу имеет вера, подкрепляемая смирением. Кто о себе не думает, не придает особой цены своим достоинствам и преимуществам, тот бывает доволен малым, терпеливо и безропотно переносит скорби и нужды. Смиренный христианин не полагается на свои силы, связи и преимущества, но более всего на Бога. Смирение окрыляет молитву и приближает к Богу, привлекая Его благоволительный взор. Сам Господь сказал: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис 66:2). Кратка была молитва смиренного мытаря, взывавшего от глубины сердца: Боже, милостив буди мне грешному, но эта молитва была скорее услышана, чем многоглаголивая молитва гордого фарисея (Лк 18:10). С сознанием собственного недостоинства обращался к Христу сотник, прося об исцелении своего слуги, и говорил: Господи, я недостоин, чтобы ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелеет слуга мой. Услышав это, Иисус удивился и сказал: истинно говорю вам, и во Израиле не нашел Я такой веры (Мф 8:8-10).

Из этих примеров видно, что смирение есть начальная и необходимая добродетель для благоугождения Богу и получения Его благодати. «Смирение, — говорит святой Иоанн Лествичник, — есть дверь царствия, вводящая приближающихся к оному» (слово 25). Исаак Сирин говорит: «Смирение составляет полноту всех тайн, хранилище всех добродетелей. Блажен, кто приобрел смирение, ибо во всякое время лобызает и обымает он недра Иисусовы». Отпадение гордых от благодати и от спасающей веры, естественно, происходит оттого, что под гордостью всегда скрывается обоготворение себя, и она есть начало, то есть источник греха (Сир 10:15). И действительно, от недостатка смирения и от гордыни рождается много других грехов: самолюбие, своенравие, упрямство, презрение к другим, неблагодарность Богу, непослушание начальству — наконец, гордость есть мать всех ересей, подрывающих истинную веру. Вера должна быть любовию споспешествуема (Гал 5:6). Без дел любви вера называется у апостола Иакова мертвой (Иак 2:17), а благочестие без любви — пустым благочестием. Чистое и непорочное благочестие, по словам того же апостола, есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира (Иак 1:27). Гордыня отчуждает христианина от любви и от послушания закону Божию, следовательно, она прямо подрывает веру и делает бесполезной молитву. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50:19), говорит псалмопевец. Пример жены Хананейской показывает нам, что со смирением должно соединять терпение в молитве. Ничто так сильно не смущает немощную и мало утвержденную в истинном уповании душу христианина, как безуспешность молитвы. Тяжелые обстоятельства иногда сходятся в жизни человеческой; к Богу и вопиют тогда страждущие и озлобленные — но тщетно. Их стенания и вопли как бы не доходят до неба — как будто Бог совсем их оставил, не исполняет их молитв, не подает немедленной помощи. Чем же им тогда укрепиться мыслью и сердцем? Как спасти душу от преступного ропота против всеблагого и правосудного Бога? Слово Божие показывает нам, что в трудных и скорбных обстоятельствах жизни мы единственное твердое и известное утверждение имеем в терпении, терпением вашим спасайте души ваши (Лк 21:19). Претерпевший же до конца спасется (Мф 10:22), говорит Христос в святом Своем Евангелии. Но терпение терпению рознь. Терпят и злодеи, присужденные к наказанию, но терпят со злобою и ожесточением. Переносят страдание и неверующие, нечестивцы, но безнадежно, без всякой мысли о Боге, о Его милосердии и праведном воздаянии. Такое терпение не может быть для души отрадным и спасительным. Истинное терпение должно быть проникнуто христианским упованием и сопровождаться неизменной и неотступной молитвой к Богу. Терпение в молитве, само по себе отрадное и животворное для духа в скорбях, составляет в то же время необходимое условие для благоуспешности молитвы. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф 7:7,8), говорит Спаситель. В притчах о неправедном судии (Лк 18:2-8), и о друге, просящем хлеба (Лк 11:5-10), Христос также показывает, что главное условие благоуспешности молитвы есть неослабное терпение. То же самое мы видим в нынешнем Евангелии. Терпение и постоянство в молитве свидетельствует, что мы высоко ценим дары милости Божией и твердо надеемся на Господа, в полное распоряжение Коего мы при счастье и несчастье с благословением и благодарением предаем себя и всю свою жизнь. Господь лучше знает, что нам потребно и когда следует нам получить просимое. Дерзновенно было бы с нашей стороны полагать воле Божией предел или срок для исполнения наших молитв — тем более преступно прекращать молитву, когда скоро и по нашему желанию мы не получаем просимого. Уповающий на Господа христианин в самой безуспешности своей молитвы найдет побуждение к усильному ее продолжению. Ибо если бы дары благодати и спасения были подаваемы нам от Бога немедленно и без усиленной нашей просьбы, то мы к этим дарам так же бы привыкали и мало их ценили, как мало ценим воздух, которым дышим, и воду, без которой жить не можем.

При безуспешности молитв особенно грешно нам, христианам, получившим во Христе право чадами Божиими быти, избранным и любезным Богу, питать в себе ропотные мысли. Некогда возлюбленный Богу Израиль при грозном нашествии врагов, облегавших Сион, предавался унынию и говорил: оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня. Что же отвечал Господь на такой ропот? Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. (Ис 49:14,15). Не тем ли более нам, христианам, новому Израилю, следует быть уверенным, что сокровищница любви божественной всегда для нас открыта, и если Бог иногда не внемлет нашим молитвам, не подает нам, чего мы просим, то, значит, так нужно для нашего же блага и по причинам, более от нас же зависящим. Христос с той целью медлил принять прошение жены хананейской, чтобы возбудить в ней смиренное сознание своего недостоинства, испытать ее терпение, и за веру, неотступность в молитве доставить ей большую радость исполнением ее желания.

И с нами с той же целью так поступает Господь и иногда не внемлет нашим самым горячим молитвам, не исполняет наши самые, по-видимому, справедливые желания. Потому как жена хананейская заслужила милость от Господа смиренным сознанием своего недостоинства и неослабным упованием на исполнение своей просьбы, так и нам надлежит при кажущейся безуспешности молитв изгонять из души всякую досаду и ропот, терпеливо ждать и не ослабевать в уповании на милость Божию. Вместе с тем напечатлевая в душе своей твердое убеждение в том, что Господь не исполняет наших просьб по благим целям Своего премудрого попечения, мы, при безуспешности наших молитв, должны внимательно осмотреться: так ли мы просим, как следует, о том ли просим, что должно, и заслуживаем ли, чтобы Бог исполнил наши желания. Бывают прошения и молитвы, которые не могут быть приняты, как свидетельствует святой апостол Иаков, говоря: просите и не приемлете, зоне зле просите (Иак 4:3). Зла просим мы и напрасно надеемся получить исполнение своих молитв, когда при этом вера наша колеблется между Богом и миром: устами своими мы взываем к Богу, а сердцем своим прилежим к земным сокровищам, уповаем на силу и помощь человеческую. О таком двоедушии человека в молитве святой апостол говорит: Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак 1:7). Зла просим и потому не видим плода своих молитв, когда самый предмет их противен воле Божией и нашему небесному назначению, когда мы просим не хлеба насущного, то есть того, что существенно необходимо для поддержания жизни, когда желаем и просим не доброго и полезного душам нашим, но того, что угодно прихотям плоти, чем питаются ее страсти и что служит явно во вред душе нашей, просим не на добро, а чтобы употребить для наших вожделений. Наконец, безуспешность наших молитв зависит от нашей нераскаянности. Может ли грешник, бесстрашно нарушающий святой закон Божий, закоренелый в пороках, заслуживать благоволения Божия и ждать даров Его любви, когда достоин гнева и осуждения?
Евангельское повествование об исцелении дочери хананеянки показывает нам, наконец, и самый способ нашего молитвословия. Жена хананеянка выразила свое упование на милость Божию в кратком молитвенном вопле: помилуй мя, Господи, и получила просимое. Так же молились слепцы Иерихонские (Мф 20:30) и десять прокаженных мужей оторые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас (Лк 17:12,13). Тем и другим немедленно явлена была милость от всещедрого Господа. И мы, если желаем удостоиться милосердия Божия, должны более всего заботиться о том, чтобы наша молитва, хотя бы краткая, была всегда пламенной, разумной и исторгалась прямо из глубины души нашей. Преподобный Макарий Великий в этом дает нам следующий богомудрый совет. Некоторые спрашивали его: как должно молиться? Старец отвечал им: «Не нужно многословить, но должно воздеть руки и говорить: Господи, как Тебе угодно и как знаешь — помилуй! Если же нападает искушение: Господи, помоги. Он знает, что нам нужно, и поступает с нами милосердо» (Достоп. сказан, о подв. св. отцов, стр. 146, §19). Но как часто мы взываем: Господи, помилуй, а не знаем, что такое милость Божия, которой мы просим, не знаем, для чего нужна нам эта милость и как дорого надлежит ее ценить нам, но только по привычке устами и без участия ума и сердца говорим: Господи, помилуй! Подаст ли нам Господь по такой молитве свою милость? Нет. Никакой благоразумный человек не даст драгоценного камня в руки ребенку или человеку невежественному, не знающему его цены и неспособному дорожить им. Господь лишит даров Своей благодати тех, которые не сознают их многоценное™, не берегут их, как драгоценный бисер, но готовы всегда легкомысленно променять их на суетные и призрачные блага мира сего. Но что может дать нам мир сей, во зле лежащий? (1 Ин 5:19). Наше упование — Отец, прибежище — Сын, покров — Дух Святой, Троица Единосущная и Нераздельная. К Богу и должно быть всецело обращено наше молитвенное чувство. От Бога мы все получили, без всяких заслуг наших. От Бога дана нам жизнь и средства к продолжению сей жизни в здравии и спасении от смертных опасностей. По милости Божией мы просвещены святым крещением и соблюдены в православии и непорочности жизни. Сколько раз мы огорчали Господа своими грехами, и Он не лишил нас благодати оправдания и не погубил нас с беззакониями нашими. Не должно ли все это поддерживать в душе нашей непрестанную память о том, что мы неоплатные пред Богом должники и нечем нам удовлетворить правосудию Божию, потому что мы ничего у себя не имеем, кроме тяжелого бремени грехов, ежедневно нами увеличиваемого? Блажен, кто питает в душе своей сознание сей нищеты духовной — такой смиренный христианин всегда бывает способен возносить к Богу молитву о помиловании горячо, сердечно и разумно, и милость Божия не замедлит посетить его.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 398 | Добавил: Православие | Теги: Неделя 18-я по Пятидесятнице, Духовная трапеза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar