Главная » Духовная трапеза » Неделя 9-я по Пятидесятнице. Духовная трапеза.

00:05
Неделя 9-я по Пятидесятнице. Духовная трапеза.

Неделя 9-я по Пятидесятнице
(Мф 14:22-34)
 

В нынешнем Евангелии повествуется об опасном плавании учеников Иисуса Христа на море Тивериадском ночью, во время сильной бури. Сравнивая апостолов во время бури с нашим положением во время житейских напастей и, вообще, вникая в смысл евангельского повествования, мы находим спасительное наставление о том, как должно поступать во время житейских напастей, чтобы избежать гибели.

Жизнь человеческая есть то же, что море, воздымаемое противным ветром, готовым каждую минуту потопить плывущих.
Не всегда, конечно, на море свирепствуют бури; нередко на нем бывает затишье, и на лазурной его поверхности спокойно отражается в величественном сиянии блеск солнца, луны и звезд. Приятно тогда тихое течение корабля — отрадно для плавающих морское путешествие. Но вот внезапно поднимается буря, волны хлещут и наклоняют то в ту, то в другую сторону корабль, открывая зияющую бездну, в которой ежеминутно могут погибнуть пловцы. Чье сердце не сокрушится ввиду столь близкой смертной опасности? Откуда тогда ждать спасения? Единственная надежда на Бога, могущего укротить бурю. И подлинно никогда человек не чувствует себя столь беспомощным, как среди бушующего моря, и никогда он не становится способным возносить более пламенную молитву, как ввиду разверзающейся морской бездны. Справедлива русская пословица: кто в море не бывал, тот хорошо Богу не маливался. Из нынешнего Евангелия мы видим, что обуреваемые апостолы прежде всего вспомнили о Христе Спасителе, воззвали к Нему о помощи и получили благовременную помощь.

Но мы так ли поступаем во время напастей, когда сбиваемся с пути, терпим неудачи, бьемся, стараемся поправиться, но не видим впереди избавления от нашедших на нас бедствий? Прибегаем ли мы в это время к молитве, как самому верному средству избыть свою беду при помощи Божией? Смиряемся ли под крепкую руку Божию, нас наказующую? Напротив, вместо смиренной молитвы к Богу о помощи, вместо благодушного перенесения постигшего нас бедствия не терзаем ли мы только себя досадой, нетерпением, озлоблением? Не поддаемся ли бесплодному унынию и отчаянию? Подлинно, так большей частью мы ведем себя в дни искушений и напастей и чрез это сами отягчаем скорбное состояние души своей, чуждаясь молитвы — сего единственного богодарованного нам средства к нашему внутреннему умиротворению и спасению от напастей. Большую силу имеет молитва, приносимая христианином с верой и упованием. Она благопотребна всегда: в счастье и тем более в несчастьях, озлоблениях и напастях, причиняемых нам по действию диавола, виновника в мире всякого зла. Святые отцы (свт. Иоанн Златоуст, свт.Димитрий Ростовский) свидетельствуют, что к избавлению от бед молитва то же имеет значение для души, что стены для города, осажденного неприятелем, или то же, что для воина оружие во время сражения. Обремененный грехами человек может опираться на молитву, как на крепкий посох, молитвой разгоняется мрак в душе и вносится в скорбящее сердце отрадный свет христианской надежды. Злостраждет ли кто в вас, да молитву деет (Иак 5.13), заповедует святой апостол Иаков. Итак, если всегда благо-потребно для христианина ограждать себя молитвой от окружающих его зол, тем более это благопотребно, когда грозная туча бедствий уже разражается над ним.

Действие молитвы свидетельствуется многочисленными примерами из Священной истории, из коих видно, что молитва имеет необоримую силу спасения при таких обстоятельствах, когда, по-видимому, погибель неизбежна и никакими естественными силами невозможно ее отвратить. Фараоново воинство настигало беззащитных евреев у моря. Моисей помолился, и это море открыло им свободный проход, а гонителей потопило. Иудейские отроки в Вавилоне в пламенной печи неизбежно погибли бы, Даниил во рве львином был бы растерзан зверями, Иона во чреве китовом нашел бы себе гроб, Езекия преждевременно скончался бы от смертной болезни, если бы все сии праведники не были вспомоществуемы необоримой силой своей пламенной молитвы об избавлении их от предлежащей им гибели. Но чтобы наша молитва была действенна и спасительна, необходимо сохранять в самих себе твердую веру в Бога и Его спасительный Промысл. Не может молитва озарить мрачную глубину души скорбящей и озлобленной, если в ней погас светильник веры. Не придет и на ум человеку неверующему обратиться к Богу, не станет он призывать помощь невидимого Существа, когда во всем видит случайное сцепление естественных сил и обстоятельств и не верит сверхъестественному проявлению невидимой силы Божией. От неверия происходит не смиренная благопокорливость при несчастьях, но ожесточение и отчаяние: оттого в век оскудения веры в людях так многочисленны бывают случаи самоубийств.

Как сильна вера и действенна молитва о спасении от погибели среди житейских треволнений и грехопадений и как пагубно маловерие, показывает нам приводимый в нынешнем Евангелии пример апостола Петра, утопавшего в море и спасенного Христом. С дерзновенной верой пошел Петр по волнам морским навстречу Спасителю, и эта вера держала его на поверхности воды, но лишь только закрались в душу его сомнение и страх, он начал утопать и закричал: Господи! спаси меня! Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усумнился (Мф 14.30,31). Не опасна была Петру буря морская, если бы не возникла в душе его буря сомнительных помышлений (Акаф. Спасит., конд 4). Крепкая вера держала его на воде, а немощь человеческая влекла в глубину, и только молитва с верой спасла апостола от потопления. То же самое бывает со всяким человеком малодушным и маловерным, полагающимся более на свои естественные силы и средства, а не на Бога. Нет у такого человека опоры в дни невзгод. Все земные надежды обыкновенно рушатся при бурном приражении бедствий. Только одна надежда на Бога, сильного спасти нас от временных бед и привести к будущей вечной славе, только эта надежда может служить для человека твердым и неподвижным камнем среди треволнений житейских и быть путеводной звездой во время бедственного плавания его по морю житейскому. Подлинно, откуда нам ждать помощи и утешения, как не свыше, от Бога? На кого более мы можем надеяться в своих напастях, кроме Отца нашего небесного. Близок Господь ко всем призывающим Его в истине; желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их (Пс 144 18,19). Господь знает все наши нужды, слышит и благоволительно принимает каждый вздох нашего сердца, готов всем нам подать благовременную помощь. Никто из нас, как бы ни был он грешен и недостоин, не должен думать, чтобы Бог мог его забыть. Он всех нас любит и Его промыслительное попечение всюду проникает, подобно лучу солнечному, согревающему и озаряющему не только величественные создания природы, но и каждую малейшую былинку и самое ничтожное насекомое.

Тем более это попечение относится к людям, составляющим венец творения Божия. Вся жизнь наша в руках Божиих, так что без воли Отца небесного и влас с главы нашей не погибнет (Лк 21-18). Если же Господь попускает на нас напасти, поражает бедствиями, то это для нашей пользы, и мы должны всегда надеяться, что Он не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы мы могли перенести (1 Кор 10:13). Потому мы и должны прежде всего и более всего в наших напастях прибегать с молитвой к Богу, в твердой уверенности, что Он нам единственное Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах (Пс 45:2). Упование не посрамляет христианина (Рим 5:5), оно окрыляет его молитву и дает дерзновение просить Господа неотступно, с верой, ничтоже сумняся (Иак 1.6). Плодом такой молитвы и бывает исполнение просимого, как свидетельствует Спаситель, говоря в святом Своем Евангелии: просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам; всяк бо просяй приемлет и ищай обретает и толкущему отверзется (Мф 77,8). Итак, христианин, когда постигает тебя напасть, обратись прежде всего к Господу, возверзи на Него печаль свою (Пс 54:23), пролей пред Ним свое моление (Пс 141:2) и святая молитва, как животворная роса, утолит жгучую болезнь твоего сердца. Невидимая благодать Божия осенит тебя и покажет тебе верный путь спасения от обышедших тебя зол. Помощь свыше не замедлит прийти к тебе, Господь избавит тебя от всякой напасти, избавит и защитит тебя; если ты воззовешь к Нему, услышит тебя и явит тебе спасение Свое (Пс 90:14-16).


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 446 | Добавил: Православие | Теги: Неделя 9-я по Пятидесятнице, Духовная трапеза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar