День Воздвижения честного и животворящего Креста Господня
14/27 сентября
О преблаженное древо, на нем же распяся Христос Царь и Господь, Имже поде древом прелъстивый тобою прельстився. Богу пршвоздившемуся плотию, подающему мир душам нашим.
5-я песнь канона праздника
Обстоятельства обретения животворящего Креста Господня — Чудеса Креста Христова — Слово крестное — Крестное знамение
Для торжества и поклонения честному и животворящему Кресту Господню святая Церковь установила нарочитые Дни: день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября), Неделя Крестопоклонная среди Великого поста и Происхождение Честных Древ Животворящего Креста (1/14 августа). Чтобы яснее запечатлеть в душе нашей те святые чувства, какие мы должны иметь при поклонении животворящему Кресту Христову, вникнем в значение его в деле спасения нашего.
Что такое был крест до страдания Спасителя? У евреев и язычников это было орудие казни самой мучительной и самой позорной. Только отчаянных разбойников и возмутителей общественного спокойствия предавали крестной казни. Проклят всяк висяй на древе, то есть распятый, говорится у Моисея (Втор 21:23). Сыну Божию, снисшедшему на землю для спасения рода человеческого, по предвечному определению воли божественной надлежало принять столь позорную казнь: для чего это? Какое это имело значение в деле нашего искупления? Для искупления людей Христос должен был принять на себя греховную тяжесть и вину всего мира. При этом для удовлетворения правды божественной Он и казнь должен был претерпеть самую мучительную — достигнуть самого последнего истощения и смертного томления. Крестная же казнь была самая мучительная и вполне соответствовала состоянию полного рабского уничижения, в каком благоволил явиться на земле Сын Божий. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин 3:14) на крест, дабы своей крестной смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Ев 2:14), который по грехопадении прародителей сделавшись князем власти воздушныя (Еф 2:2), преграждал людям доступ к небу, положив как бы некое средостение между небом и землей. Христу, Спасителю нашему, надлежало разрушить эту преграду и, поразив диавола в его области, незыблемо поставить лестницу благодатного восхождения нашего от земли на небо. Это и совершил Христос, будучи вознесен на древо крестное, и мы, взирая на Него, распростершего длани Свои, должны помышлять, что Христос Спаситель готов всех нас обнять своей любовью, только бы была с нашей стороны вера в Него и готовность исполнять Его заповеди.
Крест, бывший позорным орудием казни, по распятии Христовом сделался преблаженным и досточтимым знамением нашего искупления, так что христианин может теперь сказать с апостолом, что ничем не следует хвалиться, только Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал 6:14). И действительно, от самых времен апостольских крест в мире христианском был предметом самого благоговейного почитания и поклонения. Враги Христовы тотчас по распятии заметили в последователях Христовых особенное почтение к древу крестному и потому позаботились закопать его в землю, так что и самое место сокрытия креста никому из христиан не было известно до времен равноапостольного царя Константина, когда вместе с торжеством веры Христовой воссияла и слава Креста Христова. Мать равноапостольного Константина, царица Елена, пришедши в 326 г. в Иерусалим для восстановления святых мест, желала найти животворящий Крест Христов. Через одного еврея, который впоследствии крестился с именем Кириак и был епископом Иерусалимским, удалось узнать место, где зарыт был крест. Царица приказала рыть, и действительно нашли три креста и отдельно дощечку с надписью, но нельзя было узнать, какой подлинный крест Спасителя. Сам Господь чудодейственным знамением благоволил явить подлинный Крест Христов. Когда на умершую женщину стали возлагать обретенные кресты, то от прикосновения к животворящему древу умершая воскресла. Царица, патриарх и другие, увидев Крест Спасителя, с благоговением поклонились и целовали его, а так как собралось множество народа, желавшего видеть и поклониться Кресту Христову, то патриарх воздвигал, то есть поднимал Крест, и весь народ восклицал: Господи, помилуй. С тех пор и установили ежегодный праздник, названный Воздвижением, от поднятия креста Господня при его обретении.
Праздник Воздвижения Креста Христова возводит мысль нашу к тому светоносному времени в истории христианской Церкви, когда святая Церковь после трехсотлетних жестоких гонений восторжествовала в мире. Не от внешних благоприятных обстоятельств зависело торжество веры христианской, не в силе и помощи человеческой была ее крепость — залог ее успехов в ней самой. Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин 5:4), говорит апостол Иоанн. Высотой, чистотой и святостью учения своего вера христианская сияла среди омраченного суевериями и развращенного языческого мира так ярко, что невольно побеждала умы и сердца людей. И как удивительно проявлялась сила божественная, вспомоществовавшая победоносному успеху веры Христовой в мире! Крест, на котором распят был Спаситель, бывший позорным орудием казни, в деснице Божией становится для христиан победным знамением, вокруг которого собрались они среди внешних озлоблений для мужественного противодействия вражьей злобе, которым ограждались, как несокрушимым щитом и которым поражали своих противников, как самым острым оружием. Так, император Константин Великий, даровавший мир Церкви, был обращен ко Христу явлением ему Креста Господня. Идя войной против Максентия, Константин язычник, чувствуя слабость сил своих, не знал, какому богу молиться о помощи. И вот видит он среди полуденного времени на небе крест, составленный из звезд, и вокруг него надпись сим побеждай. В следующую же ночь явился ему Сам Иисус Христос и повелел, по подобию виденного им креста, устроить воинское знамя, обещая победу. Константин исполнил это и одержал победу, сделавшись самодержавным царем, защитником и покровителем Церкви христианской. Подобные явления знамения Креста Господня были и после Константина Великого.
Святой Кирилл, епископ Иерусалимский, живший в IV веке по Рождестве Христовом, в послании к царю как очевидец описал следующее явление на небе знамения Креста Господня в Иерусалиме. «В святые дни Пятидесятницы, около третьего часа дня, явился на небе весьма большой крест, составившийся из света и протяженный над Голгофою до святой горы Елеонской. Не один или только двое видели его, но весьма явственно виден был он всему населению города. И не скоро, как подумал бы иной, миновалось сие видение, но в продолжение многих часов крест ясно был видим над землею, молниеносным сиянием превосходящий лучи солнечные. Все население города, объятое страхом и вместе радостью от сего Боговидения, толпами стекалось в церковь — юноши и старцы, мужи и жены, люди всякого возраста, жители го-рода и пришельцы, христиане и из других мест прибывшие язычники — все единодушно, как бы едиными устами прославляли чудодействующего Христа Иисуса, Господа нашего, Сына Божия Единородного».
Христиане! В знамениях милости Божией, явленных роду христианскому чрез прославление честного и животворящего Креста Господня, надлежит нам почерпать и побуждение, и силу неуклонно следовать за Христом, начальником и совершителем веры и спасения нашего, и безропотно нести свой жизненный крест, помня, что Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет 2:21). К этому именно и располагает святая Церковь чином богослужения в настоящий праздник Воздвижения Креста Господня. Что составляет главный предмет нынешних церковных чтений, молитв и песнопений? Слово крестное, или учение о кресте, относящееся к уяснению нам спасительной истины искупления рода человеческого крестной смертью Христа Спасителя и наших нравственных обязанностей, вытекающих из этого догмата христианского. Как важно и необходимо для христианина памятование об искупительных заслугах Спасителя, свидетельствует святой апостол Павел, который в основу своего проповедания полагал учение о Христе распятом, и никаким знаниям человеческой мудрости не придавал значения, доколе эти знания не соприкасались с главным предметом его проповеди. Не судих видети, что в вас, говорил апостол коринфянам, точию Иисуса Христа и Сего распята (1 Кор 2:2). Из сих слов видно, что слово крестное, или учение о Христе распятом, должно быть всецело восприемлемо последователями Христовыми и не умом только или сердечным чувством, но более всего их жизнью, деятельным последованием Христу в крестоношении. К такому крестоношению призывает нас сам Иисус Христос. Кто хочет идти за Мною, говорит Он, от-вергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк 8:34) И еще: кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк 14:27). Нести крест — значит великодушно и безропотно переносить огорчения и обиды от людей, к нам недоброжелательным, при случающихся с нами несчастьях и неудачах не падать духом, но с благодушием и мужественно переносить жизненные злоключения и, наконец, в борьбе с греховными вожделениями плоти не поддаваться унынию, малодушию и не дозволять страстям одолевать себя, но стараться их побеждать, лишать их силы и пагубного в нас действования. Иже Христовы суть, плоть распята со страстъми и похотьми, говорит апостол Павел (Тал 5:24). Видите, как широко и многообъемлюще слово крестное в приложении к нашей жизненной деятельности. Путь креста всем нам предлежит. Всякий, кто хочет быть истинным последователем Христовым, должен уготовлять себя к подвигу крестоношения, потому что Подвигоположник наш Христос не к временным радостям и наслаждениям призвал нас, не земные блага обещал своим последователям, но зовет нас к царствию небесному и блаженству вечному путем скорбей и напастей. В мире скорбны будете (Ин 16:33), говорит Он своим ученикам, и как на лучшую блаженную долю указует им на бедствия и гонения. Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и реку т всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф 5:11). Горько это слово для нашего своенравия и самолюбия. Неудобоприемлемой кажется заповедь о крестоношении для нашей чувственности, прихотливости и изнеженности. Но этот узкий и скорбный путь есть самый прямой к нашему вечному счастью; напротив, широкий путь плотоугодия и земных удовольствий приводит к погибели. Чувственность приковывает нас к земле и заставляет забывать о небесном отечестве. Необходимо нам распинать ветхого человека в себе, дабы не быть рабами греху (Рим 6:6), но приобресть свободу духа. Чем более этот ветхий человек наш тлеет, тем более внутренний со дня на день обновляется (2 Кор 4:16), и душа наша в претерпении временных скорбей, как злато в горниле, очищается, уготовляя себя таким образом к блаженному общению с Господом.
Вот что еще надлежит помнить при почитании животворящего Креста Господня. Неизреченной благостью Спасителя даровано нам в силе крестного знамения могущественное орудие против всех врагов наших видимых и невидимых. Мы должны веровать, что как тает воск от лица огня, так гибнут и враги спасения нашего от лица всех любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняли бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, даровавшего нам Крест Свой честный на прогнание всякого супостата.
На основании векового опыта проявления этой чудодейственной силы Креста Господня православные христиане веру свою в силу животворящего Креста всегда выражали и выражают в том, что им венчают свои храмы, знаменуют жилища, благословляют своих детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют знамение крестное. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения, небрежно и неправильно его употребляют, а некоторые очень часто оставляют употребление его в потребных случаях. Благочестивые предки наши, по преданию святых отцов, употребляли крестное знамение во всех случаях своей домашней жизни, при входе в дом и при выходе, при начале дела и окончании, когда садились за трапезу и когда вставали из-за нее, когда ложились спать и когда пробуждались, также при нечаянной радости или при внезапном несчастии; никогда не проходили мимо святых икон и церквей Божиих, не перекрестившись. Когда же ограждали себя крестным знамением, то делали это с благоговением, точно и правильно последуя церковному установлению как относительно перстосложения, так и самого знаменования себя крестом. Ныне мы что видим? Не оставляется ли этот благочестивый, унаследованный от предков обычай, и притом сознательно, по влиянию духа времени и тлетворных обычаев лукавого века сего? Войдет ныне человек в дом и не подумает перекреститься пред иконами; да и самые иконы во многих местах трудно отыскать в доме — они из передних комнат уже стали уноситься во внутренние покои. За стол ныне садятся также большей частью без молитвы и крестного знамения; дело ли начинают, отправляются ли в путь, тоже не считают долгом оградиться крестным знамением. А как многие крестятся? Не сложивши, как следует, персты свои, махают себя по лицу и груди небрежно, без всякой благоговейной мысли о силе крестного знамения. Что же это за молитва? Не оскорбляется ли Бог такой молитвой?
Вникнем в значение крестного знамения, и мы уразумеем, что это не есть такой наружный обряд, который можно произвольно нарушать или изменять. Нет, крестное знамение есть священный символ веры нашей, и в нем, по изъяснению святых отцов, сокращенно изображается все христианство. Почему мы при молитве знаменуем себя крестом? Почему мы не ограничиваемся другими молитвенными знаками, например возведением очей к небу, воздеянием рук, ударением себя в грудь? Употребление крестного знамения имеет особое значение. Крестным знамением мы выражаем веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, Единого божественного Ходатая и Посредника, без Которого наша молитва никогда не могла бы восходить к престолу Божию. Соединяя молитву свою с крестным знамением, мы не на себя надеемся, не ради своих заслуг просим Бога, а ради крестных заслуг Христа Спасителя и о имени Его. Такую молитву Господь несомненно приемлет, как сказал Сам Спаситель: аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам (Ин 16:23), если только наше крестное знамение будет не наружным только движением руки, но выражением внутренней сердечной веры в божественное ходатайство Иисуса Христа. При всяком употреблении крестного знамения мы должны в уме своем видеть Спасителя и устами произносить молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Притом должны помнить, что самое сложение перстов содержит в себе высокий таинственный смысл. Мы должны, по уставу святой православной Церкви, употреблять троеперстное сложение, то есть складывать три первых перста, , а два последние пригнуть к ладони. Троеперстное сложение при молитве служит выражением нашей веры в Триединого Бога, а догмат о Святой Троице — существенный и основной в христианстве. Два последних перста, пригнутые к ладони, знаменуют тайну воплощения Сына Божия, приклонившего небеса и в Своем Лице соединившего два естества: Божеское и человеческое. Следовательно, в употреблении перстосложения, знаменующего главные догматы нашей православной веры, надлежит соблюдать точность неизменную, как заповедано святой православной Церковью, истинной хранительницей священного предания. Отступать в этом случае от установления церковного по небрежности, а тем более по суемудрию — тяжкий грех. Слагая персты во славу святой Троицы, благоговейно да знаменуем прежде всего чело как место ума, в знак того, что посвящаем Богу все помышления наши, потом знаменуем грудь, в свидетельство искренней сердечной любви, наконец — правое и левое плечо, прося у Бога крепость и силу к совершению дел наших. После крестного знамения следует поклон, чем выражается наша покорность воле Божией, от которой зависит все наше счастье, и временное и вечное.
Так, христиане, с верой и разумением совершая столь простое и несложное действие богопочтения как крестное знамение, каждый из нас, и простой и ученый, и высокий и униженный, может преуспеть в великой науке христианской, выражая в простом знаке высокие истины веры и любви, по силе которых и дается нам благодатная помощь и ограждение от всякого зла.
|