15:05 Беседы об обрядах. Ч. 1. | |||
О месте и значении обряда в жизни Православной Церкви.
И у человека, впервые попавшего в храм, сразу возникает вопрос: а для чего это нужно, неужели нельзя без всевозможных, порой весьма сложных символических действий обратиться к Богу, неужели Ему необходим обряд? С подобным вопросом очень часто обращаются к священнослужителям люди, искренне ищущие Бога, схожие упреки можно услышать и от приверженцев всевозможных протестантских деноминаций. Итак, действительно, нуждается ли Бог в наших обрядах? Нет! Господу не нужны ни обряды, ни священнодействия. В них нуждаемся мы с вами. Дело в том, что мы, люди, состоим из души и тела, и эти две наши составляющие неразрывно связаны между собой. Любое действие тела неизбежно отражается на душе, и наоборот, любое действие души неизбежно находит свое отображение в нашем теле. Когда у нас на душе легко, когда нам весело и нас переполняют положительные эмоции, подобно легким летним волнам, охватывают все наше существо, наше лицо тотчас же озаряется улыбкой, и порой это происходит даже помимо нашей воли. Но когда сердце омрачает какая-либо печаль, когда нам тяжело и больно, на глаза наворачиваются слезы. Наше тело участвует в наших душевных переживаниях. Кроме того, положение тела влияет на наше душевное состояние. Так, наверное, каждый согласится, что невозможно молиться, обращаться к Богу с просьбами, вольготно развалившись в кресле, закинув ногу на ногу и потягивая кофе или сок. Таким образом, наше религиозное чувство требует, чтобы мы нашли возможность выражать его посредством всевозможных действий, которые и получают наименование обряда. Сам Господь, совершая Свое общественное служение, неоднократно прибегал к различным символическим, обрядовым действиям, которые несли определенную смысловую нагрузку и неизменно сопровождались излиянием особой благодатной помощи Божией, явлением чудес. Так, исцеляя слепорожденного, Господь делает брение, помазывает им невидящие глаза слепца и отправляет его умыться в купальне Силоам (Ин. 9: 6–7). Вспомним воскресшую дочь Иаира. Господь обращается к ней, можно сказать, обрядовым восклицанием: «Талифа, куми», что означает «Девушка, встань» (Мк. 5:41). В Священном Писании мы встречаем неоднократные повеления Господа совершать те или иные обрядовые, символические действия. Так, апостолы и ученики Христовы многих больных помазывали маслом, что приносило исцеление от долголетних недугов (Мк. 6:13). Более того, перед Своим преславным Вознесением Господь дает прямое повеление крестить все народы (Мф. 28:19), т. е. совершать особое обрядовое действие, связанное с погружением крещающегося человека в воду, на что указывает сам греческий глагол, использованный Ним и являющийся эквивалентом славянского глагола «крестить» – «ваптизо», который можно перевести как «погружать», «низводить в воду». Таким образом, мы можем свидетельствовать, что использование особых обрядовых действий в религиозной жизни оправдано самой природой человека, нисколько не противоречит Священному Писанию и более того, благословлено Самим Господом. Именно поэтому в Православной Церкви настолько значимы различные символические действия. Дело в том, что Православная Церковь существует не одно десятилетие и не одно столетие. Около двух тысяч лет совершает Церковь свою спасительную миссию, и в своем подвиге все это время Она использует обряды, которые являются не какими-то магическими, бессмысленными движениями, действиями, поступками, но преисполнены глубокой внутренней логики и огромного символическего смысла. Так, посредством символических обрядовых священнодействий Церковь напоминает нам о важнейших событиях священной библейской истории и пробуждает в наших душах глубокое религиозное чувство. Обряд призван приблизить нас к Богу, и поэтому он, в отличие от особых церковных священнодействий – Таинств, исполнен благодатной Божественной силы не безусловно. Благодатным и спасительным обряд делает наша вера и наше духовное настроение. В контексте православного богословия невозможно рассматривать обряд как нечто самоценное – я повернусь так-то и так-то, прочитаю то-то и то-то, и мне будет хорошо. Невозможно всемогущего и всеправедного Бога заставить, принудить что-либо сделать посредством каких-то формальных действий или непонятных магических формул. Бог откликается только на просьбу сердца, и потому обряд, не соединенный с искренней верой, с религиозным чувством, остается бесплодным, ненужным, кощунственным. Таким образом, православный церковный обряд коренным образом отличается от обрядов древних магических культов или от бессмыслиц современных гадателей и провидцев. Церковный обряд несет в себе важный символический смысл и потому каждый, кто с верой и упованием на Бога выражает свои чувства, свою любовь и свои мольбы посредством внешних знаков, обретает благодатные дары Божии. Протоиерей Андрей Николаиди | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |