Неделя 26-я по Пятидесятнице
(Лк. 12, 16-21)
У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись...
Безумный богач на многие лета составил план как бы пожить веселее и беспечнее, но изволением Божиим этот план в самый день его составления рушится: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Богач вообразил, что богатство есть плод трудов его, а не дар Божий, и что оно-то теперь и спасет его от всех жизненных недугов. Он забыл пример Иова, который в один день лишился всего своего состояния; забыл, что богатство его мог и огонь попалить, и воры украсть, и многое другое может его истребить. Поистине безумный богач! — он поставил себя на один уровень с животными. Разве для того дана жизнь человеку, чтобы лишь пить, есть и веселиться? Человек создан на дела благие, для усовершенствования своей духовной природы. И посмотрите, как суетится богач, не зная, что сделать с богатством! И для кого хлопочет? По смерти его богатство может попасть в худые руки; расточительные и неблагодарные наследники растратят его без всякого сожаления на безумные кутежи и на всякие сумасбродные затеи.
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Смысл слов — в Бога богатеть — изъясняет нам Сам Христос: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12, 33).
Помните ли вы о тех людях великой веры и великого одушевления, которые звались Христа ради юродивыми? С неутешимою скорбью в сердце, посмеваясь над всеми теми благами и преимуществами, которых так жадно ждут люди, еле одетые в жалкое рубище, голодные и холодные, они проходят через жизнь, не имея постоянного пристанища, ютясь где-нибудь на паперти церковной и иногда в лютые морозы, как то было с одним из великих русских блаженных, искали согреться далее в конуре собаки.
Вот какой взгляд христианина на богатство, являющееся идолом для мира. И вы спросите: так что же, всем раздавать свои имения и бежать в пустыню? О, нет! Это удел немногих, избраннейших душ. Это верх того совершенства, к которому звал Христос богатого юношу (Мф. 19, 21). Но всякий христианин должен держать себя в христианском настроении относительно земного своего достатка и употреблять его на служение Богу.
|