Неделя 27-я по Пятидесятнице
(Лк 14:16-24)
Божественное призывание людей к спасению — В каждом звании можно спастись — Неразумные желания перемены звания
Притча о званых на вечерю, предлагаемая в евангельском чтении настоящей недели (Лк 14:16-24), содержит в себе учение о божественном призывании людей к спасению. Без божественного призвания и благодатного воздействия Святого Духа на душу никто не может сделаться истинным христианином. Никтоже может прийти ко Мне, говорит Спаситель, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его (Ин 6:44). Никтоже может рещи Господа, точию Духом Святым (1 Кор 12:3). Бог Отец, учредитель пира веры на земле, для того и послал Единородного Сына Своего, зрак раба приимшаго, чтобы звать земнородных к таинственному общению с Ним и пользованию спасительными плодами веры христианской. Хотящий всем человекам спастися и в разум истины прийти (1 Тим 2:4), Господь употребляет непосредственные действия Своей благодатной силы к тому, чтобы человек, омраченный неверием и нечестием, познал истинную веру и утвердился в добре. Сила Божия к призванию и утверждению людей на пути к спасительной вере нередко проявляется в особенных знамениях и чудесах. Таково было обращение Савла, непосредственным явлением Господа и чудодейственным исцелением от слепоты призванного к апостольскому служению. Таким же чудодейственным образом утвержден был в вере христианский просветитель земли нашей, равноапостольный князь Владимир. И много избранников Божиих удостоены были божественного призвания чрезвычайными откровениями свыше или вообще внезапным поразительным явлением благодатной силы Божией. Но и во всех других случаях обращения людей к Христу, хотя бы такое обращение не сопровождалось видимыми знамениями божественной силы, эта сила тем не менее всегда действует могущественно. Никто из людей не чужд божественного призвания к спасению. Гласом своей божественной любви человеколюбивый Господь всех зовет к Себе, как Он Сам говорит: Се стою при дверех и толку, аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним и той со Мною (Откр 3:20). В книге Деяний святых апостолов о некоей женщине Лидии, торговавшей багряницею, повествуется, что Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел (Деян 16:15), вследствие чего она приняла проповедь апостола Павла, уверовала во Христа и крестилась. Кроме внешней проповеди Евангелия, чрез которую вера христианская проникает в сознание человека, необходимо еще внутреннее содействие Божие, которое бы предварительно отверзло сердце неверующего к принятию и уразумению проповеди и, таким образом, послужило к зарождению в душе его веры. Душа каждого человека, созданного по образу и подобию Божию, имеет в себе естественное расположение к Христовой истине и, как выразительно сказал один учитель Церкви, душа наша по природе христианка (Тертуллиан). Но она сама собою, как свидетельствует преподобный Макарий Великий, не может различить своих помышлений, доколе не будет в ней возжжен божественный светильник благодати и в ее омраченном доме не будет светло (Бесед. И, §4). Только осиянный светом божественного призвания, человек, душевно слепой и невнимательный к себе, приходит наконец в сознание своего несчастного положения, решается оставить прежний образ жизни и начать жизнь новую, духовную.
К сожалению, среди житейских попечений о насущных потребностях человек обыкновенно глух бывает к божественному призванию во спасение. Все мирское делает человек с охотой и с усильной ревностью, особенно то, в чем заключаются его выгоды земные, но о духовном, о том, что составляет единое на потребу, именно о благоугождении Богу и спасении души своей, он мало заботится. Трудными даже кажутся подвиги благочестия человеку, осуетившемуся земными попечениями — ему все как будто мешает исполнять закон Божий и заповеди церковные. И неудивительно, если человек, думающий только угодить своей плоти и порабощенный ее ненасытными и бурными страстями, делается совершенно нечувствительным к тихим и сокровенным потребностям души своей — если он в погоне за земным богатством забывает о стяжании себе вечного, нетленного богатства добродетелей христианских. Особенно прискорбно, что христианин, совершенно небрегущий о своей духовной пользе и нужде, не сознается в своей виновности, но упорно старается оправдать и извинить себя. Чего только не придумывают люди в оправдание своей беспечности в деле спасения! Бедный указывает на свою нищету, как на причину его грехопадения, богатый ссылается на искушения и соблазны, происходящие от богатства и отвлекающие от угождения Богу; тот ссылается на болезнь, другой на старость, иной на многосемейность, а вообще все думают оправдать свое небрежение о благочестии неотложными делами своего звания и разными обстоятельствами жизни. Много званых, но мало избранных и спасающихся! Все, оставляющие путь добродетелей, спасительный путь следования Христу ради суетных и временных расчетов и извинений, не будут допущены к участию в блаженном царстве, уготованном истинным и верным последователям Христовым. Никто из тех званых не вкусит моего ужина (Лк 14:24) — вот приговор божественной правды всем, думающим оправдать беспечность и леность в деле спасения обстоятельствами и нуждами своего звания и мирского положения.
Всякое земное звание предназначается Самим Богом, и направление наших дел на поприще земной жизни всецело совершается всемогущей десницей божественного промысла. И если премудрость Божия признала необходимым и благопотребным вести нас к небесной вечной цели многоразличными жизненными путями, значит, каждый из этих путей может и должен приводить к Богу, и никакое звание, никакая жизненная доля не могут представлять неодолимых препятствий к выполнению небесного назначения. Равно о всех пекущийся Отец Небесный всем людям дает возможность и благопотребные силы к соделыванию спасения. Разница может быть только в том, что на суде божественного правосудия от одних потребуется больше, от других меньше, смотря по тому, сколько каждому дано божественных дарований в залог будущего оправдания. Кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк 12:48), говорится в святом Евангелии. Не всем даются от Бога таланты в одной мере, не у всех круг жизненной деятельности обширен, но все мы, в какой бы скромной и низкой доле ни трудились, при отчете пред Небесным Домовладыкой можем услышать от Него одинаковый одобрительный глас: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф 25:23). Итак, никто не должен думать, что для благоугождения Богу потребно особое состояние, отрешающее человека от жизненных дел. В некоторых случаях для немногих, по особенному внушению от Бога, может быть необходимо оставление земных обязанностей для лучшего преуспеяния в благочестии. Но все вообще христиане призываются к служению Богу истиной и правдой, без отложения своих земных обязанностей, в том самом круге деятельности, какой очерчен каждому его званием и состоянием. В каком [звании] кто призван, братия, говорит апостол Павел, в том каждый и оставайся пред Богом (1 Кор 7:24). В каждом звании можно спастись. В лике праведных мы видим не только святителей и иноков, но и множество мирян, царей, воинов, земледельцев. Господь для ободрения подвизающихся среди суеты мирской об угождении Ему верою и любовью нередко открывал, что некоторые и в звании мирян могли достигать такой степени нравственного совершенства, что с ними не могли сравняться великие подвижники. Преподобному Макарию Великому указаны были две женщины, жившие в городе и так усовершенствовавшиеся во взаимной любви, что с ними он не мог сравняться. Подобное же указание было двум старцам об Евхаристе мирянине. Вот как говорится об этом в Достопамятных сказаниях о святых отцах. Двое старцев-подвижников просили Бога открыть им, в какую они пришли меру, и был им голос с неба: «В таком-то селении египетском есть один мирянин по имени Евхарист, и жена его называется Мариею, — вы еще не пришли в меру их». Два старца, собравшись, пошли в селение и нашли дом Евхариста и в нем жену его. «Где муж твой?» — спросили они ее. Она отвечала: «Он пастух и пасет овец». Вечером возвратился Евхарист с овцами. Увидев старцев, он приготовил им трапезу и принес воды обмыть им ноги. Старцы говорят ему: «Не вкусим ничего, пока ты не расскажешь нам о своей жизни». Евхарист со смирением только и говорил им: «Я пастух, а это жена моя». Старцы продолжали просить его, но он не хотел говорить. Тогда старцы сказали: «Бог послал нас к тебе». Услышав это, Евхарист убоялся и начал рассказывать: «Овец сих мы получили от родителей, и если, по милости Божией, бывает какой прибыток от них, делим его на три части: одну для бедных, другую для странников, а третью для собственного употребления. По ночам мы пребываем в молитве, носим власяницы, а днем одежды, до сих пор о нашей жизни не знает никто». Услышав это, старцы удивились и возвратились, славя Бога.
Каждый в простоте сердца и со смирением, в каком бы ни был звании, должен благоугождать Богу усердным исполнением своих обязанностей христианских, и не будет лишен небесной награды, если только его усердие искренно и нелицемерно.
Трудно христианину с самоотвержением и усердием исполнять долг своего звания, если он будет увлекаться стремлением к временному благополучию, искать богатства и почестей и полагать в этом цель своей жизни. Но эта цель призрачна, она, как тень, тем скорее убегает, чем стремительнее гонится за нею человек. Истинная цель человеческой жизни есть благоугождение Богу добрыми делами. Этой цели человек может достигнуть в любом звании и состоянии. Как золото, хотя бы находилось и в грязи, не лишается своей ценности, так вера и добрые дела равно многоценны пред очами Божиими, где бы ни проявлялись, в палатах ли вельмож, или в хижинах бедных ремесленников и земледельцев — ни почести, ни богатства, ни другие внешние преимущества сами собою ничего не прибавят к богатству нашей веры и благочестия. Напротив, при возвышении и богатстве еще скорее можно забыть Бога и Его святой закон. Вот какой поучительный в этом отношении пример есть в Прологе (27 марта).
В одном селении, близ пустыни Фиваидской, был благочестивый каменщик, от своих праведных трудов не только добывавший себе пропитание, но и кормивший многих бедных. Этот каменщик по имени Евлогий каждый день, по окончании своей работы, приводил к себе всех бедных и странных, каких встречал, кормил их, растрачивая весь свой заработок, и ничего не оставлял в запас на будущий день в надежде на промысел Божий. Но вот неожиданно Евлогий сделался богачом. Однажды он вышел утром на работу, стал ударять по камню и почувствовал, что в нем есть пустота, ударил еще, и из камня высыпалось множество золота. В сильном смущении от такой находки Евлогий провел день, обдумывая, как бы скрыть находку, и когда вечером возвращался домой, он уже забыл про бедных, никого из них не пригласил к себе и даже сам лег без ужина. На другой день он рано утром тайно перевез золото в свою хижину и также остался один. Скоро он совсем покинул деревню и переселился в столицу, купил себе великолепный дом и при помощи богатства достиг почетного положения, сделался известным даже царю. Желая упрочить свое почетное положение, он знакомился и делал своими сотрапезниками только богатых и знатных, а про бедных совсем забыл. Но быстро посетившее его счастье быстро и промелькнуло. При последовавшей перемене царствования Евлогий попал в число осужденных и, лишенный всего имущества, едва избежал казни. Скрывшись из столицы, он опять поселился в деревне, стал опять работать и по-прежнему был питателем бедных, не переставая до конца своей богоугодной жизни благодарить Бога за то, что Он не попустил ему погибнуть в греховной суете лукавого и развращенного мира.
Да познают из сего примера все искатели земного счастья и богатства, как ошибочно и неверно полагаться на временные скоропреходящие блага и как опасно завистливым оком и несытым сердцем стремиться к достижению этих благ. Ищите прежде царства Божия и правды Его, и это все (все временные блага) приложится вам (Мф 6-33), говорит Спаситель. Тогда только мы достигнем своего христианского призвания, спасем душу свою.
|