Св. мученик Маврикий и другие с ним пострадавшие 70 воинов.
(О необходимости терпения).
I. Истощилась изобретательность мучителей над св. муч. Маврикием и другими, память коих совершается ныне, — напрасно перепробованы были все роды мучений для отклонения мучеников от Христа. Но вот один из царских советников предложил следующее: «неподалеку есть болотное место, в котором множество всякаго рода насекомых, туда можно отвести мучеников и, намазав тела их медом, привязать к деревьямъ”. Император Максимиан весьма обрадовался этому сатанинскому совету и приказал привести его в исполнение. Св. мученики десять суток терпели ужасныя мучения от насекомых, от жару и жажды, и все мирно предали дух свой Богу.
...
Читать дальше »
|
Св. апостол Онисим.
(Об отношении господ к слугам).
I. В Малой Азии, в области Фригии, жил богатый и сановитый человек, по имени Филимон. Услышав проповедь апостолов, он обратился в христианство, а потом сам был причислен к семидесяти апостолам. У него был раб Онисим, впоследствии св. апостол Онисим, один из семидесяти, память коего совершается ныне. Провинившись в чем-то пред своим господином и боясь наказания, он бежал в Рим, где в то время проповедывал евангелие апостол Павел.
...
Читать дальше »
|
Препод. Марон.
(Обычай прибегать в известных случаях с молитвою к определенным святым имеет для себя законное основание).
I. Преп. Марон, пустынник сирийский, память коего совершается ныне, подвизался близ города Кира, лежавшаго на два дня пути от Антиохии. Местом для своих подвигов он избрал вершину одной горы, в старину чтившейся язычниками. Сделав это место идольских жертвоприношений местом служения Богу, он подвизался в небольшой хижине, в которой редко, впрочем, бывал, почти всегда оставаясь под открытым небом. Для умерщвления плоти он поднимал тяжкие телесные труды. Бог послал ему дар молитвою и благословением врачевать различные, не только телесные, но и душевные недуги и болезни.
...
Читать дальше »
|
Св. Кирилл, просветитель славян.
(Заслуги его для славянскаго мира).
I. Св. церковь ныне празднует память св. Кирилла, просветителя славян. Св. Кирилл до принятия монашества назывался Константином. Был у него брат Мефодий. Родом они были из г. Солуня — того самаго, куда ап. Павел писал свое послание; происходили они от родителей благочестивых, которых звали Лев и Мария. Отец вскоре умер, а Константина отдали в училище, где он с любовию занимался науками. На 15 году Константин был вызван в Царьград ко двору в соученики юному царевичу наследнику Михаилу, чтобы примером Константина заохотить наследника к учению и ко всему прекрасному.
...
Читать дальше »
|
Св. Алексий, митрополит Московский.
(Уроки из его жизни).
I. Св. Алексий, митрополит московский, ныне прославляемый, к высокому званию пастырскаго служения своего еще от юных лет был призван чудесным образом и, как избранный сосуд благодати, приготовляем был продолжительною строго подвижническою жизнию к своему великому предназначению. Он родился в Москве в 1293 г. от благородных родителей — Феодора и Марии и при крещении наречен Елевферием. Однажды отрок Елевферий разставил в поле сети для ловления птиц; наблюдая за ними, он задремал и услышал голос:Алексий! что напрасно трудишься? будешь человеки ловящь!
...
Читать дальше »
|
Св. Мелетий архиеп. Антиохийский.
(Стойте в вере!)
I. В четвертом веке распри и различныя ереси возмущали спокойствие Церкви. В особенности распространилась ересь Ария, который отвергал единосущие Сына Божия с Богом Отцем. Отвергнутая и осужденная Никейским вселенским собором, эта ересь нашла однако же много последователей. Император греческий Констанций, один из сыновей Константина Великаго, был склонен к арианству и преследовал епископов, несогласных с ним. Везде вражда, мщение и часто кровавыя распри заменили любовь и мир, завещанные Иисусом Христом.
...
Читать дальше »
|
Преподобный Димитрий Прилуцкий.
(В чем состоит христианское смирение?).
I. Преп. Димитрий прилуцкий, память коего совершается ныне, родился в начале XIV столетия в Переяславле-Залесском от богатых и благочестивых родителей из купеческаго сословия. Рано он был обучен грамоте и еще отроком полюбил чтение Св. Писания и душеспасительных книг. Это благочестивое занятие расположило его к иноческой жизни. Он оставил родительский дом и богатство и вступил в число братий Переяславскаго Богородскаго Горицкаго монастыря.
...
Читать дальше »
|
Священномученик Влаcий.
(О кротком обращении с животными).
I. Св. священномученик Власий, ныне прославляемый, по происхождению был грек; он жил в IV веке; за свою святую жизнь он был избран епископом г. Севастии. Еще при жизни он отличался кротостью и сострадательностью по отношению к животным и зверям, как домашним, так и диким. По причине гонения, епископ скрывался в пустыне; там молился и безмолвствовал; дикие звери приходили к нему и он, возложив на них руки, благословлял их, а больных из них исцелял. За это и звери по своему оказывали святому уважение: когда Власий молился, тогда звери стояли около пещеры его и не нарушали тишины молитвы.
...
Читать дальше »
|
Св. священномученик Харлампий.
(Обилие плодов земных есть дело благословения Божия).
I. Священномученик Харлампий, память коего совершается ныне, был епископом города Магнезии (в Фессалии). Он жил и пострадал за имя Христово во 2-м веке по Р. Хр. в царствование римскаго императора-язычника, Септимия Севера. Как истинный пастырь стада Христова, св. Харлампий поддерживал в вере и твердости христ. упования своих духовных чад во время разразившагося тогда жестокаго преследования христиан со стороны язычников. За это он был схвачен языческими властями и приведен на суд к начальнику области Лукиану. После решительнаго отказа св. Харлампия изменить христианской вере, судьи приказали снять с доблестнаго пастыря священныя одежды и терзать тело его железными когтями.
...
Читать дальше »
|
Св. мученик Никифор.
(О необходимости примиряться с врагами).
I. Св. мученик Никифор, память коего совершается ныне, был мирянин и находился в большой дружбе с одним священником — Саприкием, но по каким-то обстоятельствам дружба эта впоследствии не только охладела, но и превратилась во вражду.
Никифор, однако же, постепенно смягчился и старался помириться с Саприкием. Саприкий же, напротив того, не хотел и слышать о примирении.
...
Читать дальше »
|
Св. великомученик Феодор Стратилат.
(О свойствах христианской кротости).
I. Когда св. Феодор, память коего совершаем ныне, бывший стратилатом (т. е. военачальником) и правителем города Ираклии, объявил себя пред правителем римской империи Ликинием — христианином, его подвергли жестокому истязанию, били воловьими жилами и оловянными прутьями, строгали тело железными гвоздями и палили огнем. Святый во время всех этих мучений не произнес ни одного ропотнаго слова, но непрестанно говорил: слава Тебе, Боже мой!
...
Читать дальше »
|
Сретение Господне.
(О благопристойном поведении в храме).
I. В ветхозаветном храме иерусалимском молитвенныя действия и жертвоприношения совершаемы были по точным указаниям обрядоваго закона. Посему старец Иосиф и Мария Богоматерь, пришедши туда и принесши младенца Иисуса, в сороковой день по рождестве Его, все там исполнили так, как было предписано в законе Господни.
Вместо храма иудейскаго у нас храмы христианские; вместо закона обрядоваго, ветхозаветнаго — у нас свой закон церковный, богослужебный.
...
Читать дальше »
| |